В 1998 г. Институт истории естествознания и техники Российской Академии наук предпринял переиздание книги Н.И. Фальковского "Москва в истории техники", вышедшей в свет в 1950 г. Новое издание снабжено содержательным послесловием и хронологическим указателем, в совокупности освещающими вклад столицы в развитие техники в 1948-1997 годах.
Этот указатель особенно примечателен тем, что позволяет читателю самостоятельно оценить распределение успехов и достижений по годам и выделить периоды расцвета, застоя и деградации.
При всем уважении к труду авторов и благодарности за этот крайне важный и нужный указатель, мы не считаем его достаточно полным. Приглашаем всех читателей, особенно старшего поколения, по мере знания и сил дополнить его памятными им событиями. Присылайте свои соображения электронной почтой по адресу shkrob@ibmh.msk.suVIVOS VOCO!© А.Н. Белоусова, Н.К. ЛаманДополнительная хронология к книге
Н.И.Фальковского "Москва в истории техники"
(1948-1997 гг.)А.Н. Белоусова, Н.К. Ламан 1948
1949
- Впервые в практике мирового автомобилестроения на Московском автомобильном заводе им. И.В. Сталина (с 1956 г. носит имя И.А.Лихачева) на потоке проведена замена автомобилей ЗИС-5 на автомобили ЗИС-150 без остановки цехов и снижения темпов выпуска.
- Конструкторские коллективы А.Н.Туполева и С.В.Ильюшина создали реактивный цельнометаллический бомбардировщик Ил-28 с двумя турбореактивными двигателями.
- Специалисты ВИСХОМа и Люберецкого завода им. А.В.Ухтомского выпустили льноуборочный комбайн ЛК-7 (одновременное теребление льна, очесывание головок и связывание очесанной соломы в снопы).
- На железнодорожных линиях Московского узла вводится внутристанционная и поездная радиосвязь.
- Московско-Курская железная дорога ввела в эксплуатацию первую установку электрической маршрутной сигнализации стрелок.
- На линии Московского железнодорожного узла поступили первые пассажирские электропоезда РВЗ серии "СР" с моторвагонной тягой.
- Вводятся в эксплуатацию отечественные магистральные односекционные тепловозы серии ТЭ-1 мощностью 1000 лошадиных сил.
- На линии Московского железнодорожного узла выходят новые четырехосные пассажирские вагоны.
- Полет первой советской управляемой баллистической ракеты Р-1, созданной под руководством С.П.Королева.
- В Институте геохимии и аналитической химии им. В.И.Вернадского исследуются продукты деления и расщепления ядер химических элементов.
- На истребителе ЛА-176 с крылом увеличенной стреловидности впервые достигнута скорость, равная скорости звука.
- Применение кислорода для интенсификации сжигания топлива в мартеновских печах на металлургическом заводе "Серп и молот".
- В ГИРЕДМЕТе получен поликристаллический германий для полупроводниковой техники.
- Отмечены Государственной премией член-корреспондент АН СССР А.В.Новоселова за работы в области физико-химии бериллия и группа специалистов за разработку технологии получения новых твердых сплавов.
- Создан вертолет МИ-1, конструкции М.Л.Миля.
- Положено начало полносборному домостроению строительством в Москве на 5- -й улице Соколиной горы 4-этажного каркасно-панельного жилого дома.
- На заводе "Москабель" изготовлен специальный кабель для атомной бомбы. ,
- Организован Институт точной механики и вычислительной техники АН СССР (с 1975 г.-им. С.А.Лебедева).
1950
- Выпуск первого отечественного телевизора КВН-49. Телецентр перешел на более высокий стандарт - 625 строк.
- Пуск синхрофазотрона в Институте ядерных проблем АН СССР (позже Объединенный институт ядерных исследований), исследовательского ядерного реактора в Институте теоретической и экспериментальной физики АН СССР, электронного синхротрона в Физическом институте им. П.Н.Лебедева и тяжеловодного гетерогенного реактора на естественном уране.
- Испытание первой советской атомной бомбы.
- Произведен вертикальный запуск одноступенчатой ракеты Р-1А на высоту 110 километров для исследования верхних слоев атмосферы.
- Создан и поступил в производство первый в СССР точечный транзистор С1-С4.-Авторы А.В.Красилов и С.С.Мадоян.
- Открыт первый в стране узел автоматизированного переприема телеграмм.
- Постройка по проекту ЦКБ металлургического машиностроения первого в международной практике трехвалкового стана поперечно-винтовой прокатки для производства периодических профилей.
- Внедрен метод скоростного точения металлов на Заводе шлифовальных станков (инициатор - токарь П.Б.Быков, Лауреат Государственной премии).
- На московском станкостроительном заводе "Красный пролетарий" им. А.И.Ефремова без остановки производства осуществлен переход на поточное изготовление токарного станка 1А62.
- Московский станкостроительный завод им. С.Орджоникидзе начал выпуск специализированного многорезцового станка-полуавтомата МР-5 для обработки колец шарикоподшипников.
- Проведение испытаний опытного самоходного зерноуборочного электрокомбайна на полях экспериментальной базы Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И.Ленина.
- Применение самоподъемных башенных кранов на строительстве высотных зданий в Москве.
- Начало строительства высотного здания Московского университета на Ленинских горах.
- ВНИИМЕТМАШ и УЗТМ спроектировали и изготовили первые отечественные трубопрокатные агрегаты.
- Московский экспериментальный завод полиграфического машиностроения создал опытный образец первой отечественной фотонаборной машины АК-1, а Московский полиграфический институт-опытный образец наборно-печатной машины рычажного типа.
1951
- Начато серийное производство вертолетов МИ-1, конструкции М.Л.Миля.
- Начато массовое применение транзисторной техники в радиоэлектронной аппаратуре.
- В Институте точной механики и вычислительной техники организован отдел цифровых ЭВМ для разработки и создания большой ЭВМ (руководитель С.А.Лебедев).
- Построены автоматические телефонные станции шаговой системы.
- Передан в серийное производство пассажирский самолет ИЛ-14, конструкции С.В.Ильюшина, на 32-36 пассажиров, оборудованный двумя двигателями.
- На самолете МиГ-17, конструкции А.И.Микояна, достигнута сверхзвуковая скорость полета.
- В КБ А.М.Люльки разработан крупноразмерный двигатель АЛ-5 с силой тяги 5000 килограммов.
- ГИРЕДМЕТ и его Опытный завод разработали способы получения металлического титана, циркониевых стержней и металлического лития для ядерных реакторов (Государственная премия).
- На Московском железнодорожном узле вводятся отечественные двухсекционные тепловозы ТЭ-2 мощностью 2000 лошадиных сил с дистанционным управлением агрегатами обеих секций с одного поста.
- Люберецкий завод им. А.В.Ухтомского начал выпуск тракторных однобрусных косилок К-2,1 с шириной захвата 2,1 метра.
- Принят в эксплуатацию участок Кольцевой линии Московского метрополитена от ст. "Курская" до ст. "Парк культуры" протяженностью 6,4 километра.
- Передана в эксплуатацию автомобильная магистраль Москва- Харьков - Симферополь.
- Окончание строительства опытной линии электропередачи постоянного тока Кашира-Москва напряжением 200 киловольт.
- В Москве построено за год 535 тыс. квадратных метров жилья.
- В полиграфических учреждениях Москвы расширяется применение фотонаборных машин.
1952
- С помощью Малой электронно-счетной машины-МЭСМ, созданной под руководством С.А.Лебедева, проведен расчет устойчивости при строительстве магистральной линии электропередачи Куйбышев-Москва.
- В Институте точной механики и вычислительной техники АН СССР установлена Большая электронно-счетная машина-БЭСМ, созданная под руководством С.А.Лебедева, с быстродействием-до 1 тысячи операций в секунду.
- Выпускаются точечные диоды, применяемые в радиотехнике, электронике, энергетике и др. областях для выпрямления переменного тока.
- ВНИИметмаш разработал трубопрокатный стан высокой точности (холоднокатаные прецизионные трубы), введенный в строй на Никопольском южно-трубном заводе.
- "Москабель" впервые в мире освоил массовое производство силовых кабелей в прессованной алюминиевой оболочке.
- ЭНИМС разработал электроимпульсный способ обработки материалов.
- На кондитерской фабрике "Красный Октябрь" впервые в СССР созданы поточные линии по производству конфет и карамели.
- Создана Центральная студия телевидения, позволившая осуществлять в Москве ежедневные телевизионные передачи.
- Открыт Московский физико-технический институт (МФТИ) для подготовки инженеров и научных работников по 12 специальностям-исследователей в области новейших отраслей физики и техники.
- Образовано Архитектурно-планировочное управление, осуществлявшее проектное дело и координацию вопросов застройки Москвы.
- Использование в народно-хозяйственном комплексе Москвы ЭВМ первого поколения.
1953
- Испытания нового транспортного самолёта ИЛ-14, конструкции С.В.Ильюшина (в 1954 г. самолет вышел на трассы Аэрофлота).
- Построен первый отечественный серийный сверхзвуковой самолет МиГ-19 КБ А.И.Микояна с двигателями КБ А.А.Микулина.
- Запущен в серийное производство первый вертолет большой грузоподъемности МИ-4, рассчитанный на перевозку 12 пассажиров (до 1,7 тонны груза), снабженный четырехлопастным несущим винтом диаметром 21 метр и двигателем мощностью 1700 лошадиных сил.
- Летные испытания самолетов ТУ-16 и Як-25 и опытных образцов тяжелого вертолета Як-24 ("летающего вагона"), снабженного двумя двигателями и двумя несущими винтами диаметром 21 метр (рассчитан на подъем 4 тонн или 40 пассажиров).
- В Московском энергетическом институте создана вычислительная машина М-2, производительность до 2000 операций в секунду.
- ГИРЕДМЕТ и ВИАМ усовершенствовали технологию получения металлического титана.
- Разработан способ дуговой электросварки плавящимся электродом в среде углекислого газа (ЦНИИТМАШ).
- Всесоюзный научно-исследовательский институт геофизики осуществил способ электроразведки полезных ископаемых.
- В Московском метрополитене на станции "Красные ворота" установлен первый турникет.
- Завершено строительство высотного здания Министерства иностранных дел СССР и Министерства внешней торговли СССР на Смоленской площади, а также высотного жилого дома на Котельнической набережной.
1954
- Испытание в СССР первой водородной бомбы.
- Для космических электростанций организовано производство термоэлектрических генераторов (кремневые солнечные батареи) и их использование на искусственных спутниках Земли.
- В Объединенном институте ядерных исследовании синтезирован новый химический элемент - фермий с порядковым номером -100.
- Созданы Институт радиотехники и электроники АН СССР и Акустический институт АН СССР.
- Построен крупнотоннажный самолет ТУ-104 со стреловидным крылом, конструкции А.Н.Туполева.
- Сконструированы первые отечественные турбовинтовые двигатели ТВ-2М (А.Д.Швецов) и турбореактивные двигатели (А.А.Микулин).
- Введен в эксплуатацию участок линии Московского метрополитена от станции "Арбатская" (глубокое заложение) до станции "Киевская" протяженностью 4 километра.
- Завершено строительство самого высокого в Москве 32-этажного здания Московского университета на Ленинских горах-комплекс из 27 основных и 10 вспомогательных зданий, общим объемом 2611 тысяч куб.м.
- Построены: 28-этажная высотная гостиница "Ленинградская" на Каланчевской ул. и высотное административное здание на Лермонтовской площади.
- Вступил в строй Хорошевский спрямительный канал, значительно сокративший путь по Москве-реке.
- Завод "Станкоконструкция" выпустил серию литьевых машин-автоматов для изготовления изделий из пластмасс.
- Завод режущих инструментов "Фрезер" начал выпуск специальных станков для инструментальной промышленности.
- Завод шлифовальных станков выпустил первую автоматическую линию для обработки поршневых пальцев тракторных двигателей (12 агрегатов линии выполняют все технологические и транспортные операции-от нарезки заготовок до упаковки готовых изделий).
- Люберецкий завод им. А.В.Ухтомского начал производство тракторных трехбрусных косилок К-6А и К-6Б с шириной захвата 6 метров.
1955
- Конструкторский коллектив С.А.Лавочкина совместно с ВИАМ впервые в Советском Союзе применил титан в элементах крыла и других теплонапряженных агрегатах самолетов, разрешив проблему теплового барьера и длительного полета на больших сверхзвуковых скоростях.
- В КБ А.И.Микояна создан первый сверхзвуковой истребитель МиГ-19.
- Поступил на эксплуатацию вертолет МИ-4, конструкции М.Л.Миля.
- НИИ ГВФ реорганизован в Государственный научно-исследовательский институт гражданского воздушного флота (Гос.НИИ ГВФ).
- Создан первый квантовый генератор, основанный на использовании принципов квантового усиления и генерации радиоволн (Н.Г.Басов и А.М.Прохоров, с 1966 г. академики АН СССР).
- Первая в мире атомная электростанция в г. Обнинске под Москвой дала ток.
- При участии ГИРЕДМЕТа и др. московских институтов в Подольске пущен первый опытный завод по металлургии титана (руководитель - академик Н.П.Сажин).
- На заводе "Фрезер" введена в действие автоматическая линия термической обработки инструмента.
- Широко развивается строительство заводов сборного железобетона.
- Введен в эксплуатацию участок Кольцевой линии Московского метрополитена от станции "Белорусская" до станции "Парк культуры" протяженностью 5,9 километра, замкнувший кольцо.
- На линии Москва-Ленинград вводятся отечественные тепловозы ТЭ-З, обеспечившие скорость движения пассажирских поездов до 140 километров в час.
- Люберецкий завод им. А.В.Ухтомского освоил производство двухвалковой полунавесной косилки КВ-14,6 шириной 14,6 метра.
- На территории Выставки достижений народного хозяйства открыт самый крупный в Москве фонтан - "Дружба народов" (площадь бассейна 3700 квадратных метров, имеет 800 насадок, максимальная высота струи 24 метра, для подсветки используется 525 ламп и прожекторов).
- При Исполкоме Моссовета создано Главное управление по жилищному и гражданскому строительству (Главмосстрой) в составе: 53 строительных треста, 255 строительных управлений и более 600 различных самостоятельных производственных и подсобно-вспомогательных предприятий.
- Завершено строительство высотного 22-этажного жилого дома на площади Восстания (Кудринская площадь) (архитекторы М.В.Посохин, А.А.Мндоянц).
1955-1956
- Лаборатория электросхем Московского энергетического института разработала Малую ЭВМ - М-З с быстродействием 30 операций в секунду.
- Институт точной механики и вычислительный техники АН СССР ввел усовершенствования в Большую ЭВМ "БЭСМ", повысившие её быстродействие до 8000 операций в секунду.
- В Физическом институте АН СССР созданы оптические квантовые генераторы-мазеры, источники электромагнитного излучения видимого, инфракрасного и ультрафиолетового диапазонов.
- В Обнинском институте ядерных исследований синтезирован новый химический элемент "менделевий" с порядковым номером - 101.
- В Обнинском физико-энергетическом институте закончено сооружение малогабаритного реактора БР-1, работающего без замедлителя.
- Первый полет реактивного пассажирского самолета ТУ-104, созданного под руководством А.Н.Туполева.
- На автомобильном заводе освоено производство 32-местных автобусов ЗИЛ-127 для междугородных сообщений, развивающих скорость до 100 километров в час и оснащенных двигателями мощностью 180 лошадиных сил.
- Освоен процесс газовой цементации деталей с индукционным нагревом токами высокой частоты.
- Пущен первый цех-автомат на Первом государственном подшипниковом заводе по производству массовых подшипников.
- На заводе "Манометр" организовано изготовление приборов высокого класса точности для замеров, записи и автоматического регулирования температуры и расхода газов и жидкостей.
- Пуск на кондитерской фабрике "Красный Октябрь" универсальной поточной линии для изготовления и упаковки прозрачной и тянутой карамели.
- Станкостроители Москвы освоили производство 79 новых типов совершенных станков и 5 автоматических линий.
1956
- Сооружен в Лужниках один из крупнейших в мире спортивных комплексов - Центральный стадион им. В.И.Ленина.
1957
- Начало эксплуатации турбореактивного самолета ТУ-104, в том числе на линии Москва-Иркутск.
- Разработана (под руководством С.А.Лебедева) ЭВМ БЭСМ-2.
- Первые телевизионные передачи по радиорелейным линиям из Москвы в Рязань.
- Создание Объединенного института ядерных исследований.
1958
- Испытание первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 (С.П.Королев).
- Запущен (4 октября) первый в мире искусственный спутник Земли, оснащенный двумя радиопередатчиками; имел форму шара диаметром 58 сантиметров и вес 83,6 килограмма, изготовлен из алюминиевых сплавов.
- Ввод в состав речного пассажирского флота 66-местного теплохода на подводных крыльях "Ракета", созданного по проекту Р.А.Алексеева.
- Первый полет совершил межконтинентальный пассажирский лайнер ТУ-114 КБ А.Н.Туполева с турбовинтовыми двигателями, конструкции Н.Д.Кузнецова (на 170 пассажиров).
- Проведены летные испытания и введен в эксплуатацию 110-120-местный пассажирский самолет ИЛ-18 с четырьмя турбореактивными двигателями, предназначенный для полетов средней дальности.
- ОКБ М.Л.Миля спроектировал и передал в производство тяжелый вертолет МИ- -6 с газотурбинным двигателем и несущим винтом диаметром 35 метров, нс имевший аналогов в мире по грузоподъемности и скорости.
- На заводе им. И.А.Лихачева началось строительство 32-местных городских автобусов ЗИЛ-158 с двигателями мощностью 108 лошадиных сил.
- Автомобильный завод им. Ленинского Комсомола (АЗЛК) выпустил 50 тысяч автомобилей "Москвич".
- На московских заводах и фабриках установлено более 800 автоматических, поточных и конвейерных линий, около 5 тысяч автоматических станков.
- Открыты: Институт электрохимии АН СССР: Проектно-конструкторский и технологический институт бетона и железобетона (НИИЖБ).
- Впервые в мире московские инженеры создали прокатный стан для производства железобетонных конструкций.
- Западный речной порт Москвы впервые в стране освоил выгрузку песка гидромеханизированным способом с помощью землесосов.
- Построено высотное здание гостиницы "Украина" на Кутузовском проспекте.
- Построен Калининский мост через Москву-реку, соединивший проспекты Калинина и Кутузовский (первый в Москве мост с цельносварным пролетным строением).
- Начало технического перевооружения наружного освещения Москвы-лампы накаливания заменяются газоразрядными источниками света.
- Газификация Москвы; новый газопровод Ставрополь-Москва; в топливном балансе столицы газ составляет 40%.
- Ввод в действие полуавтоматической письмосортировочной машины на Московском почтамте.
- В Москве насчитывается 86 высших учебных заведений.
- Телевидение широко освещает Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве.
1959
- Начало экспериментальных работ на термоядерной установке "Огра-1" в Институте атомной энергии (ныне им. И.В.Курчатова) АН СССР.
- Создание системы цветного телевидения в Московском телецентре.
- Передача телевизионных программ по коаксильному кабелю из Москвы в Орехово-Зуево.
- Начало регулярной трансляции телевизионных передач из Москвы в Ярославль, Иванове, Кострому и прилегающие к ним районы по вновь построенной релейной линии.
- В КБ С.В.Ильюшина создан первый советский сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик ЯК-28.
- Автозавод им. И.А.Лихачева начал серийное производство 7-местных легковых автомобилей ЗИЛ-111, автобусов ЗИЛ-157.
- Станкостроительный завод им. С.Орджоникидзе удостоен "Гран при" на Всемирной выставке в Брюсселе за создание автоматического участка по обработке валов.
- Испытания первой системы автоматического управления локомотивом ("Автомашинист") на участке Кунцево-Усово Московской железной дороги.
- Московские институты АН СССР передали для внедрения в народное хозяйство свыше 100 разработок.
- Впервые в нашей стране ВНИИТМАШ спроектировал и построил вагранку с горячим дутьем и устройствами газоочистки.
- Открыт двухъярусный мост через Москву-реку у Ленинских гор с совмещенным движением поездов метрополитена и автомобильным сообщением.
- Вступила в строй Рижская линия Московского метрополитена от станции "Ботанический сад" ("Проспект Мира") до станции "ВДНХ" длиной 4,5 километра, а также участок от станции "Киевская" до станции "Кутузовская" протяженностью 2,4 километра, открывший движение по Филевской линии.
- Впервые в мире на Заводе шампанских вин разработан и внедрен новый способ шампанизации вина в непрерывном потоке, обеспечивший резкое (в 27 раз) увеличение выпуска продукции.
1960
- Открытие в Москве Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ): 78 павильонов по всем отраслям промышленности и сельского хозяйства, науки и культуры.
- Выпущена отечественная ЭВМ "Сетунь", работающая в троичной системе счисления.
- Запуск первой межпланетной автоматической станции "Луна-3" в сторону Луны и передача с помощью телевидения снимков на Землю.
- Проведение Московским телецентром опытных передач цветного телевидения.
- Вышел на воздушные трассы самолет ИЛ-18 - КБ С.В.Ильюшина.
- Продлены Кировско-Фрунзенская линия Московского метрополитена от станции "Спортивная" до станции "Университет", Арбатская линия - от станции "Кутузовская" до станции "Фили".
- На Московском железнодорожном узле вводятся новые отечественные и зарубежные тепловозы, в том числе шестиосные пассажирские тепловозы серии ЧС-2.
- При участии Московского энергетического института (МЭИ) создан первый в СССР троллейбус сочлененного типа.
- Вступил в эксплуатацию атомный ледокол "Ленин".
- Построен первый в Москве транспортный тоннель в месте слияния Кутузовского проспекта с Б.Дорогомиловской улицей.
- Археологические раскопки на территории Кремля позволили обнаружить горизонты культурного слоя, датируемые концом XI века-на 50 лет раньше первого упоминания Москвы в летописи 1147 г.
1961
- Образована телевизионная сеть "Интервидение".
- Открыты источники электромагнитного излучения-лазеры (академики Н.Г.Басов, А.М.Прохоров).
- Синтезирование искусственного алмаза в Институте физики высоких давлений АН СССР (академик Л.Ф.Верещагин).
- Проведение испытаний опытного поезда с автоматической системой управления ("электронным машинистом") на Кольцевой линии Московского метрополитена.
- Открыты международный аэропорт "Шереметьево" и здание аэровокзала "Внуково-1".
- Открыт первый отрезок Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД) протяженностью 109 километров (движение по всему кольцу началось в 1962 году).
- Автомобиль "Волга" стал использоваться в Москве в качестве такси вместо машины "Победа".
- Введение на Московском инструментальном заводе "Калибр" поточно-механизированного и конвейерного производства изготовления микрометров и штангель-циркулей.
- Ввод в эксплуатацию опытно-промышленной установки по получению полипропилена на Московском нефтеперерабатывающем заводе.
- Создан Международный почтамт, специализированное предприятие Министерства связи СССР, централизованное место международного почтового обмена.
- Все виды транспорта Москвы перевезли 3659 миллионов пассажиров.
1962
- Завершено строительство протонного синхротрона мощностью 7 миллиардов электрон-вольт в Институте экспериментальной и теоретической физики АН СССР.
- Первый в мире орбитальный полет (12 апреля) в космос летчика-космонавта Ю.А.Гагарина на корабле "Восток", оснащенном телевизионной аппаратурой и радиосвязью с Землей.
- В день встречи (14 апреля) в Москве первого космонавта Ю.А.Гагарина Московское телевидение по радиорелейным и кабельным сетям "Интервидения" и "Евровидения" вышло на экраны Европы.
- На орбиту спутника Земли выведен (6 августа) космический корабль "Восток-2", пилотируемый летчиком-космонавтом Г.С.Титовым. Впервые осуществлена телевизионная передача центрального телевидения с космического корабля.
- В Институте радиотехники и электроники АН СССР проведены успешные эксперименты по наземной радиолокации планеты Венеры (под руководством академика В.А.Котельникова).
- Опробование и передача в эксплуатацию первой в СССР видеотелефонный линии, связывающей Москву с Ленинградом и Киевом.
- Открыт Кремлевский Дворец съездов на 6 тысяч человек, оборудованный уникальным стационарным трансляционным пунктом, мощными кондиционерами, 5-тысячами светильников, электроакустикой; широко использованы алюминий, стекло, мрамор и бетон.
- Открыт вновь построенный через Москву-реку Автозаводский мост, соединивший Автозаводскую улицу с Большой Тульской улицей, длиной с подходами 842 метра и шириной 42 метра. Использован предварительно напряженный железобетон.
- Построен киноконцертный зал "Россия" на 3000 мест универсального назначения.
- На заводе координатно-расточных станков начат выпуск особо точных станков 2А450.
- ВНИИметмаш и другие институты и учреждения создали высокопроизводительные литейно-прокатные станы для производства проволоки, а также станы для прокатки ребристых труб, экспортируемых в зарубежные страны.
- Созданы: Всесоюзный институт легких сплавов (ВИЛО, Институт электронного оборудования (ВНИИЭТО), Институт проблем передачи информации АН СССР.
- Принят в эксплуатацию участок Филевской линии Московского метрополитена от станции "Фили" до станции "Пионерская" .
1963
- Институт радиотехники и электроники АН СССР совместно с другими учреждениями произвел радиолокацию планеты Венера.
- Произведена передача телевизионных репортажей с борта космических кораблей "Восток-3", "Восток-4".
- В Вычислительном центре АН СССР разработана и испытана электронная цифровая управляющая машина "УМШН" широкого назначения (для систем комплексной автоматизации ).
- В Институте атомной энергии им. И.В.Курчатова впервые в истории получена плазма с температурой около 40 миллионов градусов; ведутся работы в области управления термоядерной реакцией.
- В КБ С.В.Ильюшина создан трансконтинентальный самолет ИЛ-62.
- Первый полет многоцелевого вертолета МИ-8, конструкции М.Л.Миля, оснащенного двумя газотурбинными двигателями.
- Завершено строительство и открылось движение по Московской кольцевой автомобильной дороге (МКАД) длиной 109 километров, шириной 24 метра; на трассе она пересекает 30 шоссейных и 11 железных дорог.
- Сооружен из сборного железобетона Химкинский мост арочно-балочной конструкции через канал им. Москвы на МКАД, длиной 228 метров, шириной 24 метра.
- Вступила в строй Калужская линия Московского метрополитена от станции "Октябрьская" до станции "Новые Черемушки" протяженностью 8,1 километра.
- На автозаводе им. И.А.Лихачева освоено производство 5-тонных грузовых автомобилей ЗИЛ-130.
- Образовано московское производственное швейное объединение "Большевичка".
- Созданы: Институт высоких температур (ИВТАН), Институт электронного машиностроения (МИЭМ) и Всесоюзный государственный научно-исследовательский институт энергетических систем и электрических сетей (ЭНЕРГОСЕТЬПРОЕКТ).
- Передача в эксплуатацию 60-местного пассажирского речного теплохода с корпусом из пластических масс, построенного на Московском судостроительном и судоремонтном заводе.
- Построен первый домостроительный комбинат по изготовлению комплектов железобетонных конструкций для многоэтажных жилых домов различных серий.
- ВНИИметмаш разработал длиннооправные трубопрокатные станы.
- Открытие первого автоматизированного предприятия розничной торговли-московского магазина-автомата "Прогресс".
- Ввод в действие автоматического телеграфного узла с маршрутно-кодовой коммуникацией на Московском центральном телеграфе.
- Построено здание Музея-панорамы "Бородинская битва".
- Открыт Дворец пионеров на Ленинских горах.
- В Москве функционируют 430 общественных конструкторских и технологических бюро, более 500 производственно-технических совещаний, около 700 технических комиссий.
1964
- Запуск (1 ноября) первого в мире управляемого маневрирующего космического аппарата "Полет-1".
Институт физики высоких давлений АН СССР синтезировал искусственные алмазы, в том числе типа "баллас", нашедшие широкое применение в технике (бурение горных пород, обработка сверхтвердых и других материалов).- КБ С.В.Ильюшина передало на летные испытания опытный образец самолета ИЛ-62 на 186 пассажиров, обладающего скоростью 900 километров в час (стал флагманом Аэрофлота).
- На судостроительном и судоремонтном заводе началось серийное производство 60-местных полуглиссирующих пассажирских теплоходов с водометными двигателями, обеспечивающих скорость хода до 45 километров в час и предназначенных для эксплуатации на малых реках (глубина до 0,6 метра).
- Открыт аэропорт "Внуково-2".
1965
- Начат серийный выпуск лазерных технологических установок.
- В Объединенном институте ядерных исследований синтезирован новый химический элемент N104, названный в 1965 г. "курчатовием", в память научных заслуг академика И.В.Курчатова.
- В Институте атомной энергии им. И.В.Курчатова произведен пуск исследовательского атомного реактора МР для испытаний материалов и реактора на быстрых нейтронах "Ромашка" с прямым преобразованием тепловой энергии в электрическую.
- В Госбанке Москвы создан вычислительный центр, оборудованный ЭЦВМ "Урал-4", обслуживавший все отделения банка столицы и Московской области (обрабатывалось свыше 200 тысяч документов в день).
- Группе ученых ВНИИметмаша во главе с академиком А.И.Целиковым за создание станов для прокатки круглых периодических профилей присуждена Ленинская премия.
- Автозавод им. И.А.Лихачева перешел на массовый выпуск автомобиля ЗИЛ-130 и двухосного автомобиля ЗИЛ-150.
- Введен в эксплуатацию первый в стране автодорожный мост с фермами из алюминиевых сплавов через р. Озерку (Московская область).
- Калужская линия Московского метрополитена продлена от станции "Новые Черемушки" до станции "Калужская" протяженностью 1,4 километра. Продлена Горьковская линия от станции "Сокол" до станции "Речной вокзал" протяженностью 6,2 километра.
- На проспекте Мира сооружен обелиск "Покорителям космоса" высотой 107 метров, облицованный листами из титанового сплава и завершающийся наверху 11-метровой моделью космической ракеты. Внутри гранитного постамента размешен Музей космонавтики, а перед обелиском-памятник.К.Э.Циолковскому с аллеей космонавтов.
- Открытие в Москве первого кафе-автомата.
- Завершена прокладка проспекта Калинина.
1966
- Начало экспериментальных передач цветного телевидения между Москвой и Парижем, Москвой и Владивостоком через искусственный спутник "Молния-1".
- Начало регулярных передач из Москвы изображений центральных газет по каналам связи фотоэлектрическим методом.
- КБ М.Л.Миля разработало вертолет МИ-10К без грузовой платформы с подвеской транспортируемого груза на тросе (для обслуживания строительно-монтажных работ).
- Выполнение группового перелета вертолетов В-2 (МИ-2) В-8 (МИ-8) и МИ-6 по маршруту Москва-Париж протяженностью 7200 километров за 36 летных часов.
- На заводе электровакуумных приборов завершена техническая реконструкция производства.
- Завод малолитражных автомобилей приступил к серийному выпуску легковых автомобилей "Москвич-408".
- Станкостроительный завод им. С.Орджоникидзе изготовил для машиностроительной промышленности около 75 автоматических линий.
- ВНИИметмаш разработал и внедрил в промышленность радиальную установку непрерывной разливки стали.
- Филевская линия Московского метрополитена продлена от станции "Пионерская" до станции "Молодежная" длиной 3,8 километра.
- Построен Краснопресиенский мост через р. Москву, пролетные строения которого выполнены из предварительно напряженного сборного железобетона способом навесного монтажа с применением эпоксидного клея для соединения блоков.
- На Московском железнодорожном узле вводятся наиболее мощные электровозы переменного тока BЛ160.
- Созданы: Институт проблем механики АН СССР, Институт космических исследований АН СССР.
- Открыт Институт электронной техники (МИЭТ) в г. Зеленограде.
- Открыт крупнейший в стране аэровокзал "Домодедово" с пропускной способностью 3 тысячи пассажиров в час.
1967
- В Институте точной механики и вычислительной техники (ИТМиВТ) создана быстродействующая вычислительная машина БЭСМ-6 (конструкторы С.А.Лебедев и В.А.Мельников (40 тысяч транзисторов).
- Советская автоматическая станция "Луна-9" впервые в мире осуществила (3 февраля) мягкую посадку на поверхность Луны и передала телевизионные изображения лунной поверхности. Автоматическая станция "Луна-13" произвела (24 декабря) мягкую посадку на Луну и с помощью грунтомера и других приборов осуществила исследования поверхностного слоя грунта.
- Совершен первый полет на самолете ЯК-40, конструкции А.С.Яковлева.
- КБ Н.И.Камова завершило создание многоцелевого вертолета КА-26.
- Автозавод им. И.А.Лихачева перешел на выпуск модернизированной модели автомобиля ЗИЛ-130-66 с однодисковым сцеплением и рулевым механизмом с гидроусилителем.
- На заводе малолитражных автомобилей начат выпуск автомобилей-фургонов "Москвич-433" грузоподъемностью 400 килограммов.
- Пуск в эксплуатацию Ждановской линии Московского метрополитена от станции "Таганская" до станции "Ждановская".
- Вступил в строй аэровокзал на Ленинградском проспекте, обслуживающий до 3-х тысяч пассажиров в час.
- На Восточной водопроводной станции, подающей питьевую воду в московскую водопроводную сеть, введена обработка воды озоном.
1968
- Ввод в действие электронной счетной машины БЭСМ-6 в Вычислительном центре АН СССР и начало ее серийного производства.
- В Останкине сооружена телевизионная башня (высота 539 метров) - самое высокое свободностоящее сооружение в Европе, обеспечивающее прямую передачу телевизионных программ в радиусе 120 километров.
- Начало регулярных передач программ цветного телевидения из студии Московского телевизионного центра.
- Телевизионные передачи из Москвы проводятся через спутник связи "Молния-1" и сеть наземных станций "Орбита", позволивших отдаленным от столицы районам и городам принимать московские программы.
- В Лаборатории макрокинетики Ногинского научного центра, основного подразделения Института химической физики АН СССР в Черноголовке, открыто явление самораспространяющегося высокотемпературного синтеза - новый метод получения керамических материалов (автор А.Г.Мержанов).
- В КБ С.В.Ильюшина создан первый отечественный самолет вертикального взлета и посадки.
- В Домодедове демонстрируются самолеты с изменяющейся в полете стреловидностью крыльев, с реактивными стартовыми двигателями и с вертикальным взлетом и посадкой.
- С участием ЦАГИ на заводе "Красное Сормово" построено крупное судно на воздушной подушке "Сормович" на 40 пассажиров, снабженное двигателем 1800 лошадиных сил.
- Завод малолитражных автомобилей выпустил миллионный автомобиль "Москвич-408". Завод приступил к выпуску грузо-пассажирских автомобилей "Москвич-426" с пятидверными кузовами.
- На Медеплавильном и медеэлектролитном заводе внедрен метод двойного электролиза для получения меди высокой чистоты.
- Городская телефонная сеть переведена на 7-значную нумерацию.
- Введена в действие опытная установка МГД-генератора с подачей тока в московскую городскую сеть.
- Основан Московский институт радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА).
- Открытие музея Московского метрополитена.
1969
- Первый полет самолета ТУ-154 с тремя реактивными двигателями, рассчитанного на перевозку 164 человек со скоростью 1000 километров в час на расстояние до 6000 километров (КБ А.Н.Туполева).
- Состоялся первый в мире полет сверхзвукового пассажирского самолета ТУ-144 (КБ А.Н.Туполева), в создании которого принимали участие специалисты ЦАГИ.
- Техническая реконструкция московского металлургического завода "Серп и молот" с установкой новейшего технологического оборудования.
1970
- Создан дальний сверхзвуковой бомбардировщик ТУ-22М-самый большой в мире самолет с крылом изменяемой стреловидности. Способен поднимать более 20 т. боевого груза и развивать скорость около 2000 километров в час.
- Закончены государственные испытания вертолета-крана МИ-10К, созданного в КБ М.Л.Миля.
- Создана Центральная высотная гидрометеорологическая обсерватория, изучающая нижний 500-метровый слой атмосферы в Москве.
- Основан завод "Хроматрон", входящий в состав производственного объединения "Московский электроламповый завод" (МЭЛЗ), выпускающий кинескопы для цветных телевизоров, светильники и пр.
- Московский судостроительный и судоремонтный завод приступил к выпуску судов типа "Москва"
- Вступил в строй участок Московского метрополитена от станции "Автозаводская" до станции "Каховская".
1971
- Впервые в мире осуществлена мягкая посадка советского спускаемого аппарата "Венера-7" на поверхность Венеры.
- Вперрые советская автоматическая станция "Луна-17" доставила на Луну самоходный аппарат "Луноход-1".
- Распространение ЭВМ второго поколения в народно-хозяйственном комплексе Москвы.
- Все виды транспорта в Москве перевезли более 3659 миллионов пассажиров.
- На московском шелковом комбинате им. Розы Люксембург "Красная Роза" установлено высокопроизводительное оборудование, созданы информационно-вычислительные центры и автоматизированная система управления производством.
- Завершена комплексная механизация шоколадного производства на московской кондитерской фабрике "Красный Октябрь".
- Введен в эксплуатацию участок Калужской линии Московского метрополитена от станции "Октябрьская" до станции "Площадь Ногина".
- Водопроводная сеть Москвы составляет свыше 4500 километров.
1972
- Первый полет реактивного транспортного самолета ИЛ-76Т, построенного в КБ С.В.Ильюшина.
- Пуск первой опытно-промышленной электростанции с магнито-гидродинамическим генератором.
- Созданы: Институт ядерных исследований АН СССР, Центральный научно-исследовательский институт автоматизированных систем управления гражданской авиации (ЦНИИ АСУ ГА), Московский институт инженеров гражданской авиации (МИИГА), Главный вычислительный центр гражданской авиации (ГВЦГА), Академия гражданской авиации, преобразованная из Высшего авиационного училища гражданской авиации.
- Внедрена технология литья под давлением из композиций поливинилхлорида на московском производственном объединении "Красный богатырь", начато освоение производства обуви методом жидкого формования из полиуретанов.
- Реконструкция Московского шелкового комбината им. П.П.Щербакова со специализацией на выпуск жаккардовых тканей и искусственных мехов.
- Хлопчатобумажная фабрика им. М.В.Фрунзе первая в стране перешла на новейшую технологию-пневматическое ткачество.
- Образована Калужско-Рижская линия Московского метрополитена, вступил в строй участок от станции "Площадь Ногина" до станции "Проспект Мира".
1973
- На ТЭЦ-22 введена в эксплуатацию первая в стране теплофикационная турбина мощностью 250 тысяч киловатт на сверхкритические параметры пара.
- Начало реконструкции московского станкостроительного завода "Красный пролетарий" в связи с выпуском новой модели станка 16К20.
- Удельный вес грузов, отправленных и принятых московскими речными портами, составил около 7% всех речных перевозок страны.
- В составе городской телефонной сети, насчитывающей 1533000 аппаратов, начали работать автоматизированный справочно-информационный узел и служба "Сервис".
- Построен первый в Москве (Коровинское шоссе) полностью механизированный и автоматизированный мусороперерабатывающий завод производительностью 500 тысяч кубических метров отходов.
- Принята в эксплуатацию Краснопресненская линия Московского метрополитена от станции "Баррикадная" до станции "Октябрьское поле".
- Открылась Политехническая выставка.
1974
- Начало реконструкции металлургического завода "Серп и Молот". Ликвидируются мартеновское и частично прокатное производства. Строятся новые цеха.
- 1-й часовой завод выпустил свыше 3-х миллионов часов "Полет" - 114 видов с различными дополнительными устройствами.
- Производственное объединение "Большевичка" выпустило более 1729,8 тысячи изделий (мужские костюмы, брюки, куртки и т.п.).
- Производственное объединение "Красный богатырь" произвело 31 миллион пар резиновой обуви (изделия резино-текстильные, формовые и неформовые).
1975
- Металлургический завод "Серп и Молот" выпускает средне- и мелкосортный прокат, катанку, калиброванную сталь, горячекатаную тонколистовую сталь, ленту, фасонное литье и стальные канаты.
- Электрозавод им. В.В.Куйбышева специализируется на производстве трансформаторного оборудования для линий электропередач напряжением до 1150 киловольт, электротермии, преобразовательной техники.
- Начало реконструкции станкостроительного завода им. С.Орджоникидзе.
- На заводе "Динамо" им. С.М.Кирова функционирует более 100 конвейерных и поточных линий общей протяженностью 3,5 километра, связанных с выпуском электродвигателей для транспортного и станочного оборудования.
- Расширяется производство стандартного и специального режущего инструмента для часовой и приборостроительной промышленности на заводе "Фрезер".
- Создан Научно-экспериментальный центр автоматизации управления воздушным движением.
- Перевооружение Краснохолмского камвольного комбината, оснащение его автоматическими ткацкими станками и поточными линиями по обработке тканей, в том числе из химических волокон.
- На Московской железный дороге проведены испытания автоведения пригородного поезда с электровозом ЧС-2.
- Принят в эксплуатацию участок Московского метрополитена от станции "Новые Черемушки" до станции "Беляево"
1976
- В Институте атомной энергии им. И.В.Курчатова введена в действие крупнейшая в мире термоядерная установка "Токамак-10".
- Самолеты ТУ-154Б начали поступать в эксплуатацию на предприятия гражданской авиации.
- На Московской железной дороге внедрена 1-я очередь автоматизированной системы управления.
- ВНИИметмаш разработал бесконусное загрузочное устройство (БЗУ) для доменных печей.
- На метрополитене вошел в строй действующий участок от станции "Баррикадная" до станции "Площадь Ногина", образовалась Ждановско-Краснопресненская линия.
- Продолжена линия метрополитена от станции "Октябрьское поле" до станции "Планерная".
1977
- Начало применения в народно-хозяйственном комплексе Москвы ЭВМ четвертого поколения.
- Совершил первый испытательный полет пассажирский самолет ЯК-42, созданный в КБ А.С.Яковлева.
- Первый испытательный полет самолета-аэробуса ИЛ-86, построенного в КБ С.В.Ильюшина под руководством Г. В. Новожилова.
- В Москве функционируют 316 автобусных, 69 троллейбусных и 35 трамвайных маршрутов, общая протяженность которых 4805 километров.
- Установлен (9 мая) обелиск "Москва-город-герой" на развилке Б.Дорогомиловской улицы и Кутузовского проспекта.
- На поездах Московского метрополитена устанавливаются автоматические устройства, позволяющие перейти на их обслуживание одним машинистом (без помощника).
1978
- Начало регулярной эксплуатации на воздушных линиях транспортных самолетов ИЛ-76Т большой грузоподъемностью.
- Внедрен в промышленность агрегат для горячего непрерывного оцинкования стальных полос, разработанный в ВНИИметмаше.
- Введена в эксплуатацию первая очередь Вазузской гидротехнической системы, обеспечивающей водой западный и юго-западный районы Москвы.
- Освоен второй блок Новокурьяновской станции аэрации, где впервые в отечественной практике применены крупноразмерные (диаметром 54 метра) первичные и вторичные отстойники и введена доочистка сточных вод.
- Суда Московского пароходства обслужили более 4-х миллионов пассажиров.
1979
- При Институте химической физики АН СССР в Черноголовке создается крупное подразделение для исследовательских и прикладных работ в области самораспространяющегося высокотемпературного синтеза (СВС).
- В КБ М.Л.Миля при участии ЦАГИ создан наиболее грузоподъемный в мире (более 20 т нагрузки) вертолет МИ-26, отличающийся высоким совершенством конструкции и аэродинамики.
- Москву снабжают электроэнергией 20 электростанций.
- Создан специализированный трест "Москабельсетьмонтаж", связанный с обеспечением энергоснабжения новых линий Московского метрополитена, тепловых насосных станций, разработкой проектов реконструкции МКАД и объектов специального назначения.
- Телевизионное вещание из Москвы охватило практически все густонаселенные районы страны.
- Московская промышленность дала 130 миллионов рублей сверхплановой прибыли, освоено производство свыше 400 новых образцов станков, машин, агрегатов и приборов.
- Общая площадь мостовых в Москве составила 57,9 миллиона квадратных метров, из них с усовершенствованным покрытием - 56,6 миллиона квадратных метров.
- В Москве насчитывается 262 тысячи легковых автомобилей индивидуального пользования, 17 тысяч автомобилей-такси, а также 5300 автобусов, ежедневно курсирующих на 332 маршрутах.
- Автомобильный транспорт ежедневно перевозит в Москве до 209 миллионов тонн грузов.
- Закончено строительство нового участка Рижского радиуса метро от станции "ВДНХ" до станции "Медведково" протяженностью 8,3 километра.
1980
- В Институте атомной энергии им. И.В.Курчатова пущен "Токомак-7"-первая в мире установка со сверхпроводящими катушками магнитного поля.
- Внедрена спутниковая ТВС "Москва" для передачи общесоюзной телевизионной программы в удаленные пункты европейской части страны и Дальнего Востока.
- В составе Московской городской телефонной сети свыше 250 АТС.
- Количество междугородных переговоров в сутки, осуществляемых с помощью Центральной междугородной телефонной станции, составляет сотни тысяч, при этом около 70 % соединений производится автоматически.
- Протяженность линий московского наземного транспорта: троллейбусы - 1000 километров, трамваи - 450 километров (трамваи перевозят 11% пассажиров).
- На Первом подшипниковом заводе (ГПЗ-1) проводится большая работа по комплексной автоматизации производства.
- В Первой образцовой типографии начала действовать научно-исследовательская лаборатория формных и печатных процессов, первый в отечественной полиграфии вычислительный центр на базе ЭВМ "Минск-22" и ЕС-1020.
- Строится новый Южный речной вокзал Московского речного пароходства.
- Открыта станция "Горьковская" Московского метрополитена. Начато движение по Калининской линии от станции "Марксистская" до станции "Новогиреево" длиной 11,4 километра.
1981
- В поселке авиаторов Внуково сооружен Мемориальный памятник героям-авиаторам.
- Все Олимпийские спортивные сооружения оснащены современными радиотелевизионными, информационно-техническими системами.
- Московский завод электровакуумных приборов (МЗЭВП) достиг выпуска около 1000 наименований изделий (цветные кинескопы, газоразрядные приборы, электровакуумное стекло), экспортируемых в 30 стран мира.
- Экспериментальный завод гелиевого машиностроения (Производственное объединение "Гелиймаш") расширил производство криогенно-гелиевого оборудования, транспортных и стационарных кислороде- и азотодобывающих и азотозаправочных станций для сельского хозяйства.
- Всесоюзный институт легких сплавов (ВИЛС) совместно с Всесоюзным институтом механизации сельского хозяйства (ВИМ) создал экспериментальную конструкцию полностью механизированного алюминиевого зернохранилища на 1000 тонн.
- Передана в промышленность технология получения карбида титана и других абразивных материалов, получаемых методом СВС.
1982
- В Московской воздушной зоне введена в действие АСУ ВД.
- Поднялся в воздух самолет СУ-27, также, как и МиГ-29, имеющий интегральную аэродинамическую компоновку - лучший в мире истребитель.
- На кабельном заводе "Электропровод" впервые в стране создано производство оптических кабелей (волоконно-оптические кабели).
- Открыт Мемориальный музей космонавтики.
1983
- Создан Вычислительный центр Московского метрополитена.
1984
- Институт проблем управления (автоматики и телемеханики) АН СССР разработал и сдал в серийное производство матричные супер-ЭВМ "ПС-2000".
- Институт физики твердого тела АН СССР разработал технологию выращивания профилированных монокристаллов окиси алюминия с программируемым изменением формы и поперечного сечения вытягиваемого кристалла.
- Создан Институт проблем технологии микроэлектроники и особо чистых материалов.
- Вступила в эксплуатацию Серпуховская линия метрополитена от станции "Серпуховская" до станции "Южная" протяженностью 13 километров.
1985
- Открыт участок Горьковско-Замоскворецкой линии метрополитена от станции "Каширская" до станции "Орехово".
- Построен спортивный самолет СУ-26. Конструкция на 50% изготовлена из композиционных материалов.
1986
- Вступила в строй станция "Пражская" Серпуховской линии метрополитена.
1987
- В Институте кристаллографии им. А.В.Шубникова АН СССР создан мощный твердотельный технологический лазер непрерывного действия на кристаллических элементах).
- Получены телевизионные изображения ядра кометы Галлея.
- Транспортный самолет ИЛ-76ТД впервые в мировой практике совершил посадку на созданный специалистами гражданской авиации снежно-ледовый аэродром в Антарктиде.
- Построены вертолеты: модифицированный МИ-24ВП (боевой) и МИ-34 спортивно-тренировочного типа (взлетная масса 1350 килограммов) с 4-х лопастным винтом диаметром 10 метров.
1988
- Создан вертолет МИ-28А (боевой) 2-х местный с взлетной массой 11,5 тонны, оснащенный двумя газотурбинными двигателями с 5-лопастным несущим винтом диаметром 17,2 метра.
- Построен модифицированный вертолет МИ-24РА для проведения химико-бактериологической разведки.
- Построен первый в мире сверхзвуковой самолет вертикального взлета и посадки ЯК-141.
- На Серпуховско-Тимирязевской линии метрополитена открыта станция "Чеховская".
1989
- В воздух поднялся новый дальний магистральный пассажирский самолет ИЛ-96-300.
- Состоялся первый полет самолета ТУ-155-первенца криогенной авиации, оснащенного двигателями, работающими на водородном топливе.
- Завершены строительные работы по восстановлению Данилова монастыря, приуроченные к торжественному празднованию 1000-летия крещения Руси.
1990
- Конструкторы Московского вертолетного завода разработали вертолет нового поколения МИ-38.
- В "Книге рекордов Гиннесса" отмечен самый длинный непрерывный тоннель метрополитена на участке от станции "Беляево" до станции "Медведково" расстоянием 30,7 километра.
- В Москве создан Центр археологических исследований.
1991
- Применение в народно-хозяйственном комплексе Москвы ЭВМ пятого поколения.
- На Московской железной дороге началось внедрение системы автоведения для пригородных поездов на базе микро-ЭВМ.
- На Калужском радиусе метрополитена открыты станции "Ясенево" и "Битцевский парк", облицованные объемными металлоэмалевыми элементами.
- Представлен на конкурс проект застройки Манежной площади в Москве (Автор Б.Г.Улькин).
1992
- Впервые в России установлены сотовые системы радиосвязи.
- На заводе "Москабель" введен в эксплуатацию агрегат непрерывного литья и прокатки медной катанки с автоматизированной системой контроля и управления с помощью ЭВМ.
- Вступил в строй Тимирязевский радиус метрополитена (депо "Владыкино") с пятью станциями от "Савеловской" до "Отрадного".
1993
- Распоряжение Московской мэрии "О создании историко-культурной заповедной территории "Историческое Преображенское".
1994
- Правительство Москвы и Президиум Российской академии наук приняли совместное Постановление "О работах Российской академии наук для Москвы и поддержке ученых московских учреждений академии".
- В России начался выпуск персональных компьютеров PS/1.
- На основе истребителя СУ-27 создан сверхзвуковой бомбардировщик СУ-34, обладающий лучшей маневренностью и взлетно-посадочными характеристиками самолета.
- Восстановлен Казанский собор (XVII в.) на Красной площади.
- Начало археологических раскопок на Манежной площади в связи со строительством гигантского Торгово-рекреационпого подземного центра.
1995
- На Тимирязевской линии открылась станция Московского метрополитена "Алтуфьево" (односводчатого типа).
- Московский метрополитен перевез 3,2 миллиарда пассажиров (9 миллионов ежедневно).
- Общее число автомобилей в Москве достигло 1,5 миллиона, парк троллейбусов составил 1800 машин.
- Постановлением Правительства Москвы утверждена программа подготовки столицы к 850-летию города.
- Вокруг территории бассейна "Москва" начались подготовительные работы для строительства комплекса Храма Христа Спасителя.
- В Москве создана Российская палата высокохудожественных производств для восстановления традиционных историко-культурных ценностей России.
1996
- Заложен первый камень в основание Храма Христа Спасителя. Руководитель проекта воссоздания Храма, директор Управления "Моспроекта-2" архитектор М.М.Посохин.
- АО "Завод Мосметаллоконструкция" (МОСМЕК) освоил технологическую линию по окраске металлических профилей порошкообразными эмалями по европейским стандартам.
- На Поклонной горе построен и открыт (9 мая) Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
На выставочной территории сооружен храм "Георгия Победоносца", монумент героям войны, организована выставка военной техники под открытым небом.- Управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры г. Москвы разработало "Комплексную программу реставрации историко-архитектурного наследия города к 850-летию основания Москвы".
- Началась реконструкция в Китай-городе Гостиного двора.
- В историческом центре Москвы под государственной охраной находится 22109 памятников культуры, среди которых 824 памятника архитектуры.
- Воссозданы Воскресенские ворота (XVI-XVII веков) Иверской часовни в Китай-городе.
1997
- Постановление Правительства Москвы о мероприятиях, связанных с 850-летием города.
- Состоялся первый полет боевого самолета СУ-37 с управлением вектором тяги двигателя, повысившим его маневренные свойства.
- Самолет ТУ-144 использован как летающая лаборатория для изучения параметров сверхзвукового пассажирского самолета нового поколения.
- Построен вертолет К-52 конструкции С.В.Михеева.
- Создан вертолет МИ-28Н двухместный с взлетной массой 12 тонн, оснащенный двумя газотурбинными двигателями, 5-лопастным винтом и новым прицельно-навигационно-пилотируемым комплексом.
- Автомобильный завод им. И.А.Лихачева начал выпуск нового малотоннажного городского автомобиля ЗИЛ-5301.
- Торжественные мероприятия, посвященные 300-летию Российского флота.
- К 850-летию Москвы Центральным банком России выпущена серия из шести юбилейных монет (золото и серебро) достоинством от 25 до 100 рублей.
- Возведены основные несущие конструкции Храма Христа Спасителя (участвуют: Моспромстрой, Мосстройиндустрия, Инпредстрой, фирмы "Орбита", Мосстрой-16). Ежедневно на строительстве Храма работают до 4500 строителей.
- Закончена внешняя отделка Храма Христа Спасителя: стилобат облицован серым гранитом, цоколь - густо-красным гранитом.
- Для золочения куполов Храма Христа Спасителя разработана специальная технология, основанная на ионно-плазменных процессах покрытия золотом.
- Археологические исследования ведутся в Москве на площади 90 тысяч квадратных метров, из которых 30 тысяч - раскопки на Манежной площади. В восьмиметровом культурным слое на Манежной площади обнаружены строения, возраст которых не менее чем на 100 лет превышает дату основания Москвы (1147 год).
- Ведутся строительные работы на 29-километрах трассы новых линий Московского метрополитена.
- Автопарк Москвы насчитывает 2 миллиона автомашин.
- Автомобильный завод им. Ленинского комсомола (АЗЛК) начал производство автомобилей "Рено".
- Московское правительство приняло постановление о строительстве в Москве подземных гаражей на 500 тысяч автомобилей.
- К 850-летию Москвы проведены работы по реконструкции спортивного комплекса в Лужниках: завершено сооружение купола рекордных размеров над Центральным стадионом, строительство водного центра развлечений и др.
- К 850-летию Москвы в подземных пространствах Манежной площади создан археологический музей.
- Торжества по случаю 850-летия Москвы начались 3 сентября научной конференцией "Москва. 850 лет служения России".
|