ПРИРОДА
№ 5, 2000 г.

Коллекции записей звуков природы

И.Д. Никольский,
кандидат биологических наук
Государственный Дарвиновский музей, Москва

Собирательство бестиальных (от лат. bestialis — звериный) фонозаписей возникло на волне научного интереса к поведению животных и способам их общения. Ясно, что для начала необходимо было создать коллекцию таких записей, ведь только птиц в мире порядка 9 тыс. видов, и почти каждый из них обладает набором видоспецифических голосовых и инструментальных (таких, как стук дятла) звуков. Первые рабочие коллекции, используемые в научных исследованиях, появились в 50—60-х годах, когда зоологам стали доступны портативные магнитофоны.

Интерес к звукам животных не ограничивается только научной стороной дела. Записи нашли применение в прикладной биоакустике (акустические репелленты и аттрактанты), в психотерапевтическом аутотренинге; они востребованы на радио и телевидении, тиражируются на звуковых носителях. Запись звуков природы — это выразительная иллюстрация для художественного или образовательного текста. Словом, бестиальная фонозапись стала не только материалом для научных исследований, но и вошла в культурный обиход. С 1910 г. в России выпущены пластинки и аудиокассеты 107 наименований (в это число не включены многочисленные пиратские копии с зарубежных компакт-дисков, появившиеся в 90-е годы).

Первая в мире штатная (т.е. созданная на базе какого-либо учреждения) коллекция была основана зоологом А.Алленом и физиком П.Келлогом при лаборатории орнитологии Корнелльского университета в США в 1931 г. Сегодня это одно из крупнейших собраний записей звуков животных. Его фонды непрерывно растут благодаря многочисленным добровольным вкладчикам, чьи коллекции депонируются в каталоге собрания.

По списку, опубликованному в журнале “Bioacoustics”, 17 штатных коллекций входят в число наиболее крупных в мире собраний записей звуков природы (Bioacoustics. 1989. V.2. №3). Они находятся при звуковых архивах, музеях, лабораториях и на кафедрах университетов. Впечатляющей коллекцией, к примеру, располагает отдел звуков природы при Национальном звуковом архиве Великобритании (основанный в 1969 г.) — более 100 тыс. магнитофонных полевых записей, произведенных во всех зоогеографических зонах планеты. Кроме того, в архиве хранятся звуковые носители (пластинки, аудиокассеты, компакт-диски) свыше 1600 наименований. Вероятно, это — две трети мировой продукции, произведенной с 1910 г.

В вышеназванный список вошли и два российских собрания. Одно из них — фонотека голосов животных, созданная в 1971 г. Б.Н.Вепринцевым при Институте биофизики РАН в Пущине. Основу этой коллекции составили оригиналы магнитофонных записей, произведенных Вепринцевым и другими зоологами в разных регионах СССР за многие годы. В коллекции хранятся также свыше 500 тиражированных звуковых носителей, присланных в основном из-за рубежа (их каталог был выпущен фонотекой).

Другая коллекция, упомянутая в списке, стала складываться с 1966 г. на кафедре зоологии позвоночных животных биофака МГУ (Подробнее см.: Фонотека голосов животных // Природа. 1969. №2. С.111.). Инициаторы ее создания — заведующий кафедрой профессор Н.П.Наумов и Вепринцев. В этот период на кафедре активно велись биоакустические работы и фонотека регулярно пополнялась все новыми полевыми записями, поступавшими от сотрудников и аспирантов. С 1968 г. хранителем фонотеки стал автор этих строк.

Обе коллекции, академическая и университетская, не только пополняли фонды, но и использовались в научных и просветительских целях. Достаточно напомнить, что в 60—80-х годах подавляющая часть отечественных бестиально-звуковых публикаций была подготовлена по материалам фонотек. Некоторые выдержали ряд переизданий — к примеру, серия популярных пластинок “Голоса птиц в природе”, в создании которой помимо Вепринцева приняли участие зоологи Р.Наумов, И.Нейфельдт и др., а также комплект пластинок для школ, подготовленный фонотекой МГУ по заказу Минпроса СССР в 1979 г. Фонотека МГУ дважды (в 1986 г. в Биологическом музее им.К.А.Тимирязева и в 1991 г. в Зоологическом музее МГУ) проводила ретроспективные тематические выставки пластинок с выпущенными в России записями звуков животных.

Сейчас, на исходе столетия, отечественные коллекции бестиальных фонозаписей находятся в следующем состоянии. Продолжает существовать фонотека при Институте биофизики РАН в Пущине. После кончины ее основателя профессора Вепринцева (1928—1990) хранение коллекции осуществляет биофизик О.Д.Вепринцева.

Фонотека при кафедре зоологии позвоночных животных биофака МГУ к середине 90-х годов прекратила свое существование. Часть ее коллекции поступила в фонды Государственного Дарвиновского музея, где с марта 1997 г. при научно-исследовательском отделе начал формироваться бестиально-звуковой научно-вспомогательный фонд, насчитывающий к настоящему времени более 200 наименований тиражированных звуковых носителей. Разработан и ведется предметный каталог с описанием каждого носителя. Содержание носителей (виниловых, гибких, а также компакт-дисков, аудиокассет) отражено в систематическом каталоге, который организован по принципам зоологической систематики.

Станет ли формирующийся научно-вспомогательный фонд коллекцией — покажет будущее. Между этими двумя формами музейного хранения есть принципиальное различие: во вспомогательном фонде допускается снятие копий с оригинала, а в коллекции оригиналы хранятся в запасниках, в производственном обиходе используются только копии с оригиналов.


 


VIVOS VOCO! - ЗОВУ ЖИВЫХ!
Апрель 2000 г.