Ловушка для Эллочки

У многих из нас есть ощущение, что с русским языком происходит нечто нехорошее… Одних больше возмущает нашествие иноязычных слов, словечек и взвизгов, других - демонстративное пренебрежение грамматикой и синтаксисом, третьих - приблатненность, выползшая из притонов и тусовок.

Русский язык отличается выносливостью. Он благополучно вобрал в себя многие тысячи чужих слов, в то же время, отринув иные, почему-то не подошедшие. Он удивительно легко и непринужденно пережил многочисленные реформы и, что особенно замечательно, в исторический миг отлился в особую форму - общепринятый литературный язык, который стал основой и национальной русской, и интернациональной советской культуры. Конечно, нынешний напор извне несопоставим по мощи с прежними, но… бог не выдаст - свинья не съест.

Боюсь, что реальная беда подступает с другой стороны…

В России языковое образование, грамотность всегда служили средством достижения более высокой цели - просвещения народа. Возьмем ненавидимую демократами Советскую власть - массовый ликбез был одним из первых ее начинаний. Сотни тысяч, если не миллионы прошли через рабфаки. Была создана практически на пустом месте замечательная детская и юношеская художественная и научно-популярная литература. Общедоступное и бесплатное среднее и высшее образование, дешевизна книг, развитая сеть библиотек, клубов, Домов пионеров и пр., помимо прочего, обеспечили высокую социальную мобильность. Людей только что не за уши тянули вверх - вспомним послевоенный расцвет вечернего и заочного обучения.

Что несет с собой утверждающийся капитализм? Еще в 1997 г. один из теоретиков-реформаторов М.В. Арапов писал о направленности предстоящих преобразований: "Сегодня школа получила социальный заказ структурировать общество. Нужна школа, которая стимулировала бы формирование различных социальных групп, сословий, общин, местных элит, их стабилизацию и воспроизведение" (Курьер образования, №2, 1997). За этим скрывается дифференциация образования по классовой, имущественной и национальной принадлежности. Сегодня, спустя десять лет мы уже видим первые плоды такого расслоения…

Для меня самым угрожающим здесь представляется "смена вех" - образование становится товаром или платной услугой, которые приобретаются для чисто утилитарной цели - успеха на рынке труда. Вспомните Элизу Дулитл, которая потребовала сделать ее грамотной ("Если мои денежки вам не по вкусу, я пойду к другому!"), чтобы стать продавщицей в фешенебельном цветочном магазине. Русское общество при этом полностью утрачивает свое историческое своеобразие, ибо ранее в нем был немыслим приговор: "Если ты такой умный, то почему такой бедный!"

Язык - едва ли не главная сила, объединяющая и сплачивающая людей. Именно поэтому так опасны все действия, направленные на языковое разобщение внутри общества, на навязывание искусственно сконструированных псевдоязыков с конечной целью воспрепятствовать рождению сообществ по классовым, гражданским и любым другим реальным интересам.

Опасно выдавливание общенационального русского литературного языка из сферы народного образования и средств массовой информации.

Опасна прикрываемая "свободами" ползучая зараза якобы молодежного сленга, языковых извращений рекламы и прочих "преведов". Никто не убедит меня, что эта дрянь самозарождается, а не заказывается прикладным психологам.

Опасна инфильтрация очередного "новояза", подменяющего слова, чтобы извратить понятия. Ну, нет никакого "капиталиста" - есть "работодатель"…

Короче, я считаю, что сегодня по-настоящему зловещи не временные расстройства языкового пищеварения, а социальные последствия развязанной против нас войны - лингвистической по форме, классовой по сути.

Александр Шкроб

22 ноября 2006 г. 


Заметка 58 Ретроспектива Заметка 60

VIVOS VOCO! - ЗОВУ ЖИВЫХ!