ОБЕ ХУЖЕ!

В 6-ом номере "Природы" соседствуют две публикации: одна - об изучении генетических предпосылок эмоционального статуса, характера и поведения человека, а другая - о деятельности доморощенных расистов, мечтающих создать русское евгеническое государство, в котором с помощью клонирования предлагается “восстановить древнерусский генотип”.

Итак, возможно по случайности, редакция представила на суд читателей одновременно как бы две модели "биологизированной" цивилизации.

Начнем со второй - расистской… Ее пропагандисты привычно поносят "советских придворных антропологов" (которые "выполняли идеологический заказ коммунистической партии с ее интернационализмом") и предлагают печально знакомую программу:

“Право деторождения получают только здоровые люди, а люди одаренные получают исключительное право быть увековеченными в человеческом материале любое количество раз. Напротив, все генетически нежелательные элементы, которые самим фактом своего существования негативно влияют на жизненные силы расы, лишаются права деторождения медицинским путем”.
Да, были государства, где подобные планы встречали понимание. Но не везде... Так, например, Сталин брезгливо отверг предложение американского генетика Г. Меллера искусственно осеменять "сознательных" женщин:
"Многие матери завтрашнего дня, освобожденные от оков религиозных предрассудков, будут горды смешать свою плазму с плазмой Ленина или Дарвина, и дать обществу ребенка, наследующего их биологические качества".
Однако, в самих США еще не так давно широко обсуждалась проблема сбора, хранения и использования спермы нобелевских лауреатов. Вспомним также, что
"первый закон о принудительной стерилизации был принят в США в 1907 в штате Индиана, а последний - в 1937, в штате Джорджия. За время их действия в стране, согласно статистическим данным, было насильно стерилизовано свыше 100 тыс. человек, в том числе много негров. В большинстве штатов стерилизации подлежали психически ненормальные, умственно отсталые, осужденные за половые преступления; в некоторых, кроме того, - хронические алкоголики, эпилептики, проститутки, круглые сироты, бродяги" (С.М. Гершензон, Т.И. Бужиевская, "Человек", №1, 1996 г.).
Разгром нацистской Германии, освобождение колониальных и зависимых народов, общественное пробуждение негров в США - эти и многие другие факторы в большинстве стран сокрушили планы расистов-государственников, и они ушли в тень, обнаруживая себя лишь в критические моменты, такие как экономическая и политическая разруха, затяжные военные конфликты, массовые этнические миграции и т.п. Именно такие критические моменты своей истории, - притом, все сразу - переживает сейчас наша Родина…

Отличительным свойством государственного расизма является его догматичность, переходящая в параноидальность. Вот два характерных случая, разделенные веками. Елизавета Петровна запретила евреям-купцам селиться в России, немотря на очевидные экономические выгоды: "От врагов Христовых не желаю интересной прибыли!". А рейхминистр авиации Геринг на требования изгнать Мессершмита и других неарийцев ответствовал, что в своем ведомстве он сам решает, кто - еврей. Хотя императрица и нацист №2 решали свои локальные проблемы по-разному, они сходились в том, что евреи изначально вредоносны. Даже Гиммлер перед своими откровенничал, что "у каждого из 80 миллионов честных немцев есть свой порядочный еврей", но догма есть догма, и 6 миллионов евреев были принесены ей в жертву.

Государственный расизм не основывается на данных биологической науки, а, как правило, порождает паранауку, призванную обосновать и оправдать исходную догму. Иное дело, что научные разработки при этом могут вполне успешно использоваться для прикладных целей, не посягающих на "святое"...

Оптимисты считают, что расизм как наиболее жестокая и извращенная форма "биологизации" общества ушел или уходит в прошлое. Значит ли это, что нам не грозят иные, быть может, еще более зловещие по своим последствиям методы классификациии и притеснения людей по биологическим и, прежде всего, по наследуемым свойствам?

"Наша судьба - в наших генах". Эта цитата из Дж. Уотсона, взятая в заголовок научной статьи в "Природе", приобретает особый оттенок при капитализме - общественной формации, в основе которой лежит прагматизм, нацеленный на достижение максимально возможной прибыли. Успехи биологии, в частности, ее наболее современных ветвей: геномики и протеомики - неуклонно приближают время поголовной генетической паспортизации. Вот только некоторые из возможных последствий этого шага, особо опасные для народов, не входящих в "золотой миллиард":

1. Взносы на медицинскую страховку будут пропорциональны риску, оцениваемому по генетической предрасположенности к заболеваниям;

2. Работодатели будут отбирать, по крайней мере, рядовых рабочих и служащих, руководствуясь генетическим прогнозом их психологических характеристик, например, выделяя потенциально покорных и непритязательных;

3. Бесплатное образование будет дозироваться в соответствии с задатками, якобы заложенными в геноме ребенка. Слово "якобы" здесь призвано подчеркнуть неопределенность подобных предсказаний в обозримое время.

Этот список можно значительно расширить... Подчеркну его специфику - отбор производится не по реальным качествам субъекта, а по их зачаткам, заложенным в геноме, хотя эти зачатки есть лишь один из компонентов, влияющих на физическое и психическое формирование личности. Вряд ли эта решающая оговорка кого остановит, поскольку чисто геномные предсказания будут дешевы, внешне выглядят наукообразными и их можно поручить "беспристрастным" компьютерам.

Добавим также, что пиратские копии геномных банков станут кладом для шантажистов и папарацци, а иным бизнесменам они позволят подыскивать доноров и тем или иным способом извлекать из них органы для пересадки  платежеспособным клиентам.

И это все - только о геномной диагностике, а за ней маячит возможность прямого вмешательства в геном человека. Как его исключить или обезвредить, если оно будет сулить операторам сиюминутную прибыль?

Мы все - свидетели или  жертвы разнообразных форм национализма и ксенофобии, порожденных сначала фальсификацией интернационализма, а затем - сознательным отказом от него как государственной политики. Даже думать не хочется, что нашим детям и внукам, сверх того, суждено жить при научно "биологизированном" капитализме.

Не хочется думать, но надо!

Александр Шкроб


 


Заметка 35 Ретроспектива Заметка 37

VIVOS VOCO! - ЗОВУ ЖИВЫХ!