"ДЕТИ ЧУБАЙСА"
В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ

Бог - дал, а с чертом потягаемся

В.И. Даль, "Пословицы русского народа"

Почему так омерзительны продукты жизнедеятельности швыдких на сцене ГАБТа?

За ответом обратимся к понятиям о добре и зле, чести и позоре, благородстве и низости. Люди так устроены, что эти абстрактные понятия усваиваются лишь на конкретных примерах, служащих эталонами. Так рождается мифология, и не только древняя... Вот пушкинские образы, ставшие для нас символами определенных качеств: Сальери - зависть, Мазепа - измена, Петр - великий государь... Этот список воплощений можно продолжить, в него попадут и предательство - Власов, и отвага - Зоя Космодемьянская и Александр Матросов.

Возможно, при жизни все эти люди не походили на героев мифов, не совершали приписываемых действий, или же эти действия оказались неверно истолкованными. Но так или иначе в общественном сознании они de facto стали своего рода шаблонами или стереотипами при воспитании новых поколений. В конце концов, и религиозные идеалы, сформулированные в Библии, лишь в малой степени зависят от правдоподобия и историчности описанных там событий.

Демифологизация, чем бы она ни мотивировалась, неизбежно подрывает абсолютность стимулов или запретов. Если вдруг выясняется, что у Иуды, Мазепы или Власова были веские резоны предать, это означает, что такие резоны в принципе возможны и допустимы. Если Зоя и Матросов были психически неуравновешенны, а Жанна д'Арк - генетически неполноценна, то нам - таким здоровым! - не пристало быть готовыми на подвиг. И так далее... Конечный и вполне достижимый результат демифологизации - священна только собственность, разумеется, своя.

Это самое "вдруг" началось еще до катастройки, когда размножились издевательские анекдоты о Чапаеве и Ленине. Они подготовили почву для последующего шквала всевозможных мерзостей, и не только о великих российских демократах и революционерах, но обо всех сколько-нибудь выдающихся фигурах - от Ивана Сусанина до Максима Горького (пиетет соблюдался только к царям и черносотенцам).

В послеоктябрьскую эпоху тоже хватало окололитературных и прочих ничтожеств, специализировавшихся на "сбрасывании с парохода современности", - однако тогда этот разрушительный процесс удалось остановить (а не то ГАБТ давным-давно перековался бы в пресловутый театр имени Колумба). Сейчас иное время: страна разграблена, общество атомизировано, государство бессильно, границы открыты. Поэтому, что бы ни двигало швыдкими гельманами, они могут действовать нагло и напористо.

Именно эта чисто чубайсовская наглость особенно омерзительна, тем более в сочетании с ощущением собственного бессилия. Словно над тобой, связанным, совершают тюремный ритуал “опущения”.

Но так ли мы бессильны? Что мешает выключать ящик с "детьми Чубайса" на экране, не читать их книги, не смотреть их фильмы, не принимать их (и ихних холуев!) дома, никогда не садиться с ними за один стол, наконец, не подавать им руку?

Даже Гитлер пуще смерти боялся быть выставленным напоказ. Я наивно верю, что нравственную победу над швыдкими любого толка может одержать каждый, кто покажет на ближайшего из них пальцем и вслух громко - при детях! - произнесет бессмертное шварцевское заклинание: “Тень, знай свое место!”

Александр Шкроб

23.03.05


Заметка 46 Ретроспектива Заметка 48

VIVOS VOCO! - ЗОВУ ЖИВЫХ!