ОТУЧЕНИЕ

Уважаемые читатели!

Сегодня, 22 февраля, мне довелось участвовать в конференции о реформе школьного образования, которая была созвана фондом Горбачева. Все описанное ниже надлежит рассматривать как впечатления дилетанта, не претендующего на полное понимание извивов педагогической мысли и экономической тарабарщины. Возможно, впрочем, что такая невинность способствовала желанию вылущить суть из-под словесной шелухи.

Организаторы конференции предложили собравшимся ответить всего на два таких простых вопроса:

  • Нужна ли современной российской школе реформа? Если да, то каковы должны быть ее цель, содержание, приоритеты и временные рамки? 
  • Какими вам представляются позитивные и негативные социальные последствия предполагаемой реформы школьного образования?
Разумеется, я не могу втиснуть содержание шестичасового диалога в рамки редакторской колонки и ограничусь лишь тем, что представляется мне самым важным.

Первое и совершенно неожиданное... Ни в одном из документов, принятых правительством в связи со школьной реформой, ни единым словом не поминается 12-летка. Она ловко прицеплена Российской Академией образования, и смысл этого очевиден - издание бесчисленных новых учебников и методических материалов составляет ее хлеб. Добавим, что при такой хирургической операции можно легко и одномоментно не только сменить общую концепцию образования, но также необратимо изменить его информационное и идеологическое наполнение.

Второй момент - принципы финансирования. Предполагается установить прямую пропорциональную зависимость денежного довольствия школы от числа учащихся. Это означает стимуляцию укрупнения школ, притом что государственное финансирование будет все равно заведомо недостаточно для их технического перевооружения.

Защитники реформы предлагают поставить учебные планы и программы под контроль попечительских советов, которым следует придать НЕ ТОЛЬКО спонсорские функции. Нетрудно представить последствия - чего будут стоить голоса родителей, педагогов, ученых и прочей общественности против голоса нувориша в законе, отстегивающего подачку от cвоих капиталов.

Чего и как добиваются реформаторы? Они констатируют деградацию нашей школы, которую квалифицируют как рудимент советской эпохи, и предсказывают ее полный крах в результате замены вымирающих старых учителей на малограмотных новых. Цель же, которую они преследуют, - не реанимировать школьное образование, а кардинально изменить его задачи. Их главное заклинание - школа должна отвечать требованиям пост-индустриального общества.

Что бы это значило? Ответ я получил от А.А. Пинского - директора московской школы, причастного к разработке реформ. Он пояснил, что львиная часть населения в таком обществе занята не в сфере производства, а в сфере обслуживания - зачем этой части знать про "амфотерные гидроксиды", "районирование по Баранскому" и т.п. - Помилуйте, а как же нам при таком образовании восстановить промышленность, да еще на более высоком технологическом уровне? - А зачем, - ответил мне г-н Пинский, - как ни старайся, все равно мы не будем конкурентоспособны, и следует исходить из международного разделения труда.

Любопытно, что призыв к аудитории: "Зачем это нужно знать нашим детям?" - был характерен для многих ораторов. Например, один из них сетовал на непрактичность тематик, используемых при школьном обучении иностранным языкам. Проще надо! Тот же Пинский придал языковому образованию ясную и понятную цель - иностранец в Венгрии, заблудившись в городе, может у любого прохожего узнать дорогу по-английски...

Это еще что... Представитель министерства образования (мне сказали - далеко не худший!) публично допытывался у математика - академика РАН Д.В. Аносова - на кой ляд знать и помнить, чему равен sin(2x), и помнит ли это сам академик.

Этот представитель пришел под конец и весьма образно обосновал преимущество единого теста по сравнению с заскорузлой системой выпускных и приемных экзаменов: как ни совершенствуй керосиновую лампу, она ей и останется. То ли дело электрический свет, исходящий не только от цивилизованного Запада, но даже из азиатской Японии, да что там Японии - из Китая. Так уговаривал он, не подозревая, что в его отсутствие специалисты  уже разъяснили аудитории, что в Японии пресловутый единый экзамен отменили четыре года назад, а в Китае только что возобновили приемные экзамены в высших учебных заведениях.

Пост-индустриальное общество... И.Ф. Раздымалин - директор сельской школы, отдавший 40 лет народному образованию, - заметил, что в его Воронежской области оно уже создано - там пашут сохой и на лошадях. Чему в этом обществе должно учиться? - цитирую по памяти выступление одного из главных застрельщиков реформы - Я.И. Кузьминова: коммуникативности, знанию своих прав, умению ориентироваться в "потоке информации" и, само собой, иностранному языку. Все без исключения реформаторы недобрым словом поминали оголтелых учителей-предметников, жаждущих передать молодежи как можно больше ну совершенно ненужных ей знаний. "Не тормози - сникерсни!"

"Пока не поздно..." - так названо недавнее обращение к нации президента США Буша, призывающее к кардинальному улучшению образования, которое одно только и способно надолго закрепить американскую гегемонию.

* * *

Я благодарен фонду Горбачева за редкую возможность в столь концентрированном виде получить представление о целях и сути планируемой реформы. Впрочем, почему планируемой? - она уже на ходу...

Александр Шкроб

P.S. Неправленую стенограмму конференции теперь можно прочесть на сайте "Новой газеты".


 


Заметка 24 Ретроспектива Заметка 26

VIVOS VOCO! - ЗОВУ ЖИВЫХ!