|
|
ЧТО ПОСЕЕШЬ - ТО ПОЖНЕШЬ!
Жидкость, погруженная в тело, через семь
лет пойдет в первый класс
Услышано от Димы Вернера
|
|
Пусть фривольность
эпиграфа не отвлечет вас от его сути. Сегодня в первый класс пойдут последние
дети, зачатые в предыдущую историческую эпоху. Мы отдаем их - будущее нашей
страны - в руки учителей. Знания, порядочность и гражданское сознание педагогов
во многом определят, каким оно будет, это пока неразличимое будущее.
Судьба России всегда
зависела от просвещения. Петровские преобразования бесследно сгинули бы,
не посей он вместе с ними семена просвещения. Взойдя через столетие, они
выросли в русскую интеллигенцию - врага самодержавия. То же и с Советской
властью... Всеобщее среднее и доступное всем высшее образование предопределили
появление множества разумных людей, которым осточертели заразительное гниение
и патологический маскарад партийной верхушки. Какой урок извлекут из истории
нынешние хозяева страны?
Однако не только тенденция,
но и формы исторического развития определяются образованием. Они во многом
зависят от того воспитания, какое дается молодежи. Я убежден, что наша
с вами судьба стала бы иной, помоги школа кое кому (и не только из нынешних
властителей!) во-время изжить в себе природную наглость и непомерно развитый
хватательный рефлекс. Как-то я заикнулся на эту тему, но меня оборвали:
"Вы посягаете на индивидуальность и свободу самовыражения!"
Мы знаем, что можно
оживить разрушенную промышленность, вспахать, если не целину, так заброшенные
и заросшие поля, укротить спутник разрухи - преступность. Но все будет
втуне, если успеет порваться тянущаяся с петровских времен традиция российского
просвещения. Это окажется уже совсем другая страна, быть может, даже относительно
благополучная, но с совсем другой, скажем так, культурой. Вы к этому готовы?
Я понимаю, что нынешнее
среднее образование далеко не в лучшей форме, но именно сейчас не решился
бы присоединиться к его злобным критикам. Они хотят не как лучше,
а как иначе. Поясню, что имею в виду... Школа - наиболее консервативный
из общественных институтов, и, хотя всякое бывало, - в целом ей удалось
вполне достойно пережить самые мрачные периоды. Да и сейчас тот же консерватизм
пока (пока!) позволяет нашей школе устоять против многочисленных попыток
взорвать ее снаружи или изнутри. Однако кардинальные перемены уже на пороге:
былые общественные идеалы, пусть не раз поруганные, но традиционные для
нашей страны, - последовательно подменяются диаметрально противоположными.
Я не обсуждаю здесь, хорошо это или нет. Важно другое... Обществу, где
тон задают "новые русские", суждена - это неизбежно! - принципиально иная
школа! И, добавлю, строго дозированный рацион знаний и правил поведения,
в соответствии с социальным статусом или, что то же, с долларовым эквивалентом
родителей. Сторонники такого рода перемен быстро набирают силу, а напора
и возможностей им не занимать... У них свои резоны: "К чему плодить образованных
людей сверх потребностей рынка труда? Разве знания - не такой же товар,
как и любой другой?"
Предельно четко эту
концепцию сформулировал М.В. Арапов в "Курьере образования": "Сегодня школа получила социальный заказ структурировать общество. Нужна школа, которая стимулировала бы формирование различных социальных групп, сословий, общин, местных элит, их стабилизацию и воспроизведение".
Нет сомнений, отечественное
образование, как и всё под солнцем, должно изменяться, вопрос лишь в цене,
которую заплатят за любой неосторожный или умышленный шаг грядущие поколения.
А подлинные и, увы, застарелые школьные болезни всем известны, и в иной
ситуации их было бы проще излечить.
Сегодня - 1 сентября.
Великая благодарность учителям, не бросающим наших детей, ради собственного
материального преуспевания (а то и выживания!). Я знаю молодых, знающих
и талантливых людей, вчерашних исследователей и конструкторов, которые
сегодня сознательно, а не вынужденно cтановятся школьными учителями. Все
мы обязаны помочь школе.
"Ещё не вечер!"
Александр Шкроб
|