2005 г.

Коротко
Рецензия
Новые книги

НОВОСТИ НАУКИ

Звезда с наименьшим содержанием металлов. Вибе Д.З.
СТМ разрывает молекулы
Новый метод очистки однослойных нанотрубок
Где жили предки змей?
Поведение слонов при цунами
История Генриетты. Семенов Д.В.
РНКаза бактерий - против опухолевых клеток. Липина Т.В.
Судьба индоокеанских «Галапагосов»
Индонезия теряет леса
Радиоуглеродные «часы» станут точнее
Приближается III Международный полярный год
Льяйма обнажается
Над Южной Атлантикой растет озонный слой
Какая может быть «польза» от катастрофы?
Первые американцы - кто они?

Астрофизика

Звезда с наименьшим содержанием металлов

Предполагается, что первое поколение звезд сформировалось через несколько сотен миллионов лет после Большого взрыва, который произошел около 14 млрд лет назад. Возникновение этих звезд знаменовало переход от водородно-гелиевой плазмы ко Вселенной со сложной структурой и разным химическим составом.

Недавние теоретические работы на предмет образования первых звезд во Вселенной привели астрономов к выводу, что это были сверхмассивные светила (несколько сотен масс Солнца), аналогов которым в современной галактике Млечный Путь нет. Возможности рождения в ранней Вселенной звезд малой массы (подобных Солнцу) эти теории не предсказывают. На сегодняшний день нет прямых наблюдательных свидетельств, соответствующих тем или иным моделям первых звезд. Один из возможных подходов к решению проблемы состоит в изучении очень старых звезд нашей Галактики. Их отличительный признак - крайне низкое содержание тяжелых элементов, в частности железа. Химический состав малометалличных звезд налагает косвенные ограничения на модели нуклеосинтеза в звездах первого поколения и на распределение их масс. Кроме того, среди бедного железом звездного населения могут обнаружиться и собственно звезды первого поколения, практически не содержащие тяжелых элементов.

На поиск звезд с низкой металличностью нацелен обзор неба, который проводится совместно астрономами Гамбургской (Германия) и Европейской южной (Чили) обсерваторий (Nature. 2005. V.434. P.871-873). В апреле 2005 г. участники этого обзора сообщили об открытии звезды HE1327-2326, которая по малости содержания металлов не знает себе равных среди всех известных звезд. Предыдущий рекордсмен - звезда HE0107-5240 - была открыта в 2001 г. в ходе того же обзора.

Поиск малометалличных светил представляет собой сложный многоэтапный процесс. Звезда HE1327-2326 впервые была идентифицирована как бедный металлом объект на сравнительно небольшом, 1.5-метровом телескопе Европейской южной обсерватории (ESO). Затем чрезвычайно низкое содержание тяжелых элементов в звезде было подтверждено с помощью спектроскопа 3.6-метрового телескопа ESO. Наконец, когда стало ясно, что обнаружен действительно уникальный объект, детальное исследование его химического состава было проведено с помощью спектрографа высокого разрешения телескопа “Subaru” (Япония).

В итоге этих наблюдений установлено, что содержание железа в звезде HE1327-2326 составляет всего 4·10–6 от его содержания на Солнце. С другой стороны, содержания углерода и азота относительно железа удивительно высоки. Такие же свойства характерны и для упомянутой выше железодефицитной звезды HE0107-5240. Такой результат говорит о том, что история обогащения двух этих звезд тяжелыми элементами отлична от прошлого других звезд с низким содержанием металлов.

Чтобы объяснить всю совокупность данных о химическом составе названных звезд, приходится допустить существование необычных сверхновых, в которых синтезировалось столь малое количество железа. В этом случае звезда, о которой идет речь, должна быть звездой второго поколения, образовавшейся из газа с тяжелыми элементами, синтезированными в сверхновых первого поколения. Картину химического состава обоих рекордных объектов объясняют модели сверхновых, предложенные астрономами из Университета Токио (Япония) - соавторами работы. Согласно этим моделям, предсверхновыми были не сверхмассивные звезды, а звезды с массами в несколько десятков масс Солнца.

Если же звезда HE1327-2326 представляет собой звезду первого поколения, образовавшуюся из газа с нулевым содержанием железа, то обнаруженные в ней тяжелые элементы могли появиться в атмосфере звезды в результате загрязнения межзвездным веществом. Правда, эта модель не объясняет аномально высокое содержание легких элементов. В любом случае химический состав звезды, измеренный с помощью телескопа “Subaru”, налагает сильные ограничения на сценарии образования железодефицитных звезд.

© Вибе Д.З.,
доктор физико-математических наук

Физика

СТМ разрывает молекулы

Уже давно никого не удивляют сообщения об использовании иглы сканирующего туннельного микроскопа (СТМ) для манипуляций с отдельными атомами на поверхности твердого тела. Более того, путем селективного возбуждения колебательных мод удается перемещать отдельные адсорбированные молекулы или инициировать их диссоциацию. До недавнего времени объектом такого рода действий могла служить лишь молекула, у которой связи составляющих ее атомов друг с другом или с поверхностью очень слабы. Эксперименты  приходилось осуществлять при низких температурах: в противном случае тепловые флуктуации приводили к неконтролируемому движению атомов.

Недавно английские физики впервые с помощью СТМ избирательно оторвали атомы хлора от отдельных молекул хлорбензола C6H5Cl, адсорбированных на поверхности Si(111)-7ґ7 [3]. Попутно обнаружился интересный факт: хотя энергией, достаточной для диссоциации молекулы, обладает уже один туннелирующий электрон, процесс протекает лишь при туннелировании двух электронов. Исследователи объясняют это спецификой взаимодействия электрона с молекулярными колебательными модами.

Nature. 2005. V.434. №6991. P.36 (Великобритания);

Физика. Технология

Новый метод очистки однослойных нанотрубок

Ключевая проблема технологии изготовления углеродных нанотрубок - разработка эффективных методов их очистки. Наиболее распространенные способы (термическое разложение графита и термокаталитические реакции углеродсодержащих соединений) дают продукт, который наряду с нанотрубками содержит до 80% графитовых наночастиц, а также частиц металлического катализатора, заключенных в графитовую оболочку. Для удаления этих примесей обычно применяют механические методы (фильтрацию, центрифугирование, ультразвуковое воздействие) в сочетании с химическими (окислением в газовых или жидких средах при повышенных температурах). Однако из-за низкой производительности и значительной продолжительности такого технологического процесса нанотрубки с низким содержанием примесей получаются весьма дорогими, что ограничивает их применение.

Новый метод очистки разработан недавно в Исследовательской лаборатории ВМФ США. В эксперименте использовали однослойные трубки, полученные методами лазерной абляции и электродугового распыления графита. Каждый из образцов массой 2 г помещали в цилиндрическую камеру длиной 4 см и диаметром 1.26 см с вентиляционным отверстием. Камеру нагревали в течение 30 мин до температуры 200°С в вакууме, а затем на протяжении 5 мин до 450°С в атмосфере газообразного водорода повышенной чистоты при давлении ~35 атм. Затем водород откачивали, а образцы медленно охлаждали до комнатной температуры. Очищенные трубки исследовали с помощью просвечивающего электронного микроскопа, методами комбинационного рассеяния света, рентгеновской флюоресценции и дифракции, а также проводили их термогравиметрический анализ.

Измерения показали высокую эффективность (93%) нового метода очистки. Наряду с удалением примесей существенно снижалось число структурных дефектов нанотрубок.

Nanotechnology. 2005. V.16. P.639-646 (Европейский Союз);

Эволюционная биология

Где жили предки змей?

С начала XX в. считалось, что змеи произошли от сухопутных ящериц. Однако в последние годы возобладала теория, согласно которой их предками были водные пресмыкающиеся. Аргументом в ее пользу стала находка ископаемых остатков морской змеи с крошечными задними конечностями, которую признали “недостающим звеном” между подлинной змеей и мозазавром - гигантской морской рептилией, жившей в меловой период.

Теперь американские специалисты по эволюционной биологии С.Блейр-Хеджес и Н.Видаль (S.Blair-Hedges, N.Vidal; Университет штата Пенсильвания в Юниверсити-Парке) “вернули” предков змей на сушу. Сопоставив гены RAG-1 и C-mos у более чем 60 современных семейств змей и ящериц, они пришли к выводу, что потомками древнего мозазавра стали крупные наземные ящерицы рода варанов (Varanus), не имеющие со змеями близкой генетической связи. Значит, и вымершие морские рептилии с конечностями также не могут считаться предками современных змей, и убедительных доводов в пользу морского происхождения этих пресмыкающихся больше нет.

Science. 2004. V.303. №5659. P.759 (США);
Biology Letters. 2004. №1. P.29 (Великобритания).

Зоология. Акустика

Поведение слонов при цунами

26 декабря 2004 г. - еще до прихода на побережье катастрофического цунами - в поселке Кхао Лак, расположенном на юге Таиланда, слоны, на которых катались туристы, кинулись бежать от берега, унося с собой ездоков и тем самым спасая их от гибели. Подобные случаи, как теперь стало известно, имели место и на Шри-Ланке.

Биолог Ц.О’Коннел-Родуэл (C.O’Connell-Rodwell; Станфордский университет, штат Калифорния, США) небезосновательно полагает, что слоны способны воспринимать инфразвуки, возникающие при землетрясениях, извержениях вулканов или сходе лавин (O’Connell-Rodwell C.E. et al. // J. Acoust. Soc. America. 2000. V.108. P.3066). Все это мощнейшие выбросы энергии, сопровождаемые звуковыми вибрациями низкой частоты (до 20 Гц). Такие частоты не воспринимаются человеком, но их улавливают многие животные (бегемоты, тигры, отдельные виды птиц и др.). Этим и следует объяснять тот факт, что именно птицы поспешно улетели, становясь предвестниками цунами.

О’Коннел-Родуэл считает, что слоны могли воспринять через вибрации почвы нарастающее давление поверхностных сейсмических волн, распространявшихся от эпицентра и подходящих к берегам еще до выхода на берег волны цунами.

Еще в 2001 г. она доказала, что сами слоны способны вызывать вибрацию почвы мощными ударами ногой, создавая “сейсмические волны” для передачи сигналов сородичам (Когда слон топнет… // Природа. 2002. №4. С.85). Благодаря механочувствительным рецепторам, расположенным в хоботе и нежных подушечках ступней, слоны могут принимать такие сигналы от сородичей, находящихся на удалении до 34 км.

П.Хилл (P.Hill; Университет г.Тульса, штат Оклахома, США) - активная сторонница расширения исследований в этой области. Она считает, что кроты, лягушки, крысы, кенгуру, скорпионы или даже кузнечики сверхчувствительны к вибрациям.

Sciences et Avenir. 2005. №696. P.14 (Франция).

Зоология

История Генриетты

Имя Генриетта ничего не говорит подавляющему большинству зоологов и натуралистов. А между тем это - самое старое из ныне обитающих животных, известных науке. Речь идет о слоновой черепахе (Geochelone elephantopus), издавна живущей в Австралийском зоопарке штата Квинсленд. Эта огромная рептилия так стара, что ее биография теряется в веках. Достоверно известно лишь, что в зоопарк она попала из Ботанического сада в Брисбене. Ранее проведенные исследования позволили предположить, что детенышем Генриетта была привезена с Галапагосских о-вов в Англию… самим Чарлзом Дарвином из его путешествия на “Бигле”, а позднее переправлена в Австралию. В этом случае ей должно быть более 170 лет. Как рекордсмен-долгожитель она и попала в Книгу рекордов Гиннесса.

Однако такая биография Генриетты все-таки в значительной степени основывается на предположениях. Чтобы проверить их, микропалеонтолог и популяризатор науки П.Чамберс (P.Chambers) провел серьезное комплексное исследование, включая работу с архивными документами, деталями биографии Дарвина, а также результатами сравнения митохондриальных ДНК Генриетты и представителей различных популяций слоновой черепахи, ныне живущих на Галапагосских о-вах (New Scientist. 2004. V.183. №2464. P.38-41).

Нет, Генриетта не была знакома с великим эволюционистом. Ведь она происходит с о.Санта-Круз, а на “Бигль” взяли черепах с других островов - Эспаньола, Санта-Мария, Сан-Сальвадор. Кроме того, предполагалось, что из Англии Генриетту привез товарищ Дарвина по путешествию Дж.Уикхем. Однако оказалось, что поселившийся в Австралии Уикхем впервые после совместного путешествия встретился с Дарвином в Англии лишь почти четверть века спустя.

По всей видимости, Генриетту привезли в Австралию моряки, которые в середине XIX в. широко использовали гигантских черепах в качестве “живых консервов” и варварски истребляли их на Галапагосских о-вах.

Результаты молекулярно-генетического анализа позволяют уточнить возраст старушки. Выяснилось, что она относится к генетической морфе, которая не сохранилась до наших дней, т.е. Генриетта родилась прежде, чем произошло массовое уничтожение черепах на о.Санта-Круз во второй половине 30-х годов позапрошлого века. Следовательно, ей все равно должно быть не менее 170 лет, и она по праву зачислена в Книгу рекордов. Стоит отметить также, что это самое старое на Земле животное сохраняет вполне достойный облик и не страдает отсутствием аппетита.

© Семенов Д.В.,
кандидат биологических наук

Медицина

РНКаза бактерий - против опухолевых клеток

Онкологические заболевания по-прежнему остаются в числе наиболее грозных диагнозов. Активный поиск новых препаратов с противоопухолевой активностью ведется ныне в лабораториях всего мира. Одно из направлений поиска связано с изучением РНКаз - ферментов, которые расщепляют рибонуклеиновую кислоту.

Противоопухолевая активность, как выяснилось, присуща РНКазам самого разного происхождения - от бактерий до млекопитающих. РНКазы бактерий обладают рядом достоинств по сравнению с ферментами млекопитающих, например, не требуют больших затрат для своего получения. Это обстоятельство привлекло внимание коллектива ученых Казани, Берлина и Москвы (Зеленихин П.В., Колпаков А.И., Черепнев Г.В., Ильинская О.Н. // Молек. биология. 2005. Т.39. №3. С.457-463), взявшихся изучать РНКазу микроорганизма Bacillus intermedius, называемую биназой.

В этих исследованиях было обнаружено, что биназа избирательно вызывает апоптоз (гибель) злокачественных клеток эритромиелолейкоза человека и не действует на лимфоциты крови. Данный фермент вызывал также апоптоз клеток рака легкого, но в этом случае действие биназы оказалось слабее.

Обсуждая причины селективности действия биназы на опухолевые клетки, исследователи полагают, что, по всей видимости, катионные свойства этого фермента (т.е. преобладание положительно заряженных групп в его составе) обусловливают его сродство к опухолевым клеткам, так как их поверхность несет больше отрицательных зарядов, чем у нормальных клеток.

Полученные результаты позволяют считать разработку противоопухолевых препаратов на основе бактериальных РНКаз перспективным направлением.

© Липина Т.В.,
кандидат биологических наук

Судьба индоокеанских “Галапагосов”

На северо-западе Индийского океана, у входа в Аденский залив, лежит принадлежащий Йемену архипелаг Сокотра, названный по имени крупнейшего из островов. Географическое положение у стыка Африки с Азией, климатические условия субтропиков, теплые воды омывающего Сокотру Аравийского моря сделали этот уголок Земли одним из уникальных по разнообразию флоры и фауны - недаром этот архипелаг называют “Галапагосами” Индийского океана. Действительно, здесь  можно увидеть сообщество растений и животных, нигде более не встречающихся. Вот почему ЮНЕСКО объявила архипелаг биосферным заповедником и основала международный фонд для его изучения и охраны.

Из примерно 900 растений Сокотры около трети - эндемики. Среди них можно назвать ядовитую пустынную розу с ее привлекательно опасными цветками; “огуречное” дерево (единственное древесное растение в этом семействе), чей мясистый в основании ствол, покрытый серой корой, похож на слоновью ногу; сокотранский баобаб, ствол которого образует гигантский сосуд; огромные алоэ (по легенде, именно из-за этого растения с его заживляющими раны свойствами Александр Македонский завоевал Сокотру); но самое знаменитое - “древо драконовой крови”, или драцена, чья темно-красная смола служит отличным красителем, защищающим от ржавчины.

К характерным представителям фауны относятся павиан, леопард, гиена, аравийская газель и др., а среди животных-эндемиков насчитываются 24 вида пресмыкающихся, не менее семи видов пернатых и множество сухопутных крабов, многоножек, стрекоз и прочей живности. Все они ныне легко уязвимы благодаря человеку или завезенным сюда их новым врагам. Первый среди них - коза, беспощадно обдирающая листву и кору драконова дерева (да и климат островов становится все более засушливым). А второй враг - туристы (с тех пор, как в административной столице архипелага г.Кадюб был построен современный аэропорт, реактивные самолеты начали доставлять их сюда толпами).

Однако есть надежда, что заключенное между Программой развития ООН и правительством Йемена соглашение воспрепятствует слишком опасным усилиям тех, кто думает только о “развитии экономики” любыми путями. Для начала международная организация оплатила прибытие на архипелаг сотни зоологов, ботаников, ихтиологов, дендрологов и экологов, которые составили полный каталог всех существующих здесь форм жизни, причем были открыты сотни новых для науки видов наземных животных, рыб, кораллов и растений. Кроме того, были обучены навыкам экотуризма десятки гидов из числа сокотранцев. Сами местные жители решили, где им следует установить для себя запрет на ловлю рыбы сетями (определено около 30 небольших акваторий), а где - вырубку живых деревьев.

Недавно Программа развития ООН выделила Йемену на природоохранные цели 5 млн долл. США; дополнительные средства предоставляют власти самой страны, а также Италии. Сокотранцы вступили в контакт с далекими в географическом отношении, но близкими по ситуации сотрудниками эквадорского Национального парка “Галапагосские острова”: у них за 45 лет заповедного существования накоплен богатый опыт не только обращения с туристами, но и борьбы с опасными вторжениями растений и животных из внешнего мира.

Science. 2004. V.303. №5665. P.1753 (США).

Индонезия теряет леса

Один из крупнейших островов мира - Калимантан (Борнео), значительная часть которого принадлежит Индонезии, - числится среди важнейших лесных регионов, богатых редкими видами флоры и фауны. Экологическая система острова с древнейших времен находится в глубокой зависимости от наступления явления Эль-Ниньо-Южная осцилляция, приводящего не только к катастрофическому потеплению вод центральной части Тихого океана и атмосферы над ним, но и к засухам, временами охватывающим почти всю Индонезию. С Эль-Ниньо здесь связаны также жизненные циклы множества видов местных растений и животных.

В последние десятилетия начал главенствовать антропогенный фактор, прежде всего - вырубка лесов и превращение оголенных пространств в сельскохозяйственные земли (cм. также: Судьба лесов Индонезии // Природа. 2001. №11. С.81; Уникальный лес погибает // Там же. 2002. №11. С.84). Не спасает от этого и формальное провозглашение ряда территорий охраняемыми. Коммерческая вырубка, сопровождающаяся гибелью подлеска и даже растений, не представляющих прямого интереса для концессий (обычно иностранных), проводится при полном попустительстве местных властей, зачастую материально в этом заинтересованных. Ценных древесных пород с о.Калимантан в последние 20 лет вывозится больше, чем из Латинской Америки и тропической части Африки, вместе взятых.

Масштабы и характер последствий варварского отношения к лесам Калимантана изучала американо-индонезийская группа специалистов по экологии, дендрологии и лесоведению, возглавляемая Л.М.Карраном (L.M.Curran; Йельская школа лесоведения, Нью-Хейвен, США). Использовались новейшие методики, большую поддержку исследователям оказали специалисты из НАСА США, которые предоставили в их распоряжение информацию, полученную со спутников.

Установлено, что за 1985-2001 гг. девственного состояния лишились более 56% территории охраняемых низменных лесов Калимантана. А ведь эти области считаются основой биологического разнообразия острова: в регионе встречались более 420 видов оседлых птиц и 222 вида млекопитающих (из них эндемичных свыше 50% и 35% соответственно). Заповедные леса и национальные парки превращаются в сравнительно мелкие островки, где животные не могут прокормить себя и постепенно исчезают. Исключения не составляют и территории высших категорий защиты, таких как парк “Гунунг-Палунг”. Среди особо пострадавших видов крупных животных - малайский медведь, или бируанг (Helarctos malayanus), бородатая свинья (Sus barbatus) и орангутан (Pongo pygmaeus) (cм. также: Орангутан на краю пропасти // Природа. 2001. №1. С.82).

Исследователи делают тревожные выводы в отношении будущего этого столь важного для всей планеты региона и в который раз призывают к срочным мерам ради его спасения.

Science. 2004. V.303. №5660. P.1000 (США).

Радиоуглеродные “часы” станут точнее

Знать время, когда имело место то или иное природное событие, необходимо для геофизических, геохимических, палеоклиматических, антропологических исследований. Главным “хронометром” для относительно отдаленных явлений служит радиоактивный изотоп углерода 14C, но, по общему признанию, его показания не всегда безупречны. Причина в том, что соотношения 14C и 12C в атмосфере, на которых основан метод определения времени, сами непостоянны. Чтобы избежать ошибок, необходимо учитывать эти колебания с помощью некой калибрационной кривой. Такой калибровке помогают, например, измерения колец на спиле древних деревьев, стратиграфия слоев в осадочных породах, сведения о росте коралловых построек. Время от времени специалисты вносят поправки в существующие таблицы; в последний раз это случилось на недавней международной конференции в Веллингтоне (Новая Зеландия), где крупнейшие геохимики и их коллеги по смежным дисциплинам утвердили современную калибровочную кривую INTCAL 04. Однако не обо всем удалось договориться. Период от “современности” (условно принят 1950 г.) до времени, отстоящего от нас на 26 тыс. лет, особых противоречий не вызвал, а попытки углубиться в прошлое на 50 тыс. лет привели к серьезным разногласиям.

В качестве инструмента “хранения” времени предлагалось использовать сезонно отлагавшиеся осадочные слои на дне оз.Суигецу (Япония), которые довольно четко свидетельствуют о каждом годе своего “появления”. Таким же инструментом могут служить и коралловые постройки на морском дне у берегов Новой Гвинеи, и осадочные породы давно пересохшего оз.Лисан на границе Израиля и Иордании, и карбонатные отложения в затопленной пещере на Багамских о-вах, и некоторые глубоководные осадки в океане, чью стратиграфию можно сопоставить с данными о палеоклимате, полученными при бурении гренландских ледников. Однако большинство ученых такие определения пока считают ненадежными.

Калибровать информацию о том, что происходило ранее 22 тыс. лет назад, по 14C рискованно, так как концентрация этого изотопа в изучаемых образцах очень мала, а кроме того, древние образцы нередко подвергались значительной переработке под воздействием различных геохимических процессов. Например, большинство коралловых сооружений, возникших до наибольшего падения уровня Мирового океана 21 тыс. лет назад, претерпели существенные изменения, препятствующие их использованию для калибровки по 14C. Более или менее надежными остаются лишь упомянутые материалы оз.Суигецу и пещерные сталактиты и сталагмиты Багамских о-вов. Однако эти свидетели прошлого сильно различаются по своим показаниям.

В качестве компромисса на конференции была предложена таблица под названием COMPARE 04. Она основывается как на всех перечисленных данных, так и на новейших результатах датировки кораллов и пещерных отложений по соотношению в них урана и тория. Особенно красноречивой обещает быть стратиграфия осадков на морском дне. Ее заставит “заговорить” группа специалистов под руководством геохимика К.Хагена (K.Hughen; Океанографический институт в Вудс-Холе, штат Массачусетс). Объектом их изучения было дно бассейна Кариако в западной части Мексиканского залива, у берегов Венесуэлы. Осадки откладывались здесь в эпоху последнего оледенения. Применяя новейшую методику, исследователи сумели, как они полагают, “растянуть” их же собственный график событий, углублявшийся лишь на 14.5 тыс. лет назад, примерно до 50 тыс. лет.

Не отстают и коллеги из Коллеж-де-Франс во главе с Э.Бардом (E.Bard): они анализировали колонку донного грунта, поднятую с глубинной части дна в районе Иберийской окраины континента, расположенной относительно близко к Гренландии. Здесь не слишком сказывается искажающее влияние Атлантики (на возраст пород, определяемый по 14C, значительно воздействовали поверхностные воды, менявшие свой состав в период последнего оледенения и по его завершении).

До сих пор датировки различными методами, относящимися к периоду между 33 и 41 тыс. лет назад, различались на 5 тыс. лет и даже более. Теперь же досадный “спор” между японским озером Суигецу и Багамской подводной пещерой может быть решен “компромиссом”: истина, вероятно, лежит примерно посередине между этими показаниями. Археологам это сулит большое облегчение: например, возраст знаменитых рисунков на стенах пещеры Шове в Южной Франции по 14C определялся как близкий к 31 тыс. лет, а по новым стратиграфическим данным им уже почти 36 тыс. лет.

Геохимикам и геофизикам также предстоит учитывать новые данные. Наблюдаемое разногласие между возрастами, определяемыми по 14C или иными методами, отражает атмосферные колебания в соотношениях между 14C и 12C, вызываемые вариациями магнитного поля Земли. Магнитные аномалии, которые по отношению между изотопами аргона относят к периоду около 41 тыс. лет назад, приводили к резкому росту образования космогенных нуклидов - 14C, 10Be, 36Cl и 41Са. Новейшие исследования образцов из бассейна Кариако и Иберийской окраины вместе с более ранними данными по кораллам указывают: отношение атмосферного 14C к 12C достигало максимума (около 700 на 1 млн выше современного уровня) в период между 39 и 41 тыс. лет назад. Таким образом, учитывая фазовый сдвиг в масштабе тысячелетия, связанный с углеродным циклом, ряд геомагнитных событий можно предположительно отнести к 40-42 тыс. лет назад; это вполне совместимо с недавними определениями по 10Be, содержащемуся в грунтовой колонке с Иберийской континентальной окраины. Независимым подтверждением могут служить и определения возрастов путем анализа 10Be и 36Cl из гренландских колонок льда.

Специалисты ожидают существенного прогресса в определении возраста стратиграфическим методом после завершения исследований  в рамках операции “NorthGrip” (“North Greenland Summit Ice Core” - “Северогренландский вершинный ледяной керн”). На многое можно рассчитывать и по результатам недавнего бурения в рамках международной программы IMAGES. Эти материалы существенно пополнят базу данных по концентрации 14C и 10Be, а также информацию об интенсивности магнитного поля в отдаленные эпохи, так что калибровочная кривая сможет достаточно надежно описывать эпоху, отстоящую от нас на 50 тыс. лет.

Science. 2004. V.303. №5655. P.178, 202 (США).

Геофизика

Приближается III Международный полярный год

Международный совет научных союзов при ООН постановил провести в 2007-2008 гг. III Международный полярный год (МПГ). К инициативе подключилась Всемирная метеорологическая организация и другие специализированные учреждения, связанные с науками о Земле.

Первый МПГ был организован в 1882-1883 гг. по инициативе австро-венгерского полярного исследователя К.Вайпрехта (K.Weyprecht), первооткрывателя Земли Франца-Иосифа. Задача ученых, по его убеждению, состоит не в простом обнаружении новых территорий, а в углубленном исследовании геофизических процессов, происходящих в Арктике. Участвовавшие в I МПГ 11 стран создали 14 полярных станций (из них четыре - российские), причем две - в Южном полушарии. На них велись наблюдения по метеорологии и геомагнетизму, изучались полярные сияния и иные геофизические явления, доступные тогдашней научной аппаратуре.

Через 50 лет, в 1932-1933 гг., несмотря на экономическую депрессию, охватившую все развитые государства, был проведен II МПГ. Ученые 44 стран приняли участие в работе десятков высокоширотных станций и экспедиций как в Арктике, так и в субантарктических районах. СССР стал активным участником и этого мероприятия. В распоряжении полярников была уже радиосвязь, авиация и другие средства поддержки. Впервые использовались воздушные шары с наблюдательной аппаратурой, что позволило открыть струйные течения в воздушной оболочке Земли и построить их первые карты. Хотя кризис и последовавшая за ним Вторая мировая война (а в СССР - полоса политических репрессий и запрет сотрудничества с зарубежными коллегами) помешали воспользоваться значительной частью накопленных данных, II МПГ способствовал серьезному развитию наук о Земле.

Следующим этапом на этом пути стал Международный геофизический год (МГГ) 1957-1958 гг.; он был продлен на 1959 г. и получил название Года международного геофизического сотрудничества. Этот МГГ вошел в историю не только науки, но и международных отношений как пример возможности плодотворного делового сотрудничества государств с различным политическим устройством (в нем участвовали уже 67 стран). В Антарктиде, ставшей “зоной мира и науки”, работали полярные станции США и СССР, Аргентины и Чили (ранее конфликтовавших из-за территориальных притязаний), Франции и Великобритании, Японии и Австралии.

И вот теперь, по прошествии почти полувека, геофизическая общественность мира готовится к III МПГ. Планирующий комитет, созданный Международным советом научных союзов во главе с К.Рэпли (C.Rapley), директором Британского управления антарктических исследований, собирает сведения о намерениях и возможностях предполагаемых участников. Один из важнейших разделов программ III МПГ касается проблем изменчивости глобального климата. Для усовершенствования климатологических моделей, которые зачастую противоречат друг другу и не позволяют прогнозировать столь существенные для всего человечества события, требуется большой объем новой информации. Именно на климате Арктики и Антарктики в наибольшей степени сказываются идущие перемены. На карту поставлены условия жизни людей в Сибири, на Аляске, в Гренландии, Исландии, в южных районах Новой Зеландии, Чили и Аргентины; таяние шельфовых ледников Антарктиды грозит затоплением многих островных и приморских территорий. Но ученым по сей день неясно, являются ли наблюдаемые события началом длительного и мощного тренда или же это сравнительно краткосрочная тенденция.

Международная научная общественность с тревогой отмечает, что, по официальному признанию Российской академии наук, сеть полярных метеогидрологических станций нашей страны за последнее десятилетие потеряла в этих ключевых регионах две трети былой численности (их осталось всего 45).

Штаб будущего III МПГ уже получил около 150 предложений о включении в программу разнообразнейших видов работ и наблюдений. Институт полярных и морских исследований им.А.Вегенера (Бремерхафен) предложил план геофизических исследований интереснейшего для геотектоники региона Северного Ледовитого океана, где расположен подводный хребет Гаккеля и где происходит спрединг - расширение дна, связанное с расхождением Европейской и Северо-Американской плит земной коры. По данным 2001 г., здесь необычно высока гидротермальная активность на морском дне. Германские ученые намереваются в рамках III МПГ проводить погружения телеуправляемой подводной лодки с измерительной аппаратурой.

Рассматриваются планы привлечения астрономов, которые заинтересованы в непрерывных наблюдениях Солнца в периоды многомесячного полярного дня.

В Рурском университете (Бохум, ФРГ) намерены ввести в планы изучение лишь косвенно относящейся к геофизическим дисциплинам проблемы биоразнообразия обитателей глубинных вод Южного океана, который возник, когда Антарктида откололась от остальных материков и новая система морских течений заставила многие организмы мигрировать или приспособляться к новым условиям среды. Недавно немецкие океанологи обнаружили в водах, омывающих Анголу, на глубине 5 тыс. м, морских червей, почти идентичных тем, которые обитают в Субантрактике.

Все эти предложения изучаются экспертами, и многие из них лягут в основу сводной программы III МПГ. По самым предварительным оценкам, общая стоимость международных работ в рамках III МПГ может составить около 1 млрд долл.

Science. 2004. V.303. №5663. P.1458 (США).

Вулканология

Льяйма обнажается

В самом центре Чили расположена гора Льяйма (3100 м над ур.м.). Это самый активный из действующих вулканов страны. Еще с начала заселения этой области европейцами в XVII в. здесь отмечались частые извержения взрывного типа, хотя и не очень сильные, но препятствовавшие освоению окружающих долин и склонов. Позже геологи установили, что Льяйма - типичный стратовулкан, т.е. построен из перемежающихся слоев лавы, пепла и других рыхлых материалов. Извержение таких вулканов начинается мощным взрывом с выбросом каменных бомб, мелких обломков и пепла, которые затем перекрываются свежей лавой. Обычно активность таких вулканов циклична: взрывы сменяются сравнительно спокойным этапом выделения газов, пока не наступит новый взрывной период, и т.д.

За тысячелетия вулкан Льяйма накопил в своем теле более 400 тыс. км3 изверженных пород. Это природное сооружение прирастало главным образом за счет лавы, изливавшейся из кальдеры, которая образовалась около 13 200 лет назад и за это время поставила на поверхность около 24 тыс. км3 расплавленных пород, ныне уже застывших. На склонах горы существует более 40 отдельных конусов, сложенных шлаками. Примерно 7200 лет назад основной взрывной период завершился. Тот вулкан, который мы видим теперь, характеризуется сравнительно слабыми извержениями стромболианского типа (из открытого жерла выделяются довольно жидкая лава и витые “бомбочки” со шлаком, причем все это ярко светится), гавайского типа (спокойное излияние жидких базальтов, которому предшествуют слабые землетрясения, сопровождаемые лавовыми фонтанами высотой в десятки метров; расплавленные частицы сливаются в длинные стеклянные нити, а лавовая река может течь по склону со скоростью до 50 км/ч) и, наконец, изредка - слабыми плинианскими извержениями (небольшой взрыв следует за длительным периодом покоя, когда во время подземных толчков из недр выбрасываются пепел, пемза, а над землей встает туча, по форме напоминающая средиземноморскую сосну пинию).

С 2003 г. вулкан Льяйма становится все более активным: чаще ощущаются подземные толчки, сильнее выделяются газы, верхние склоны горы потемнели. Сотрудники Вулканологической обсерватории Южных Анд в Темуко (Чили), совершившие облеты горы на вертолете и самолете, отметили, что облака пара над вершиной стали немного плотнее. Новые сейсмостанции на склоне и у подножия горы тоже фиксируют нарастающую активность недр. В главном кратере внезапно полностью растаяли снег и лед, оголились стенки и дно центрального и побочного кратеров. На леднике, покрывающем восточный склон горы, появились глубокие и длинные трещины, начались ледо- и камнепады, сходят снежные лавины. Ясно, что эти явления возникают не из-за сезонных изменений погоды: даже после очередного выпадения снега площадь обнажений продолжает возрастать, причем и на затемненных от солнца участках горы - это магма, приближаясь к поверхности, выделяет много тепла. Вскоре свежие трещины на леднике уже достигли 3 км в длину и 500 м в ширину. В близлежащем поселке Лос-Андес-де-Меликопейко зарегистрированы три взрывных выброса пепла высотой до 500 м над главным кратером; вертикальный столб газов поднялся на 700 м, на высоте 3900 м возникло горизонтально вытянутое облако длиной около 30 км.

Новый облет места событий показал, что тонкий слой свежего пепла, вулканических бомб и лапиллей (камешков с грецкий орех) покрыл с трех сторон склоны горы. На сохранившихся пятнах снега хорошо различимы ямы от падения и борозды от скатывающихся вниз горячих камней. Окраска новых облаков говорила о том, что в их состав входят SO2 и HCl. Ученые настояли на объявлении состояния “умеренной тревоги”: сейсмические события не слишком опасны; большее беспокойство вызывала возможность снежно-грязевых лавин и опускание по склону облаков, содержащих ядовитые или удушающие газы.

В период затишья вблизи кратера, где лед и снег недавно растаяли, были установлены две широкополосные сейсмостанции и приемник сигналов со спутника GPS. Несколько участников студенческой учебно-полевой экспедиции остались в 300 м ниже вершины, а пятеро поднялись до самого кратера. Оставшиеся с удивлением обнаружили, что на обнаженной почве лежать слишком жарко. В воздухе пахло серой. Однако к началу 2004 г. активность Льяймы несколько поутихла.

Наблюдениям и анализу этих событий была посвящена специальная научная конференция, в которой участвовали специалисты из стран Южной и Северной Америки, съехавшиеся в университетский город Консепсьон (Чили).

Bulletin of the Global Volcanism Network. 2004. V.29. №2. P.2 (США).

Климатология. Химия атмосферы.

Над Южной Атлантикой растет озонный слой

Научный интерес к земной озоносфере позволил установить ведущую роль озона (O3) в качественном состоянии воздушного пространства, а также в усилении парникового эффекта. Влияние O3 распространяется из стратосферы вниз, но главный его источник - в тропосфере, где в ходе фотохимических процессов образуются новые массы O3 путем окисления углеродсодержащих веществ.

Информация об озоне в приповерхностном слое атмосферы за сколько-нибудь длительный период явно недостаточна, кроме того, большинство измерений проводились лишь на территории Европы и Северной Америки. Они показывают, что наиболее быстрый рост содержания O3 относится к этапу послевоенной индустриализации (1960-1970); затем благодаря мерам, контролирующим фотохимический смог, образование оксидов азота NOx, во многом определяющих концентрацию озона в атмосфере, снизилось, особенно заметно в Европе и США. Однако вскоре быстрый ход индустриализации в Восточной Азии дал новый толчок образованию NOx в воздушном пространстве.

В атмосфере O3 сохраняется от нескольких недель до нескольких месяцев, что близко ко времени переноса газов из одного полушария в другое. Поэтому общая эмиссия загрязняющих веществ из Северной Америки и Евразии способна увеличивать содержание O3 в Северном полушарии до 60±20%. В Южном полушарии возрастание концентрации O3 в тропосфере обычно связывают с сжиганием биомассы на территории Африки и Южной Америки в засушливый сезон. Но спутниковые наблюдения показывают, что по крайней мере с 1979 г. сжигание идет примерно на одном и том же уровне. Все эти выводы, однако, сделаны на основе весьма разрозненной информации. Несколько улучшают картину исследования немецких ученых во главе с Й.Лелиевельдом (I.Lelieveld; Химический институт им.Макса Планка) при участии специалистов из Метеослужбы ФРГ. Их широкоохватывающие наблюдения относятся к 1977-2002 гг., когда научно-исследовательские суда “Meteor”, “Polarstern”, “Walter Herwig”, “Anton Dohm” (все - ФРГ), а также “Академик Федоров” (Россия) провели 79 рейсов в Атлантическом океане (по сравнению с сухопутными измерениями океанические намного репрезентативнее).

Общий объем имеющейся теперь информации составляет более 102 тыс. часов измерений O3 длительностью от 0.5 до 1.0 мин каждое. Эти данные относятся к воздушному слою, расположенному примерно в 25 м над ур.м. Их анализ показал, что в Северной Атлантике, между 40 и 60°с.ш., рост содержания O3 незначителен, но в Южном полушарии такой тренд становится заметным, особенно он существен в юго-западной акватории - от экватора до 20°ю.ш. Наиболее вероятным источником “нового” O3 можно назвать Северную Африку, хотя и США, и Европа тоже вносят свой вклад. На центральные области Атлантики влияют пассаты, несущие загрязнения из Западной Африки.

За период с 1982 по 2002 г. содержание O3 над тропической областью Северной Атлантики возросло почти на 50%, “рекордной” в этом отношении оказалась субтропическая акватория юго-востока Атлантики, где с 1982 г. концентрация O3 удвоилась. Причины этого заключаются в бурной индустриализации Южной Африки, причем доля африканского антропогенного воздействия все еще уступает европейской, но имеет тенденцию “догонять” ее. Серьезные климатические последствия в глобальных масштабах неизбежны.

Science. 2004. V.304. №5676. P.1409, 1483 (США).

Сейсмология. Археология

Какая может быть “польза” от катастрофы?

26 декабря 2003 г. на границе Ирана с Пакистаном (в пункте с координатами 30°с.ш., 58°в.д.) произошло мощное землетрясение. Под обломками разрушенных зданий погибло около половины населения близлежащего города Бам, насчитывавшего примерно 100 тыс. жителей. Пострадал и исторический центр Бама, сложившийся в нынешнем виде еще в XVIII в. Подземные толчки обнажили и древнюю крепость - крупнейшее в мире сооружение подобного рода, и древние могильники, открыв тем самым возможность серьезного археологического изучения черт и быта минувших веков.

В 2004 г. ЮНЕСКО организовало во главе с археологом Чж.Танигучи (J.Taniguchi) комплексную экспедицию, в состав которой вошли специалисты из Японии и Италии. Исследования велись главным образом на территории городской цитадели Арг-э-Бам, где на площади в несколько гектаров располагался торговый центр древней персидской цивилизации. Здесь в середине 90-х годов XX в. были проведены лишь небольшие предварительные раскопки. Сейчас отмечается, что сама цитадель до удивления мало пострадала от землетрясения: возможно, ее кирпичная кладка оказалась значительно прочнее, чем в более поздних зданиях.

Известный специалист по археологии и исторической сейсмологии Ш.Адль (Ch.Adle; Национальный центр научных исследований Франции в Париже) указывает, что в старинных арабских текстах упоминается о строительстве укреплений в Баме, проводившемся в период династии Сасанидов (III-VII вв.), еще до исламизации этого региона вторгшимися арабами. Теперь стихия обнажила части сооружений, возведенных, возможно, еще при империи Ахеменидов, т.е. в V-IV вв. до н.э. Это гигантское государство в пору своего расцвета простиралось от Греции до Афганистана. История его окраин пока изучена очень слабо.

Иранские власти создали комиссию по исследованию прошлого Арг-э-Бама, первыми шагами которой стали аэрофотосъемка и лазерное зондирование с целью создания трехмерной карты цитадели. Параллельно идут работы в области антисейсмического строительства: исследуется относительная прочность различных структур, что особенно важно в регионе, где население до сих пор использует необожженный кирпич. Возглавляющий эту деятельность инженер-строитель Ф.Афар (F.Afar) установил, что традиционные сводчатые крыши, характерные для жилищ более состоятельных горожан в кварталах, близких к цитадели, лучше выдержали подземные толчки, чем плоские, принятые у бедноты. Этому способствовали также каменные фундаменты более дорогих сооружений. Признана необходимость специального руководства по строительству, учитывающего, где именно требуется применение бетона и современного обожженного кирпича.

По предварительной оценке, полное восстановление Арг-э-Бама потребует многих миллионов долларов. На первичные работы от ЮНЕСКО было получено 50 тыс. долл.; японское правительство обещало предоставить полмиллиона; этот вопрос рассматривают и власти Италии. Пока же большая часть населения Бама живет в палатках.

Science. 2004. V.303. №5663. P.1463 (США).

Археология

Первые американцы - кто они?

Археологи долгое время считали, что человек впервые появился в Северной Америке около 11 тыс. лет назад, когда палеоазиаты, переправившись через Берингов пролив, распространились по континенту. Об этом свидетельствовало радиоуглеродное датирование остатков орудий, принадлежащих охотникам так называемой культуры кловис. Однако в последние годы в Северной и Южной Америке открыты десятки гораздо более древних стоянок.

В 1990 г. археолог-любитель из г.Кеноша (штат Висконсин) нашел в запасниках местного краеведческого музея кости мамонта, на поверхности которых были видны зазубрины, явно нанесенные рукой древнего охотника.

При раскопках в близлежащих местностях тоже были обнаружены обработанные людьми кости мамонта, причем сохранились они настолько хорошо, что из них удалось извлечь коллаген, радиоизотопный анализ которого показал, что этому веществу примерно 12 тыс. лет, т.е. мамонтов убили за тысячу лет до появления носителей кловисской культуры. Более того, под грудой костей лежала кучка каменных орудий, более примитивных (а следовательно, и более древних) по сравнению с оставшимися от эпохи кловис.

Осенью 2004 г. археологи во главе с М.Уотерсом (М.Waters; Университет штата Техас в Колледж-Стейшене) приступили к раскопкам в 18 км от г.Милуоки, где при осушении болот уже находили кости мамонта с весьма “подозрительными” зарубками. Специалисты по доисторической Америке с нетерпением ждут новых открытий.

Science. 2004. V.305. №5684. P.590 (США).

КАЛЕЙДОСКОП

Организация науки

Бюджет исследований океана и атмосферы

Общая сумма расходов Национальной администрации США по изучению океана и атмосферы (NOAA) составит в  2006-м финансовом году 3.6 млрд долл., что на 6%, или 205 млн долл., превышает расходы 2005 г. Бюджетом предусматривается: увеличение ассигнований на систему глобальных наблюдений, спутниковые программы, изучение состояния экосистем, на внедрение внесенных Комиссией по Мировому океану инициатив, касающихся климата, метеопрогнозов и предотвращения некоторых природных катастроф. Значительные средства выделяются на исследование открытых и прибрежных зон океана, рыбопромысловые цели, мероприятия по охране и защите биоресурсов.

На реализацию этих акций выделяется более 1 млрд долл., включая 612 млн - на приоритетные программы по экосистемам в соответствии с морскими грантами NOAA, 22.7 млн долл. - на развитие программы NOAA по исследованию океана, 25.4 млн - на изучение биоресурсов, 32.5 млн - на строительство нового (четвертого) судна для рыбопромысловых исследований. Кроме того, на 1.5 млн долл. увеличены расходы на изучение кораллов; 1.5 млн предоставлено на развитие системы наблюдений в береговой зоне Мирового океана.

Катастрофическое цунами 26 декабря 2004 г. подтолкнуло к финансированию в 9.5 млн долл. американской сети предупреждения о цунами: 24 млн отпускается для ее оснащения 32 буями (в дополнение к шести действующим) - они будут установлены в Атлантике, Тихом океане, Карибском бассейне и Мексиканском заливе. Предполагается закупить 38 новых мареографов и 20 сейсмометров. По статье «повышение безопасности мореплавания» выделяется 1 млн долл. на создание Морских электронных карт, которые к 2008 г. покроют все территориальные воды США. Такой фонд позволит увеличить число используемых моряками электронных навигационных карт более чем на 25%. На обеспечение точности ежегодных таблиц предвычисления приливных течений направляется 1.5 млн долл.

www.noaa.gov;
Hydro International. 2005. V.9. №3. P.16 (Нидерланды).

География

Как долговечен земной пейзаж?

«Сухие долины» Антарктиды до сих пор удерживали рекорд долговечности земного пейзажа. Однако им придется уступить первенство пустыне Атакама на севере Чили. Определяя время наступления аридности этой области, чилийские и нидерландские геологи установили, что в зоне, находящейся под защитой одной из горных цепей Андских Кордильер, геологические формации не претерпели каких-либо изменений на протяжении 20-25 млн лет. Стабильность атакамского пейзажа по времени вдвое превосходит долговечность «сухих долин». Буквально несколько эпизодов выпадения осадков, имевших место 20, 14 и 9 млн лет назад, только подчеркивают гипераридный климатический режим.

La Recherche. 2005. №386. P.13 (Франция).

Геология

Цунами поставили Индии титановую руду

По сообщению газеты «The Times of India», на индийские пляжи декабрьское цунами 2004 г. выбросило 40 млн т титановой руды. Она обычно образуется в результате размыва береговой полосы материка Индийским океаном, и для большинства местных жителей ее сбор в береговых россыпях служит основным источником дохода, однако ранее ее никогда не находили в таком огромном количестве.

Этот неожиданный вынос титановой руды позволит Индии заняться удовлетворением неустанно растущего спроса на титан. Титановые сплавы обладают высокой термостойкостью, прочностью и легкостью (что делает их исключительно важными для аэрокосмической промышленности). Все большее применение титановые сплавы находят также в производстве предметов широкого потребления: различных тележек, колясок, велосипедов и разнообразного спортивного инвентаря.

Sciences et Avenir. 2005. №699. P.18 (Франция).

Спасти кораллы от траулеров

Американская группа защитников морской природы «Oceana» обратилась к министру торговли США с призывом принять меры для спасения глубоководных кораллов и губок от уничтожения сетями, забрасываемыми с траулеров (cм. также: Траулеры ставят «клеймо» на североатлантические кораллы // Природа. 2002. №10. С.28; В защиту коралловых рифов // Там же. 2003. №10. С.73). Экологи требуют, чтобы за счет его ведомства были взяты под охрану около десятка коралловых построек, открытых недавно в водах штата Аляска на больших (до 2 тыс. м) глубинах, куда почти не проникают солнечные лучи. Эти колонии растут очень медленно, они очень хрупки и уязвимы.
Как показали последние исследования, скользящий по морскому дну трал сильно повреждает среду обитания кораллов и других донных организмов. Необходимо придать акваториям, в которых они обитают, статус «подлежащих особой заботе» и полностью запретить там траление. Одновременно нужно организовать поиск еще не открытых коралловых колоний.

Представители рыболовной промышленности США не согласны с защитниками природы: по их мнению, существующих законов вполне достаточно для сохранения среды обитания донных организмов. При этом игнорируется факт, что коралловые постройки - среда обитания и основа жизнедеятельности той самой рыбы, которую они вылавливают.

Видимо, данный спор будет теперь рассматриваться в суде.

Science. 2004. V.304. №5667. P.31 (США)

Охрана окружающей среды

Автономный буй LEO

На океанографической обсерватории Вильфранш-сюр-Мер в ноябре 2004 г. были проведены испытания автономного буя LEO (Littoral Environment Observable), созданного для мониторинга качества прибрежных морских вод. Испытания буя, который имеет семиметровую высоту и массу 7.5 т, велись на удалении около 9 км от берега. Опущенный на 100-метровую глубину, буй поднимает к поверхности датчики солености, температуры, давления, которые фиксируют эти параметры через каждые 25 см. Собранная информация передается в обсерваторию по радио. Начало постоянного мониторинга качества прибрежных вод намечалось на июнь 2005 г. Предполагается серийный выпуск таких буев для научных исследований и отдельных технических разработок.

Science et Vie. 2005. №1052. P.38 (Франция).

Кладбище древних римлян, датируемое III в., обнаружено в Йорке (Великобритания). Археологи нашли около 30 мужских скелетов, черепа которых лежали рядом с костями таза или ног (причем лодыжки одного из скелетов были стянуты металлическим кольцом). Специалисты полагают, что людей обезглавливали после смерти - скорее всего, это был ритуальный обряд, совершавшийся для того, чтобы духи мертвых не беспокоили живых.

La Recherche. 2005. №386. P.18 (Франция).

Запущенный в космос 12 января 2005 г. американский зонд “Deep Impact” через шесть месяцев должен приблизиться к комете Темрель 1. Затем с зонда на комету будет направлен реактивный снаряд массой 350 кг. Наблюдение за образовавшимся от удара кратером, а также за выброшенным из него материалом позволит получить ценную информацию о составе кометного льда и характере пород.

Sciences et Avenir. 2005. №696. P.32 (Франция).

Около половины территории австралийского штата Тасмания покрыта древними лесами, в которых много редких и эндемичных видов деревьев. Вместе с тем ежегодно 20 тыс. га вырубается на нужды бумагоделательной промышленности. Экологи оценивают это как настоящее бедствие! Как только перестают “петь” пилы лесорубов, вырубки с вертолетов поливают различными химикалиями. Затем разбрасывают отравленные приманки, чтобы не оставлять ничего живого (кенгуру-валлаби, опоссумов, вомбатов и др.). Половину начисто вырубленных площадей отводят под посадки неместных, но быстро растущих пород. В конце 2004 г. под давлением ассоциаций по защите окружающей среды правительство штата наконец взяло под охрану до 125 тыс. га этих древних лесов.

Terre Sauvage. 2005. №203. P.50 (Франция).

РЕЦЕНЗИЯ

ГЕНОФОНД И ГЕНОГЕОГРАФИЯ
НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ.
Отв. ред. Ю.Г.Рычков, Ю.П.Алтухов.
СПб.: Наука, 2000.
Т.1. 611 с.; 2003. Т.2. 671 с.

© Ашмарин И.П.

Генетическая летопись
населения
Северной Евразии

Академик РАМН И.П.Ашмарин

“Мы стоим у края необъятного моря. Тысячи различных драгоценных или вредных веществ - генов - растворены в этом море… И море это волнуется. <…> Сложными потоками переливаются, смешиваясь и крутясь, разноцветные струи, рождая новые комбинации генов… Имя этому морю - генофонд” *. Так говорил о генофонде сельскохозяйственных животных один из основоположников генетики в СССР А.С.Серебровский. Он призывал видеть в запасах генов, в генофонде, такое же естественное богатство, как запасы невосполнимых природных ресурсов. Серебровский пытался установить протекающие “в пространстве” процессы “диффузии” генов и их “потоки” и считал, что этим должна заниматься особая дисциплина - геногеография. Нет сомнений, что все сказанное Серебровским можно отнести и к генофонду человечества.

* Серебровский А.С. Геногеография и генофонд сельскохозяйственных животных СССР // Науч. слово. 1928. №9. С.22.
Народонаселение давно уже изучается этнографами, демографами, антропологами и другими специалистами по проблемам населения. Генетики включились в исследования много позже. Тем не менее сейчас уже получено множество сведений и по генетике человека как вида, и по генофондам народов, этносов, этнических групп, и по геногеографии. До недавнего времени территория Северной Евразии, т.е. бывшего СССР, на геногеографических картах мира была отражена как огромное белое пятно. И действительно, данные по генофонду населения всей этой части суши отсутствовали, хотя он и изучался несколькими поколениями исследователей.

Изучение это никогда не было ни планомерным, ни регулярным, да и вряд ли могло быть таким, если учесть, насколько громадной была территория СССР, разнообразны природные ландшафты, языки и культуры народонаселения. Поэтому накопленные за десятилетия сведения были фрагментарными, они не давали целостного представления о генофонде всего населения страны.

Систематизировать огромное количество разрозненных генетических данных, уже существовавших к середине 80-х годов прошлого века, взялись сотрудники Института общей генетики им.Н.И.Вавилова РАН (лаборатория генетики человека), объединив свои силы с антропологами МГУ (кафедра антропологии), где исследования по антропологической генетике уже довольно давно стали традиционными.

Предполагалось, что итогом систематизации станет пятитомное издание, при этом первый том должен был увидеть свет в 1990 г., а последний - в 1997-м. Но по независящим от авторов и редколлегии причинам издание не осуществилось в том виде, в каком его представлял Ю.Г.Рычков, задумавший пятитомную серию, спланировавший ее структуру и руководивший коллективом авторов. Задержался и выход в свет этой коллективной монографии. Первый том (“Генофонд населения России и сопредельных стран”) вышел в 2000 г., а второй (“Геногеографический атлас населения России и сопредельных стран”) - в 2003 г. Авторский состав томов различен и включает в соответствии с проблематикой каждого из них специалистов из разных областей знания, но основная часть работы выполнена антропогенетиками и антропологами.

Пока это только двухтомная серия под общим названием “Генофонд и геногеография народонаселения”. На прошедшей в Москве в минувшем году очередной книжной ярмарке, где были представлены и книги Академиздатцентра “Наука”, это издание отмечено почетной грамотой. Увидим ли мы следующие три изначально запланированные тома, остается только гадать.

“Генофонд и геногеография народонаселения” - издание, уникальное по объему (1282 страницы в двух томах), новизне и количеству научной информации. Здесь представлены систематизированные результаты популяционно-генетических исследований, выполненных антропологами, медиками и генетиками на территории бывшего СССР, включая и труднодоступные местности Сибири, Средней Азии и многих других регионов. Собрать подобного рода информацию и систематизировать ее - задачи высшего уровня сложности, так как народонаселение Северной Евразии генетически весьма многообразно. Это многообразие (различия этнически целостных групп населения) представляет собой итог генетических изменений, накопившихся в генофонде за время исторического - многовекового, а иногда и многотысячелетнего - развития того или иного этноса.

Ясно, что генетические процессы, лежащие в основе этнического своеобразия, внешне себя ничем не проявляют. Однако по прошествии времени все же виден их результат: несхожее распределение частот генетических признаков; восприимчивость или устойчивость к разным патогенным организмам; отличия в структуре заболеваемости; особенности антропологического облика населения и т.д.

Наиболее зримый результат исторического процесса являет собой этническая структура, в ее иерархичности по-своему отражена последовательность этапов этногенеза. Раскрыть и объективно оценить общую и генетическую историю этнических групп, народностей, народов и рас невозможно без скрупулезного анализа сложных сочетаний генов и их географического распределения, т.е. геногеографии. Поэтому геногеографические исследования основаны, как уже упоминалось, на анализе множества генов и их сочетаний в огромном количестве популяций разного иерархического уровня. В их число входят горные аулы и кишлаки, выселки, хутора и стойбища всего лишь в несколько семей, деревни, крупные села, городки и города, где популяцию составляют несколько тысяч человек.

До выхода в свет обсуждаемой книги генофонд народов прежнего СССР оставался неизвестным. Теперь этот изъян ликвидирован. В первом томе издания “Генофонд и геногеография народонаселения” отражено состояние (на середину 80-х годов XX в.) знаний о генетической структуре многонационального населения России и сопредельных стран, об общих свойствах и важнейших особенностях его генофонда. Все эти сведения авторам удалось получить, проанализировав многочисленные показатели - и традиционные, например группы крови, и относительно новые, такие как характеристики митохондриальной ДНК. В достоверности приведенных сведений нельзя усомниться, потому что, во-первых, использован широкий круг молекулярно-генетических и иммуногенетических маркеров и, во-вторых, применены строгие статистические методы обработки данных с помощью современной компьютерной техники.

Опорные точки генетических данных о народах Северной Евразии (на 1985 г.).

Особую ценность представляет фактический исходный числовой материал о распределении фенотипических и генных частот, сконцентрированный в табличной форме в разделе “Приложение”. Этот раздел охватывает половину всего издания. В сводках содержатся и ранее не публиковавшиеся материалы кафедры антропологии биологического факультета МГУ и лаборатории генетики человека Института общей генетики. Многие генетические данные находились в научных архивах исследовательских учреждений и коллективов и в сводные таблицы включены впервые.

Насколько громадна работа, проделанная авторами обсуждаемого издания, дает представление перечень этносов и этнических групп, включенных в антропогенетический анализ: их 86. При этом количество разных полиморфных маркеров больше ста.

Во втором томе генетическое разнообразие населения Северной Евразии рассмотрено в географическом пространстве. Этот атлас состоит из двух частей - географии генов и географии генофонда - и служит единой цели: сделать структуру североевразийского генофонда зримой и более доступной для глубокого понимания протекающих в нем генетических процессов. Геногеографические карты атласа по сути можно приравнять к страницам генетической летописи, которая отражает зарождение и развитие самого населения, и потому служат историческим источником. Правда, он довольно своеобразен, поскольку изучаются генетические характеристики современных поколений. Но их несомненно можно рассматривать в качестве “свидетелей” событий прошлого. Если не всегда удается проследить связь с современностью какой-либо археологической находки, то всегда можно выявить связь с прошлым какого-либо скопления групп генов.

Локализация популяций, изученных по маркерам митохондриальной ДНК.

Заинтересованный и внимательный читатель сумеет найти в геногеографическом атласе разнообразную информацию. Например, может выявить районы с высоким риском заболеваний, связанных с теми или иными генами, или территорию, где среди населения высока частота встречаемости генетических характеристик, которые имеют значение при переливании крови, трансплантации органов и тканей. Демограф по таким картам раскроет генетические последствия демографических процессов, а археологи и этнографы узнают, в каких районах могут быть наиболее плодотворными поиски исторических корней современного населения.

По прочтении этого издания формируется представление о целостности генофонда населения Северной Евразии, относящегося к более чем 100 этническим группам с разными способами традиционного хозяйствования, к пяти большим языковым семьям, к двум расам вида Homo sapiens. Геногеография населения служит ценным историческим источником сведений о путях заселения страны и о проникновении в ее пределы разных волн миграций. Карты распределения генов указывают пути таких миграций, так же как и пути распространения новых форм ведения хозяйства, например земледелия. Именно с миграциями связан обмен генами и их комплексами между человеческими популяциями. А это, как показывает мировой опыт, может иметь как благоприятные, так и негативные последствия. Видимо, стоит задуматься, в каком направлении начнет изменяться генофонд определенных регионов.

Роза ветров генофонда народонаселения России и сопредельных стран.

Обсуждаемое издание содержит сведения о генетических маркерах, контролирующих иммунные и биохимические свойства крови и других тканей и потому может показаться устаревшим - ведь генетическая наука развивается стремительно, появляются новые открытия, в том числе и в области молекулярной генетики популяций человека. Но такова особенность генетической информации, что генетическая летопись народонаселения не стареет и не теряет своей ценности от того, что основная ее часть написана по данным биохимической генетики, а последние страницы - генетики молекулярной.

Неверно было бы также думать, что геногеографический подход к генетике населения высвечивает лишь прошлое. Генетические процессы не заканчиваются, они продолжаются непрерывно. Поэтому с помощью геногеографии можно “разглядеть” и современные тенденции, и даже уловить географические контуры дальнейшего генетического развития населения. Так, выполненная авторами двухтомного издания “Генофонд и геногеография народонаселения” реконструкция прошлого высвечивает дорогу в будущее.

Е.Ф.Бурштейн.
ШАНГИНЫ - ИССЛЕДОВАТЕЛИ
ЮЖНОЙ СИБИРИ И КАЗАХСКИХ СТЕПЕЙ.
М.: Наука, 2003. 232 с.

© Веймарн А.Б.

Шангины - семейство первопроходцев

А.Б.Веймарн,
доктор геолого-минералогических наук
МГУ им.М.В.Ломоносова

С фамилией Шангин ассоциируется слово “первый”: первые натуралисты в ряде регионов, первооткрыватели месторождений и целой рудной провинции, основатель первого за Уралом ботанического сада, первый избранный в Академию наук коренной сибиряк и первые специалисты с высшим горно-техническим образованием, подготовленные в России.

Попытку охарактеризовать семейство Шангиных впервые предпринял в 1894 г. краевед И.Я.Словцов в газете “Тобольские губернские ведомости” на основе попавших к нему нескольких документов, включая рукопись дневника путешествия П.И.Шангина в Горный Алтай. Статьи в новейшей “Энциклопедии Алтайского края” содержат мало нового, но повторяют ряд старых ошибок. Достоверные сведения о Шангиных рассеяны по крупицам в десятках документов и публикаций. Их скудость усугубляется тем, что Шангиных нередко упоминали лишь по фамилии и чину или званию. Между тем в двух поколениях семейства было три медика, заслуживших звание штаб-лекаря, двое из которых стали известными ботаниками-коллекторами, и семь горных офицеров (горное дело включало также геогнозию, минералогию, поиски и разведку месторождений). Все это стало причиной путаницы, связанной с Шангиными и поныне затрудняющей их идентификацию.

В книге описаны научные биографии представителей алтайского семейства Шангиных (вторая половина XVIII - начало XIX в.) - члена-корреспондента Петербургской академии наук Петра Ивановича Шангина и его сыновей Ивана и Александра, братьев Семена и Никиты Шангиных, исследователей геологии, географии, флоры, полезных ископаемых Горного и Юго-Западного Алтая, Салаира, Кузнецкого Алатау, Западного Саяна, Казахских степей.

Возглавляющий “династию” Петр Иванович Шангин, второй из пяти сыновей мелкого канцелярского служащего горных заводов Алтая, принадлежащих Императорскому кабинету, начал трудиться в детском возрасте учеником лекаря. В 1766 г. направлен в Москву, где стажировался при Генеральном госпитале и прослушал курс медицинского факультета университета, включавший также зоологию, ботанику и минералогию.

С 1770 г. Петр Шангин - лекарь в Барнауле, с 1774 - штаб-лекарь, руководит самым крупным госпиталем округа в Змеиногорске. Попутно собирает минералы и составляет гербарии, переписывается на латыни с академиком П.С.Палласом. В 1785 г. горный деятель П.А.Соймонов предложил ему принять участие в большой экспедиции. В 1786 г. Петр Шангин в чине обер-гиттенфервальтера (чин майора, который давал потомственное дворянство) изучил высокогорную часть Западного Алтая - составил карту, описал гидрографию, рельеф, флору и фауну, горные породы и минералы. На базе открытых им месторождений цветных камней организуется шлифовальная фабрика, изделия которой украшали дворцы и храмы. С 1787 г. Шангин руководит разведкой и освоением рудных месторождений на Салаирском кряже. В 1793 г. Паллас публикует на немецком языке его дневники под названием “Описание примечательного минералого-ботанического путешествия в высочайшую часть Алтайских гор”. В 1795 г. Шангин избран в члены-корреспонденты Петербургской академии наук. Сохранились отрывочные данные о поездках Шангина в районы, смежные с Салаиром, и о его второй экспедиции по Алтаю в 1796 г.

С 1799 по 1816 г. Петр Шангин - советник Канцелярии горного совета округа; достиг “генеральского” чина обер-берггауптмана, а с 1808 г. - придворного чина берграта 5-го класса. Впервые он упомянут как лидер группы членов Московского общества испытателей природы (МОИП) в Барнауле, третьей по численности (девять человек) после Москвы и Петербурга.

Семен Иванович Шангин, начав работать, как и брат, учеником лекаря, закончил медико-хирургическую школу в Барнауле. Пройдя подготовку при Генеральном госпитале в Москве, вскоре стал главным лекарем барнаульского госпиталя, позднее - штатным врачом в Бийске и Кузнецке. Восполняя нехватку казенных лекарств сбором лекарственных растений, совершал за ними походы и приобрел большой опыт в их использовании.

В 1799 г. Семен Шангин заболел чахоткой и был уволен в отставку, но произошло необычное: больной исцелил себя “травами” и через полтора года вновь возглавил барнаульский госпиталь. В 1812-1820 гг. он был также инспектором медицинской части округа. Чин надворного советника дал ему потомственное дворянство.

На основе аптекарского сада Шангин заложил первый в Сибири ботанический сад с оранжереей (свыше 400 видов сибирской и китайской флоры и плантацию ревеня). Его рукопись “Медико-физические замечания о Кузнецком уезде Тобольской губернии” - один из первых трудов в области медицинской географии Южной Сибири.

Никита Иванович Шангин, младший из братьев, путешествовал по Горному Алтаю. Начал службу писарем, был маркшейдерским учеником (картографом), затем - унтер-шихтмейстером. В 1782 г. составил карту лесов в верховьях р.Алей, снабжавших рудники и заводы углем, строительным и крепежным материалом. Это одна из первых лесных карт с указанием пород деревьев (закартированы сосновые, пихтовые, березовые, осиновые леса, лесосеки и пашни). В 1786 г. отправился с Петром Шангиным в Горный Алтай, где ему доверялись самостоятельные исследования и поиски; по существу он был соавтором старшего брата. С 1796 г. шихтмейстер (офицерский чин, который давал личное дворянство), Никита Шангин управлял Газимурским заводом в Забайкалье.

В книге впервые освещены обстоятельства, прервавшие его карьеру. В августе 1798 г. Никита Шангин посетил казарму. Сидевший на нарах гренадер кричал, что казарма прогнила и скоро обрушится. Разгневанный Шангин, услышав от гренадера, что тот служит государю, пробормотал: “Великое дело ваш государь”. Последовали донос, следствие, военный суд, дело в Тайной экспедиции. Резолюция императора Павла определила Шангину бессрочную каторгу. Весной 1801 г. Александр I ликвидировал Тайную экспедицию и амнистировал репрессированных. Никита вернулся на Алтай. В 1803 г. он “приставлен к лесным делам”, позднее произведен в 12-й класс. Каторга не прошла бесследно: в 1813 г. в Императорский кабинет сообщают о том, что берггешворен (подпоручик) Шангин, “будучи одержим болезненными припадками, наконец, от апоплексического удара <…> помер”. Семьи он не имел. Иван Петрович Шангин, старший сын Петра Шангина, обучался в Петербургском горном училище. В 1804 г., когда училище было преобразовано в Горный кадетский корпус, стал его первым выпускником. На Алтае Иван Шангин работал в лаборатории, побывал в командировке в Забайкалье, руководил разведкой и разработкой Николаевского и Белоусовского серебро-свинцовых месторождений, вел поиски руд.

Его призванием были экспедиции. Еще в 1804 г. Иван Шангин сопровождал ботаника А.Залесова в горах Алтая. В 1806 г. он изучил долины рек Томи и Мрас-су на юге Кузнецкого Алатау и р.Абакан в Западном Саяне, дал их физико-географическое описание с элементами геологии, выявил месторождения яшмы, агата и других цветных камней. В 1808 г. он детальнее обследовал бассейн р.Абакан и месторождения, наметил место шлифовальной фабрики. Ставить ее в неосвоенном районе Императорский кабинет не решился.

Главным событием в жизни Ивана Шангина стало путешествие его горного отряда при военной экспедиции 1816 г. в Казахские степи, за государственную границу. Маршрут пролегал от крепости Св. Петра к Кокчетавскому нагорью, затем по притоку Ишима Терсаккану в бассейн р.Сарысу. Предполагалось двигаться к горам Каратау, но засуха и падеж лошадей заставили повернуть к низовьям Нуры и водоразделу бассейнов Сарысу, Нуры и озера Балхаш. За пять месяцев была впервые обследована огромная территория.

Результат экспедиции - топографическая и петрографическая карты (масштаб 20 верст в дюйме), детальные планы, “Дневные записки”, коллекции пород и руд, гербарии. Отчет Ивана Шангина был представлен Александру I. Топокарта отразила основные черты орогидрографии региона, развенчав географические легенды о соединении Урала и Алтая широтным хребтом. Появились данные о распределении геологических формаций. Описанное Шангиным на Сарысу-Тенизском водоразделе перекрытие гранитов слоистыми породами вновь установили в 1950-е годы.

Из 30 “рудников” и “приисков”, нанесенных на карту, автором книги идентифицированы 23, в основном серебро-свинцовых и медных. Иван Шангин впервые описал железные руды, медистые песчаники, вольфрамит в кварцевых жилах, поделочные яшмы и порфиры, хризопраз. Помимо уже описанных в статьях Шангина месторождений (Кайракты, Алмалы, Кеншокы и др.), им были выявлены месторождения Кызылеспе, Самомбет, медистые песчаники по р.Кара-Кенгир. Между Уралом и Алтаем появилась новая рудная провинция.

Отчет Ивана Шангина получил высокую оценку. Его произвели из 12-го класса в 9-й, приняли в члены МОИП и Петербургского минералогического общества. Он работал над проектом разведки и эксплуатации месторождений, но Императорский кабинет отказался осваивать их в отдаленной и неспокойной степи. Изменилось и отношение к Шангину. Ему предъявили финансовые претензии; тяжба измотала его. Иван Шангин заболел и в 1822 г. умер в возрасте 38 лет.

Нелегкой была и судьба его открытий. Имя Шангина упоминали в обзорах истории исследования региона, но многое, сделанное им, забылось. Первым натуралистом на Западном Саяне считают П.А.Чихачева (1842). При жизни Ивана Шангина были опубликованы лишь извлечения из “Дневных записок”, посмертно - доклад о месторождении диоптаза. Рукопись и атлас скрылись в архиве военного ведомства. Месторождения, не описанные в публикациях, заново открывались в середине XIX - начале XX в., а находки в степях минералов вольфрама в 1920-е годы были восприняты как сенсация.

Александр Петрович Шангин - младший сын Петра Шангина, упомянутый во многих источниках XIX в. как писатель и горный деятель, прожил очень короткую жизнь.

Окончив в 1804 г. с малой золотой медалью теоретический курс в Горном кадетском корпусе, он два года изучал рудники и заводы Алтая и Салаира, а в 1807 г. представил итоговую работу. Кабинет присвоил Александру Шангину чин 13-го класса. По дороге на Алтай из-за болезни суставов и воспаления легких он был вынужден остановиться в Москве. Судьба Шангина не волновала чиновников: его уволили, обязав вернуть остаток денег. Между тем по представлению президента МОИП графа А.К.Разумовского первая часть его работы “Описание Колывано-Воскресенских рудников...” с горно-геологической характеристикой месторождений была опубликована в виде книги. Шангина восстановили в штате округа, но приехать до 1809 г. он не смог. Направление его, с ревматизмом и слабыми легкими, на медеплавильный завод выглядит наказанием. Александр Шангин готовил второе, расширенное издание книги, но через три года умер от обострения болезни в возрасте 25 лет, оставив 18-летнюю вдову.

Горный кадетский корпус закончили также трое сыновей Семена Шангина. Горный офицер Яков Семенович Шангин, в 1820-е годы - инспектор горного училища в Барнауле, приложил усилия к расширению учебного плана и повышению качества подготовки. Был поднят вопрос о создании в Барнауле высшего учебного заведения. В Петербурге идею не поддержали: учебный план был урезан, число учащихся уменьшено.

Биографии Шангиных показаны на широком историческом фоне. Описаны возникновение и развитие горного округа на Алтае, геолого-географическая изученность Казахских степей, история создания системы среднего и высшего горно-геологического образования в России и другие вопросы, позволяющие лучше понять исторические реалии эпохи. Обширная библиография (свыше 250 источников) и аннотированный именной указатель (около 350 персонажей) облегчают восприятие материала книги.

НОВЫЕ КНИГИ

Археология

Г.Е.Афанасьев, С.Н.Савенко, Д.С.Коробов. ДРЕВНОСТИ КИСЛОВОДСКОЙ КОТЛОВИНЫ. М.: Научный мир, 2004. 240 с.

Книга знаменует собой новый подход к археологическому картографированию. В основу работы были положены как архивные материалы, так и собственные полевые исследования авторов. Именно благодаря их вкладу число известных памятников археологии в окрестностях Кисловодска удвоилось и к настоящему времени составляет более 800 объектов (с учетом их бытования в различные хронологические периоды).

Сам процесс картографирования осуществлялся в электронной форме с использованием программ для формирования географических информационных систем, так что фактически была создана универсальная археолого-географическая информационная система «Кисловодск». Она включает несколько векторных слоев, отображающих речную сеть, рельеф местности, современные грунтовые и шоссейные дороги, родники, населенные пункты в окрестностях Кисловодска. Отдельным слоем в виде точек наносятся археологические памятники. Эта точечная информация сопровождается базой данных, в которой есть сведения о названиях памятников, их типе, культурной атрибуции. Памятники имеют сквозную нумерацию, которая связана с фиксацией археологических объектов в процессе полевого исследования. Кроме того, в книге приведены растровые слои с аэрофотосъемкой и космосъемкой региона, а также специально созданная для Кисловодской котловины программа моделирования климатической ситуации (современной и раннесредневековой).

Издание рассчитано на археологов, историков и краеведов, преподавателей и студентов исторических факультетов вузов, а также всех, кто интересуется археологией Северного Кавказа и применением современных компьютерных технологий в археологии.

Ботаника

И.А.Шанцер. РАСТЕНИЯ СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ: Полевой атлас. М.: Т-во науч. изд. КМК, 2004. 423 с.

К сожалению, даже самые популярные из существующих отечественных определителей рассчитаны на достаточно искушенных в ботаническом отношении пользователей. Новый полевой атлас - это попытка сделать определение окружающих нас дикорастущих растений доступным и увлекательным занятием для человека, не имеющего никакой специальной подготовки. Карманный формат книги позволяет взять ее с собой в дорогу для определения растений непосредственно в природе.

В средней полосе европейской части России насчитывается почти 2 тыс. видов растений; в книге описано всего 679 наиболее часто встречающихся, а также редких и нуждающихся в охране видов. Атлас охватывает территорию нечерноземной (Тверской, Ярославской, Ивановской, Нижегородской, Рязанской, Владимирской, Московской, Калужской, Смоленской областей) и севера черноземной полосы (Брянскую, Орловскую, Тульскую, Липецкую, Воронежскую, Белгородскую, Курскую области).

В издании атласа использовано 690 цветных фотографий, сделанных автором во время полевых экспедиций. Для максимального облегчения работы с атласом все фотографии растений сгруппированы по простейшему принципу - в соответствии с окраской цветка.

История науки

СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ ВАВИЛОВ: Новые штрихи к портрету. Авт.-сост. В.М.Березанская. Вып.2.Ч.1. М.: ФИАН, 2004. 164 с. (Из сер. «Портреты».)

Издание книги приурочено к 70-летию Физического института им.П.Н.Лебедева РАН и посвящено Сергею Ивановичу Вавилову, его основателю и директору с 1934 по 1951 г., президенту Академии наук СССР с 1945 по 1951 г.

Сборник состоит из четырех глав. Первая - документальный рассказ о жизни Вавилова с 1908 по 1917 г., где опубликованы найденные в архиве Театрального музея им.А.А.Бахрушина письма, путевые открытки и фотографии из личного архива, а также из архивов бывших и нынешних сотрудников ФИАНа.

Вторая глава, воспоминания Н.Л.Тимофеевой, составлена из двух документов и расшифровки аудиозаписи беседы (между Н.Л.Тимофеевой и В.М.Березанской). Этот текст очень ценен как свидетельство человека, в течение многих лет знавшего Сергея Ивановича и работавшего непосредственно под его руководством.

Третья глава - авторизованная расшифровка доклада Б.М.Болотовского, сделанного им на Ученом совете в ФИАНе по случаю 110-летия со дня рождения Вавилова и посвященного истории открытия эффекта Вавилова-Черенкова.

В четвертой главе представлена статья историка отечественной науки В.Д.Есакова, в которой на основе ставших доступными архивных материалов уточнен взгляд на избрание Вавилова президентом Академии наук СССР.

История. Культурология

Э.Л.Базарова, Н.В.Бицадзе, А.В.Окороков и др. КУЛЬТУРА РУССКИХ ПОМОРОВ: Опыт системного исследования. Под ред. П.Ю.Черносвитова. М.: Научный мир, 2005. 400 с.

Русская национальная культура в своей хозяйственной части - это культура оседлых земледельцев-скотоводов лесостепной и лесной полосы Восточной Европы, традиционно дополняемая рыболовством, охотой на диких животных и собирательством.
С XII в. начинается проникновение русскоязычного населения сначала с Новгородчины, а чуть позже - с Верхневолжья в более северные районы, а к концу XV в. это «проникновение» становится миграцией в целях заселения новых земель, охватывающих огромные территории вплоть до побережья Белого моря и юга Кольского п-ова. В итоге в национально-географическое понятие «Русь» начинает входить в качестве неотъемлемой его составляющей понятие «Русский Север».

Книга представляет собой исследование русской поморской культуры, которая рассматривается как вариант общерусской национальной культуры, сложившейся в среде мигрантов из различных уголков России на побережье Белого моря и прилегающие к нему районы. Основная задача исследования - показать, что культура является той системой выживания, с помощью которой человек приспосабливается к жизни на своей территории обитания. Поэтому трансформация культуры, вызванная переселением коллектива на новое место, - это реакция приспособления к изменениям вмещающей среды.

Издание предназначено для культурологов, специалистов по истории освоения Русского Севера, а также для широкого круга читателей, интересующихся историей России позднего Средневековья и Нового времени.