Tibor Kajan, Budapest ЧТО ПОСЕЕШЬ - ТО ПОЖНЕШЬ!

Жидкость, погруженная в тело,
через семь лет пойдет в первый класс

Услышано от Димы Вернера

          Пусть фривольность эпиграфа не отвлечет вас от его сути. Сегодня в первый класс пойдут последние дети, зачатые в предыдущую историческую эпоху. Мы отдаем их - будущее нашей страны - в руки учителей. Знания, порядочность и гражданское сознание педагогов во многом определят, каким оно будет, это пока неразличимое будущее.
          Судьба России всегда зависела от просвещения. Петровские преобразования бесследно сгинули бы, не посей он вместе с ними семена просвещения. Взойдя через столетие, они выросли в русскую интеллигенцию - врага самодержавия. То же и с Советской властью... Всеобщее среднее и доступное всем высшее образование предопределили появление множества разумных людей, которым осточертели заразительное гниение и патологический маскарад партийной верхушки. Какой урок извлекут из истории нынешние хозяева страны?
          Однако не только тенденция, но и формы исторического развития определяются образованием. Они во многом зависят от того воспитания, какое дается молодежи. Я убежден, что наша с вами судьба стала бы иной, помоги школа кое кому (и не только из нынешних властителей!) во-время изжить в себе природную наглость и непомерно развитый хватательный рефлекс. Как-то я заикнулся на эту тему, но меня оборвали: "Вы посягаете на индивидуальность и свободу самовыражения!"
          Мы знаем, что можно оживить разрушенную промышленность, вспахать, если не целину, так заброшенные и заросшие поля, укротить спутник разрухи - преступность. Но все будет втуне, если успеет порваться тянущаяся с петровских времен традиция российского просвещения. Это окажется уже совсем другая страна, быть может, даже относительно благополучная, но с совсем другой, скажем так, культурой. Вы к этому готовы?
          Я понимаю, что нынешнее среднее образование далеко не в лучшей форме, но именно сейчас не решился бы присоединиться к его злобным критикам. Они хотят не как лучше, а как иначе. Поясню, что имею в виду... Школа - наиболее консервативный из общественных институтов, и, хотя всякое бывало, - в целом ей удалось вполне достойно пережить самые мрачные периоды. Да и сейчас тот же консерватизм пока (пока!) позволяет нашей школе устоять против многочисленных попыток взорвать ее снаружи или изнутри. Однако кардинальные перемены уже на пороге: былые общественные идеалы, пусть не раз поруганные, но традиционные для нашей страны, - последовательно подменяются диаметрально противоположными. Я не обсуждаю здесь, хорошо это или нет. Важно другое... Обществу, где тон задают "новые русские", суждена - это неизбежно! - принципиально иная школа! И, добавлю, строго дозированный рацион знаний и правил поведения, в соответствии с социальным статусом или, что то же, с долларовым эквивалентом родителей. Сторонники такого рода перемен быстро набирают силу, а напора и возможностей им не занимать... У них свои резоны: "К чему плодить образованных людей сверх потребностей рынка труда? Разве знания - не такой же товар, как и любой другой?"
          Предельно четко эту концепцию сформулировал М.В. Арапов в "Курьере образования": "Сегодня школа получила социальный заказ структурировать общество. Нужна школа, которая стимулировала бы формирование различных социальных групп, сословий, общин, местных элит, их стабилизацию и воспроизведение".
          Нет сомнений, отечественное образование, как и всё под солнцем, должно изменяться, вопрос лишь в цене, которую заплатят за любой неосторожный или умышленный шаг грядущие поколения. А подлинные и, увы, застарелые школьные болезни всем известны, и в иной ситуации их было бы проще излечить.
          Сегодня - 1 сентября. Великая благодарность учителям, не бросающим наших детей, ради собственного материального преуспевания (а то и выживания!). Я знаю молодых, знающих и талантливых людей, вчерашних исследователей и конструкторов, которые сегодня сознательно, а не вынужденно cтановятся школьными учителями. Все мы обязаны помочь школе.

"Ещё не вечер!"

Александр Шкроб

 


Заметка 11 Ретроспектива Заметка 13

VIVOS VOCO! - ЗОВУ ЖИВЫХ!