|
ЖИТЬ НЕ ПО ЛЖИ
Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
Что такое - хорошо
И что такое - плохо?
Вл. Маяковский
|
Есть такая наука - прикладная психология. Ее
представители заняты отбором людей для определенных профессий (например,
космонавтов или, скажем, диспетчеров аэропортов), оформлением сложных пультов
управления и многим другим. Например, рекламой… Это непростая задача -
принудить миллионы приобрести данный товар, даже сомнительный по качеству
и неоправданно дорогой. Да еще так, чтобы они ощущали покупку как собственное
волеизъявление.
В ближайший год всем нам предстоит стать объектом манипуляции
для прикладных психологов. Удержать и расширить власть стремятся субъекты
и организации, располагающие огромными деньгами и мощной поддержкой извне.
Несомненно найдутся (и уже нашлись!) специалисты по обработке общественного мнения, которые
предоставят им свои профессиональные знания, отточенные в 1991, 1993 и
в 1996 годах. Не след также забывать, что в их руках огромный деструктивный
опыт, накопленный за десятилетия работы разного рода зарубежных
фондов, "радиоголосов" и органов психологической войны.
Их методы изощрены, и вовсе не сводятся к подбору и публикации
очерняющих сведений. Даже самые, на первый взгляд, невинные
детали могут оказаться эффективным средством воздействия. Надо честно
признать, что мы практически бессильны распознать все ухищрения и отличить
правду от рядовой лжи, грязной лжи и статистики. Заметим также - победа
манипуляторов и их хозяев на предстоящих выборах грозит стать окончательной,
потому что после нее научно обоснованное управление нашим поведением станет
еще более тотальным (хоть сейчас и кажется, что дальше - некуда!).
Осознание зла есть первый шаг к его преодолению. А все
последующие шаги зависят от вас… Воспитать в себе психологическую стойкость
куда труднее, чем натренировать мускулатуру или сбросить лишний вес. Благодаря
приобретенному физиологическому иммунитету мы застрахованы от атаки многих
паразитов, однако социальный иммунитет вырабатывается куда хуже. Я убежден,
что главное здесь - понять самого себя и на этой основе выстроить
гражданскую позицию. У каждого разный путь к ней, вот лишь некоторые вспомогательные
приемы, основанные на собственном опыте и наблюдениях со стороны:
- Вспомните, какой вы представляли свою будущую жизнь лет десять
назад, о каком будущем вы мечтали для собственных детей и внуков: их нравственный
облик, профессия, убеждения. Что способствовало или препятствовало реализации
ваших планов?
- Если же вы молоды, вообразите, как опишете свои лучшие годы
будущим или выросшим детям. Чем оправдаете перед ними выбор занятий, выбор
судьбы, выбор власти? Поймут ли они вас - такого?
- Готовы ли вы покинуть Родину, или ваша и ее судьбы неразделимы,
и своим голосованием вы действительно собираетесь повлиять на наше общее
будущее? Способен ли "ваш" кандидат на выборах стать колбасным эмигрантом?
Прикиньте, - на чем основана ваша оценка, и взвесьте, повлияет ли она на
ваше голосование.
- Один из моих наставников, глядя на телеэкран, как-то сказал:
"Этого
человека я не мыслю читающим... Просто читающим, просто книгу". Со
временем я убедился, что это прекрасный тест для говорящих голов.
- И еще один, вероятно самый важный мысленный эксперимент...
Представьте - кандидат, которому вы хотите отдать свой голос, завтра умрет.
Что он успел сделать хорошего людям? Насадить сады или леса? Сделать научные
открытия или воздвигнуть инженерные сооружения? Может быть он был замечательным
токарем, артиллеристом, строителем или полеводом, достиг признанного коллегами
и всем обществом успеха в любой социально полезной профессии? Подлинно
талантливый человек - он во всем талантлив (даже в заблуждениях!),
а бездарь виртуозна единственно в стремлении владеть и подчинять.
Разумеется, этот эксперимент дает необходимый, но отнюдь не достаточный
критерий качества претендента.
- Оглянитесь и трезво оцените - кто вам реально близок, а кто
- фактический противник? К какой социальной группе, экономическому классу
вы принадлежите на самом деле? С кем вы разделяете образ и уровень жизни,
с чьими сходны ваши коренные интересы? Ходите ли в роскошный супермаркет
или ищете, что подешевле, на оптовом рынке? Много ли у вас акций и наемных
служащих, или вы живете на деньги, заработанные только своим, и притом
честным, трудом? Мечтаете ли перейти в господский разряд (американская
мечта!) и имеете ли шанс достичь этой цели? Разберитесь, кто вы есть, черт
побери! Воздействовать разными фокусами легче удается на людей, себя не
осознавших...
- Политики и идеологи всегда апеллируют к глубинным слоям психики
человека: одни взывают к альтруизму, чувству социальной справедливости,
коллективизму, другие - к прагматизму, индивидуализму и хватательному рефлексу.
Прислушайтесь - куда зовет вас собственный, внутренний голос… В.В. Вересаев
так комментирует выражение файдасыз: "великолепное татарское
слово, значит оно - человек, полезный только для самого себя" (из книги
"В тупике"). По-вашему, файдасыз - это хорошо или плохо?
Вы скажете - наивно, непрофессионально, а то и вовсе неверно…
Возможно и так! Предложите что-нибудь более эффективное, выступив в нашем
конференц-зале.
И помните - речь идет не о политической агитации, а о воспитании гражданского
самосознания, способного противостоять прикормленным махинаторам любого
толка. Как приговаривал Собакевич:"Вы мне лягушку хоть сахаром обсыпьте, я ее все
равно есть не стану".
Думайте сами, решайте сами - иметь или не иметь!
Александр Шкроб
P.S. Читательница из Казани Г. Нигматуллина сообщила,
что Викентий Викентьевич Вересаев ошибся, и слово файдасыз в переводе
на русский означает всего лишь бесполезный. Пусть так, но проблема
остается... Готовы ли мы допустить к власти людей, которые проявили себя
полезными лишь для себя (жены, детей, ближайшего окружения...)? Не будут
ли они и дальше руководствоваться только собственной выгодой, приспосабливая
к ней свои "убеждения" и поступки?
|