ЗАДОЛГО ДО РАССВЕТА
ПОШЛОСТЬ - ж. устар. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: пошлый.
Новый словарь русского языка
Спрашивают подростки, спрашивают родители... Пишут, а то и звонят читатели...
Всех их, - очень разных, но похожих доброй наивностью - объединяет вопрос:
"Как жить и кому верить?" Эти люди не хотят жить, никому не веря.
В очень многих обращениях - возмущение торжествующей пошлостью. Конечно
же, именно опошление обезоруживает, лишает ориентиров и святынь. А без
них немыслим ни один из базовых элементов общества: народ, государство,
класс, труд, семья. Только одно нельзя опошлить - это деньги, поэтому дистанцию
от чистогана можно рассматривать как меру ценности и человечности.
Противостояние без пошлости лежит в шкале "диалог - поединок" и предполагает
уважение к противнику. Иначе - провокация и надругательство... Самый свежий
пример тому - публикация антиисламских карикатур в европейской прессе,
но сколько примеров - вокруг!
Вот антикоммунисты ждут "Фас!" для расправы над телом В.И. Ленина -
для них это ритуальное действо, вроде тризны.
Пока они прямодушны
и откровенны, их не в чем упрекнуть, как грифа или гиену. Но пошлость берет
верх: оказывается ихняя возня - не фрейдистское сведение счетов и даже
не проплаченный спектакль, а забота об упокоении души усопшего раба божьего
Владимира.
Или вот школьный учитель пишет про декабристов в журнале
г-на Павловского:
"... Это были люди, которые пошли на отказ от всего
только ради счастья других людей. Но это не должно уводить нас в сторону
подражания - боже упаси брать с них пример!" Остановись он после первой
фразы, - и остался бы среди многих поколений учителей, воспитывавших русскую
интеллигенцию. Ограничился бы второй - и заслуженно получил бы медаль Св. Асмолова III степени за толерантность. А соединение этих фраз ощущается
как фальшь и пошлость.
Ему, борцу с насилием, вспомнить бы Пушкина, который в
послании сибирским узникам предвещал:
"И братья меч вам отдадут!"
Поэты знают набат и силу слов и не бросаются ими зря. Пушкин был понят
- в ответе Одоевского меч упоминается уже дважды. Вначале декабрист сетует
на собственную слабость и нерешительность:
...К мечам рванулись наши руки,
И - лишь оковы обрели. |
И точно, всего-то - рванулись... Они этот карающий меч в руки взять не успели или не решились. Но Одоевский глядел в будущее:
Мечи скуем мы из цепей
И пламя вновь зажжем свободы... |
Представьте, - это писал каторжник в самую дремучую николаевскую эпоху.
Перед ним было - как стена! - вековое самодержавие, но он верил в очистительный
огонь свободы: "Из искры разгорится пламя". А перед нами - всего лишь бандиты с челядью.
Забавно наблюдать столкновение пошлости с прагматизмом... Эти дондуреи
уже и не знают, как еще лягнуть социалистический реализм, но в телебизнесе
заправляют люди практичные, у которых текущая цель - поднять рейтинг, сиречь
прибыль. Российскому же зрителю обрыдло пошлое и лживое пойло, и он ногами
голосует за советские фильмы о труде, чести и любви.
Пошлость внедряют в народное, особенно в детское сознание - неспроста.
Есть такая присказка: болезнь - заразна, а здоровье - нет. Ловко
сфабрикованная и умело запущенная пакость, далее распространяется подобно
инфекции, не требуя дополнительных усилий и капиталовложений. Вспомните
анекдоты про В.И. Чапаева, книги Резуна... Только что начали демонстрировать
очередной заведомо лживый фильм, на этот раз о подготовке в Советском Союзе
детей-диверсантов.
Ни вы, дорогие читатели, ни сам я не в силах остановить этот поток,
- как вы догадываетесь, эта проблема иного порядка... Не могу я также назвать
ни одну партию, общественную организацию или моральный авторитет, вокруг
которых стоило бы собраться для защиты нашей культуры. Думаю, сегодня единственно
верный выбор - объединяйте окружающих вас друзей. Вместе сохраняйте свои
детские книги, знакомьте детей с жизнью дедов и прадедов, сообща учите
сыновей и внуков распознавать и отвергать ложь, пошлость и мракобесие...
Пусть они вырастут хранителями огня. Правда, жизнь это им не облегчит...
9 февраля 2006 г.