Посвящаю моему мужу
В этой книжке я не собираюсь дать точный портрет Павловска, дворца и парка с его архитектурными и скульптурными затеями. Мне скорее хочется передать в ряде маленьких деревянных гравюр свои впечатления от Павловского пейзажа, суммируя его характерные черты. Свое внимание я обратила на те места Павловска, где, мне чудилось, дух человека и творческие силы природы наиболее четко создали ряд прекрасных построений. Деревья на фоне неба и земли служат материалом для них. Дворец, храмы, мостики, скульптура являются только некоторой деталью этих великолепных, вечноживых декораций.

Сравнительно редко на фоне этих декораций разыгрываются легкие пасторали и живые картины, где актерами являются светлые фигуры женщин и детей, косарь или козы, щиплющие желтую акацию. Парк обыкновенно пустынен и за это я его особенно люблю; люблю, когда только одна природа даст здесь свои представления. В них участвуют толпы полевых цветов, плывущие облака и тучи - от них тени на лугах, встающая над щетиной деревьев луна. Очень часто выступающий на сцену дождь объединяет все части пейзажа, смягчая краски и свет и тени. Хором и оркестром служат щебетание птиц, песни жаворонка и шорох листьев.

Сколько фантазии, вдохновения и прозорливости было потрачено некогда создателями парка!

Многое уже изменилось с тех пор. То что было зрело, состарившись, исчезло, молодое подросло; но идеи замыслов, однажды воплощенные здесь художником-творцом, остались. Эти идеи вложены были человеком в живую природу и природа, хотя и бессознательно, но неизменно хранила их, снова и снова воплощая.

Пруды, повсюду разбросанные, и разливы речки "Славянки" отражают в своих водах пейзаж и удваивают в обратном порядке прелесть неба и окружающей природы.

Деревья разнообразных пород - липа, дубы, верба, клён, береза, рябина составляют общую зеленую массу, из которой высечен пейзаж, как из драгоценной яшмы.

В него вкраплены темные пятна хвойных деревьев и это придает ему особенное содержание, с оттенком печали и суровости.

Как ярко проявляются в этих декорациях жизнь, движение, смена и неизбежность! Всё меняет свой лик в зависимости от времени дня, от неба, погоды и ветра. Бывало, придешь вечером на тоже место, на котором была утром, и с удивлением оглядываешься кругом - везде перемена.

Вот там утром были молодые березки, а сейчас их нет, они скрылись, поглощенные вечерней тенью. За то совершенно неожиданно, незамеченные утром, появились камни, вьющаяся дорожка и откуда-то прибежавшие свежие кусты молодой черемухи.

Вчера был веселый, ясный день. Небо, как голубая эмаль. Изредка проносились пушистые, белые клочки. Теневые пятна, как чудовищные птицы, бесшумно двигались по лугам и по рощам. Всё пестрело контрастом света и тени. Сегодня совсем другая картина! Белый, перламутровый день! С утра небо покрыто тонкой полупрозрачной пеленой и лучи солнца, проникая сквозь нежную преграду, не играют на листве, на стволах яркими, световыми пятнами, тени не ложатся на траву. Краски потухли, все приобрело общий смягченный колорит и пейзаж стал казаться нереальным, существующим только в наших мечтах.

Пейзаж в Павловске бесконечно-разнообразен. Особенно красива долина речки "Славянки". Иногда ее течение разливается в гладкие пруды и вы в них видите опрокинутые холмы с фантастической и совсем не грозной крепостью "Бип". Дальше каменная лестница, украшенная вазами ползет из воды вверх к зеленому трельяжу.

Вот старые вербы, с позолоченными мхом стволами, разбрасывают дождь серебристых листьев. За ними прячется дворец, воплощенная архитектурная мечта, скромный, желтый под зеленым куполом. Там группа деревьев раскинулась по холму и между ними слабо мерцает легкая колоннада Аполлона.

Иногда речка суживается и то плывет хмурая под низкими ветками, то бежит по лугам и снова отражает ярко-зеленую траву, белеющий храм, затейливый мостик или башню. А деревья, прекрасные деревья почетной стражей отступают по холмам и окружают сияющую долину.

Особенно люблю я место около "Белой Березы". Так называется поляна с группой берез по середине. Кругом поляны роща из хвойных и лиственных деревьев. За рощей обширная, плоская равнина. На ней вдохновение и воля человека могучим размахом начертили аллеи; длинными, зелеными радиусами сходятся они к общему центру - "Белой Березе". По равнине разбросаны рощи-букеты. Кое-где в промежутках между ними одинокие сосны или ели широко на свободе раскинули свои темно-зеленые ветви. На каждом шагу открываются новые панорамы, новые комбинации из этих праздничных букетов и тянет идти всё дальше и дальше среди то развертывающихся, то смыкающихся перспектив.

Причудливо вьются по лугам полузаросшие дорожки. Они то уводят путника в поля, где пахнет вереском и дикой мятой, то приводят его к прохладным рощам. Тянет войти в такую рощу! В ней тихо и темно. Травы, цветов в ней нет. Земля усыпана упавшими листьями и хвоей. Едко пахнет сырой землей и перегноем листьев. Ноги ступают мягко и не слышно. А вот и скамейка, низкая, вросшая в землю. Сядешь на нее и невольно поддашься обаянию места. Мысли постепенно утихают. Какая-то легкость охватывает все существо, а душа в эти минуты опускается в неведомые ей недра и омывается в неведомых ей живых родниках... Звук ли, прилетевший издали, прыжки ли белки по ветвям деревьев выводят из волшебного сна. Быстро встаешь, подымаешь свою упавшую на землю папку н выходишь из зеленого храма.

Какое солнце! Какой блеск! Дорожка горит расплавленным металлом, цветы кругом смеются веселым, пестрым смехом и столб мошек танцует в лучах заходящего солнца. Кругом жизнь, радость волшебной природы. И обновленный и ободренный возвращаешься домой.

А. Остроумова-Лебедева
Май 1923 г.
.
.
.
 
 
 
 
Настоящее издание отпечатано
в типографии имени Ивана Федорова
(б. Голике и Вильборг)
в июле 1923 г.
под наблюдением В.И. Анисимова
в количестве восьмисот экземпляров.
 
 
Анна Петровна Остроумова-Лебедева
 
 
ИНКУНАБУЛА VIVOS VOCO! ОГЛАВЛЕНИЕ