Почему так омерзительны продукты жизнедеятельности швыдких на сцене ГАБТа?
За ответом обратимся к понятиям о добре и зле, чести и позоре, благородстве
и низости. Люди так устроены, что эти абстрактные понятия усваиваются лишь
на конкретных примерах, служащих эталонами. Так рождается мифология, и
не только древняя... Вот пушкинские образы, ставшие для нас символами определенных
качеств: Сальери - зависть, Мазепа - измена, Петр - великий государь...
Этот список воплощений можно продолжить, в него попадут и предательство
- Власов, и отвага - Зоя Космодемьянская и Александр Матросов.
Возможно, при жизни все эти люди не походили на героев мифов, не совершали
приписываемых действий, или же эти действия оказались неверно истолкованными.
Но так или иначе в общественном сознании они de facto стали своего
рода шаблонами или стереотипами при воспитании новых поколений. В конце
концов, и религиозные идеалы, сформулированные в Библии, лишь в малой степени
зависят от правдоподобия и историчности описанных там событий.
Демифологизация, чем бы она ни мотивировалась, неизбежно подрывает абсолютность
стимулов или запретов. Если вдруг выясняется, что у Иуды, Мазепы или Власова
были веские резоны предать, это означает, что такие резоны в принципе возможны
и допустимы. Если Зоя и Матросов были психически неуравновешенны, а
Жанна д'Арк - генетически неполноценна, то нам - таким здоровым! - не пристало
быть готовыми на подвиг. И так далее... Конечный и вполне достижимый результат демифологизации
- священна только собственность, разумеется, своя.
Это самое "вдруг" началось еще до катастройки, когда размножились издевательские
анекдоты о Чапаеве и Ленине. Они подготовили почву для последующего шквала
всевозможных мерзостей, и не только о великих российских демократах и революционерах,
но обо всех сколько-нибудь выдающихся фигурах - от Ивана Сусанина до Максима
Горького (пиетет соблюдался только к царям и черносотенцам).
В послеоктябрьскую эпоху тоже хватало окололитературных и прочих ничтожеств,
специализировавшихся на "сбрасывании с парохода современности", - однако
тогда этот разрушительный процесс удалось остановить (а не то ГАБТ давным-давно
перековался бы в пресловутый театр имени Колумба). Сейчас иное время: страна
разграблена, общество атомизировано, государство бессильно, границы открыты.
Поэтому, что бы ни двигало швыдкими гельманами, они могут действовать нагло
и напористо.
Именно эта чисто чубайсовская наглость особенно омерзительна, тем более
в сочетании с ощущением собственного бессилия. Словно над тобой, связанным,
совершают тюремный ритуал “опущения”.
Но так ли мы бессильны? Что мешает выключать ящик с "детьми Чубайса"
на экране, не читать их книги, не смотреть их фильмы, не принимать их (и
ихних холуев!) дома, никогда не садиться с ними за один стол, наконец,
не подавать им руку?
Даже Гитлер пуще смерти боялся быть выставленным напоказ. Я наивно верю,
что нравственную победу над швыдкими любого толка может одержать каждый,
кто покажет на ближайшего из них пальцем и вслух громко - при детях! -
произнесет бессмертное шварцевское заклинание: “Тень, знай свое место!”
23.03.05