Журнал «Человек»
№5, 2005 г.

© И.В. Никитина

СПИЧЕЧНЫЕ ЭТИКЕТКИ:
МИФЫ, ИДЕАЛЫ И СИМВОЛЫ КУЛЬТУРЫ

И.В. Никитина
Никитина Ирина Владимировна - кандидат философских наук,
доцент Бийского педагогического государственного университета

Интересная и содержательная статья О.О. Савельевой "Повседневность и мифология при свете спички" ("Человек". 2005. №1 ) заставляет задуматься о том, чего мы часто не замечаем: о роли искусства в повседневности. Изображения на коробке - это гравюра в миниатюре или мини-плакат, а также миниреклама. В то же время - это окно в мир культуры прошлого, отчасти позволяющее увидеть мир глазами человека той эпохи, выявить значимые символы и ценности. Если пословицы и поговорки как источник информации о человеке и культуре используются часто *, то коллекция этикеток на спичках как предмет анализа мне встретилась впервые. Поэтому возьму на себя смелость ту же коллекцию оценить с точки зрения философии культуры.

* См. хотя бы периодику последних лет: Латова Н.В., Латов Ю.В. Российская экономическая ментальность на мировом фоне // Общественные науки и современность. 2001. №4. С.31-43; Ростовцева Л.И. Поведение потребителей в пословицах и поговорках // СОЦИС. 2004. №4. С. 90-93; Савина Е.А., Дегтяренко Л.Ю. Житейская психология в русских пословицах и поговорках // Человек. 2001. №5. С. 186-192.
Сейчас многие, как и О. Савельева, понимают миф предельно широко, как все то, что строится на основе не рационального объяснения, а переживаемого чувства благоговения, ощущения важности для общества и сакральности *. Но тогда теряется разница между идеалами, символами и мифами в культуре, что обедняет не только теорию культуры, но и внутренний мир личности. Ведь тогда мифом можно объявить не только борьбу за мир, дружбу народов или выход в космос, но и любовь к Родине, службу Отечеству, святость семьи, уважение к людям, а также такие ценности, как справедливость, доброта, милосердие, т.е. все то, что не укладывается в рамки основанного на выгоде повседневного опыта.
* Миф // Философский энциклопедический словарь. М., 1998. С. 272.
С точки зрения философии культуры, миф и символ не сводятся к рациональному объяснению и не выводятся из него. В древнем мире миф выполняет объяснительную функцию. В современном мире миф - образно-чувственная форма расшифровки символа в сознании человека, указывающая на явление, которое не существует в действительности или не может быть рационально объяснено и постижимо только в форме веры.

Символ - это знак или образ, воплощающий какую-либо идею; знак, которому той или иной группой людей придается особый смысл. В этом плане любая культура символична. Мифология - один из способов расшифровки символов. Но наряду с ней ту же функцию выполняет искусство. Мифология опирается на подсознательное, а искусство обращается к сознанию. В любом случае символы являются основанием существования культуры и условием ее развития. С точки зрения синергетики культура, как и общество, настраивается на идеалы, и это закон развития. Идеалы в данном случае выступают в форме политических и религиозных символов, философских идей или художественных образов. Именно эти идеалы (в форме художественных образов и политических символов) и представлены в коллекции спичечных этикеток, которая анализируется в статье О. Савельевой, а не только мифы, как полагает автор.

Идеал не совпадает с действительностью, он всегда выше, чем она, но он с ней связан через воплощение, в отличие от мифа, который дополняет действительность или заменяет ее. Борьба за мир во всем мире в СССР была не мифом, а фактом, причем не только фактом большой политики, но и частью повседневной жизни и воспитательной работы среди детей и взрослых. Искусство здесь играло огромную роль, в том числе и искусство гравюры в виде миниплакатов на спичечных этикетках.

Сложнее обстояло дело с интернационализмом. Пролетарский интернационализм во времена фашизма, по Европе, безусловно, был мифом. Это, кстати, не означает, что советский рабочий той же эпохи не мог быть интернационалистом. Мифом интернационализм становится тогда, когда его "приписывают" народам и социальным группам, социокультурная реальность которых пронизана национализмом. Фигура капиталиста как поджигателя войны - это не миф, а политический символ, поскольку этот образ выражает реально существующую связь между "большими деньгами" и "мировыми войнами".

С другой стороны, интернационализм в Советском Союзе никогда не был чисто пролетарским. Он скорее опирался на существовавший на протяжении всей истории Руси союз народов, ядром которого являлся русский народ с его врожденным миролюбием, терпимостью (или, как сейчас принято говорить, "толерантностью") и даже интересом ко всему чужому, если оно не посягает на ценности русской нации и ее существование. А основой культуры русского народа и носителем ее традиций было крестьянство. Так что можно сказать, что к мифологии относится скорее классовая трактовка интернационализма, чем собственно интернационализм как отношение к другим народам как к равным (друзьям, соседям и союзникам).

То же можно сказать о теме "Фестиваль" и связанной с ним идее дружбы народов. Это была часть жизни, освещенная светом идеала, и вместе с тем игровая форма культуры, представляющая "светлое будущее" как настоящее. Такая форма бытия идеала не является мифом, она рассчитана на воплощение, пусть даже в далеком будущем. Фестиваль многими нитями связан с искусством, и не только профессиональным, но и народным творчеством, не только в Москве и Ленинграде, но и в маленьких городках. На всю жизнь я запомнила как сказочную феерию проведенное в моем родном городе Даугавпилсе (видимо, в рамках фестиваля 1957 г.) славянско-латышское народное гуляние в национальных костюмах, с песнями и танцами, "Янами" с дубовыми венками на шее и огненными колесами на реке. В свои пять лет я ощутила всем своим существом, что у наших народов общие корни, ибо это было не зрелище, на которое смотрят, а карнавал, в котором участвуют.

Советский народ - не миф. Он существовал как часть "общества-семьи". В этой атмосфере дружбы и братства народов мы росли. "Дружба народов" как идеал скрепляла общество. Еще в 80-е, приехав на Украину работать по распределению, я, живя в общежитии, воспринимала как норму дружелюбное отношение между грузинской семьей и остальными. Но идеал вещь тонкая. Даже хорошую, любящую семью свекровь может "развести", манипулируя супругами и "обыгрывая" недостатки каждого. А ведь народ - система более сложная. Сейчас дружба народов кажется мифом, так как она не соответствует реалиям современной России, где тех же грузин воспринимают как конкурентов, а то и просто как "лиц кавказской национальности", потенциальный источник опасности для себя. В обществе, где социум строится на конкуренции, в сознании людей доминирует национализм, а в отношениях между людьми разных народов - страх и недоверие.

"Честный труд на благо Родины" мифом был для номенклатуры, а не народа. Лично я не вижу криминала в том, что советская культура опиралась не на чуждый нам, русским, протестантизм, с его мотивом выгоды, а на духовное содержание труда, что характерно именно для русской культуры с ее крестьянским основанием. Труд при этом становился смыслом жизни личности. Духовное понимание труда позволило нации пережить период массового общества с конвейерными технологиями и не сломаться. Скорее "ломались" технологии, приспосабливаясь к менталитету. Отсюда - "раскачка", "накачка" и "горячка". Для нас естественно чередование интенсивного труда, длительного отдыха и стадии подготовки к интенсивному труду, для которой характерно собирание сил, состояние полуработы, полуотдыха как физическая и моральная подготовка к новому рывку (периоду интенсивной работы). Этот алгоритм в русское крестьянство заложен русской природой. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить интенсивность работы летом и зимой. Индустриальное производство, основанное на конвейере, этому алгоритму противоречило. Отсюда - многие проблемы и неурядицы социалистической эпохи. В этом смысле работа на конвейере действительно была подвигом.

Мы не немцы и американцы. Язык выгоды нам чужд, регламент нас раздражает. Менталитет не выбирают, с ним живут. Мы можем работать либо из-под палки, из страха увольнения, как сегодня, либо как творцы, а последнее требует духовности. Другой вопрос, насколько призывы на этикетках отвечали своему предназначению - создавать ощущение сопричастности к общему труду и мобилизовать народ на "трудовой подвиг". Советские книги и фильмы в этом плане достигали большего эффекта.

Освоение космоса также было не мифом, а частью общего труда. Космос не только осваивался, но и очеловечивался. Этому способствовали не только этикетки, но и песни, книги. Дети плакали над участью собаки Лайки, погибшей от радиации, и ликовали, когда живыми на Землю вернулись Белка и Стрелка, ибо в те времена люди умели сами и учили своих детей сочувствовать даже собакам. А вот о полете американцев на Луну до сих пор идут дискуссии, это реальный факт или "событие медиа", т.е. современный техногенный миф. В то же время вера советских людей в безграничные возможности науки была мифом, но сказалось это не столько на науке о космосе, сколько на развитии химии, медицины и сельского хозяйства (со знаменитой кукурузой). Мирный атом не был мифом. Убрать сегодня ядерную энергетику из общества невозможно, в чем и убедились литовцы, когда просчитали все последствия закрытия АС, за что они боролись много лет. А вот безопасный атом - миф, как показал Чернобыль, поэтому необходимы очень жесткие меры безопасности.

Наконец, "Богатства Родины". Как таковые они не были мифом. Именно поэтому были деньги на науку, на образование, на медицину, на дешевое жилье, не говоря уже об армии и науке. А вот иллюзия их безграничности и неисчерпаемости была мифом, как и вера, что природа все стерпит, любые технологические "новации".

Американцы еще во время визита Н.С. Хрущева в США отметили его повышенный интерес к западным супермаркетам и магазинам самообслуживания, которые в СССР в начале 60-х появились под названием "магазины коммунистического быта". Благодаря хрущевским реформам у простого человека коммунизм стал ассоциироваться с товарами на прилавке, т.е. произошла подмена идеала. Этикетки показывают, что реформы Хрущева дали социалистическому обществу толчок к потребительскому обществу, а, значит, к капитализму, ибо коммунизм требует духовной мотивации, а не принципа: "накопил - машину купил". Отсюда и появление рекламы.

Не надо думать, что она играет лишь экономическую роль, побуждая население тратить деньги на приобретение товаров и услуг. Рекламируется не только товар, но и образ жизни. Что означала, к примеру, реклама лагеря "Орленок", куда попасть было, мягко скажем, нелегко? В сознании ребенка она трансформировалась из призыва к отдыху в призыв быть лучшим в учебе, честным, преданным идеям коммунизма, наконец, способным совершить подвиг, если это потребуют условия, т.е. в программу идеального поведения пионера, которая подкреплялась (в пионерских журналах и газетах, в литературных произведениях) рассказами о подобных случаях, чтобы заслужить право на путевку как на награду. Так формировался идеал. Хотя, конечно, на практике нередко действовали иные механизмы отбора в тот же "Орленок". Малая степень вероятности достижимости цели - не препятствие для действенности рекламы, если она играет не экономическую, а политическую роль *.

* Достаточно вспомнить современные рекламные призывы западных туристических агентств, обращенные к преподавателям вузов в российской глубинке, зарплата которых колеблется от 35 до 150 долларов в месяц, проводить "уикэнд" на Канарских островах "всего за тысячу долларов".
Этикетки раскрывают и гуманность советской системы, предупреждая об опасности взрослых и детей (не играй с огнем, не ходи по путям и т.д.). С Другой стороны, насколько мизерными кажутся эти опасности сегодня, когда в больницах мы читаем советы, как вести себя при захвате террористами. Каждому времени - свои проблемы. Судя по намертво вбитым в стены решеткам на окнах, большинство граждан свободной России согласно сгореть заживо, лишь бы не быть ограбленными. А реклама пытается убедить, что в жизни все "о-кей", если имеешь пиво, "сотик" и "партнера", отвечающего эталону "секс-символа". На этом фоне образы этикеток хрущевской эпохи при всей казенности в исполнении кажутся эталоном чистоты.
 


Воспроизведено при любезном содействии редакции "Человека"


VIVOS VOCO!
Декабрь 2005