Список Губина

Валерий Борисович Губин составил список хороших книг и попросил нас представить его читателям VIVOS VOCO! Подобный список Губин уже однажды опубликовал в виде брошюры, но потом он его переработал и дополнил. Сейчас в списке - около 1000 наименований.

Я призываю вас здесь прерваться, скачать и просмотреть труд В.Б.Губина (ZIP-файл, содержащий книжку в формате WinWord, адаптированном под HP LaserJet), а уж потом, при желании, продолжить чтение моей заметки.

Какие книги автор списка считает хорошими? Вовсе не обязательно - признанные шедевры; по его мнению, достаточно, чтобы возникала потребность не раз возвращаться к прочитанному. Ну что ж, этот критерий, пожалуй, можно принять, тем более, что он позволяет объединить в общем списке и источник полезной информации, и собрание нравственного опыта, и генератор эмоционального сопереживания. В то же время, Губин лукавит - выбранные им книги еще в большей степени объединяет некая воспитательная функция. Какая - читайте и судите сами. Во всяком случае, я не смог обнаружить в списке ни один текст, учащий чему-то дурному, пробуждающий зло, хотя среди множества действительно прекрасных попадаются слабые и даже откровенно бездарные.

С моей точки зрения, список Губина, прежде всего, поразительный исторический и человеческий документ. Автор взялся за его составление, будучи искренне огорчен теми глубокими изменениями в народном просвещении, издательской политике и читательских симпатиях, свидетелями которых мы все являемся. Он героически пытается обратить или хотя бы задержать эти социальные процессы, противопоставляя им.... домашнее чтение хороших книг.

У меня нет сомнений в том, что В.Б.Губин сам прочёл, если не все, то большую часть рекомендуемых им книг. С другой стороны, и предисловие, и комментарии, и многие особенности самого списка свидетельствуют о том, что автор считает себя советским человеком и отнюдь этого не стыдится. Хотя бы потому, что большая часть хороших книг в его списке издана при Советской власти и по тиражам и ценам была доступна подавляющему большинству людей той эпохи. И сам этот обширный список, и явные лакуны в нем, отражают не только собственные предпочтения автора, но, косвенно, также диапазон выбора, ширина которого определялась предпочтениями власти.

Круг чтения советского человека... Современная молодежь просто не в состоянии оценить знаковую сущность многих книг из губинского списка: "Повесть о настоящем человеке", "Молодая гвардия", "Волоколамское шоссе", "Как закалялась сталь"... И я вижу главную пользу и созидательный смысл этого списка в том, что он при желании позволяет перебросить мост через стремительно расширяющуюся пропасть между поколениями. Это у Лема в "Возвращении со звезд" рассказано о введении бетризации - некоей обязательной медицинской процедуры, своего рода мозговой кастрации, устраняющей "нежелательные" инстинкты. Сменилось поколение - и вся предыдущая цивилизация стала для бетризованного человечества чуждой и, главное, непонятной.

Попытка нарушить непрерывность культурной традиции, разорвать цепь времен однажды уже имела место в нашей стране, когда после Октября окололитературная и околореволюционная тусовка, расчищая для себя пространство, сбрасывала всех и вся с "парохода современности". Даже самое беглое знакомство со списком Губина показывает, что со временем эту безумную тенденцию во многом удалось преодолеть. Тогда удалось...

Список Губина, как отражение его собственного читательского опыта, было бы крайне любопытно сравнить с другими аналогичными списками. В наше злосчастное время люди перестали чего-либо стесняться, так что вполне очевидно, "кто есть ху". Уверен, любой психолог дорого бы дал за допереворотные списки чтения Гайдара и Жириновского, Чубайса и Березовского, Горбачева с Ельциным (последнего, правда, невозможно представить себе читающим), не говоря уже о сонме деятелей советской литературы и искусства - ныне ярых адептов капитализма, а то и монархизма. Что до меня, я смутно подозреваю, что все эти списки сильно перекрывались бы с губинским, и, если это действительно так, - то какова истинная роль литературы в формировании личности?

В некоторых отношениях список Губина весьма информативен. Например, по нему несведущий человек может составить собственное мнение о том, в какой мере советский читатель был изолирован от зарубежной литературы... Жаль, что автор не счел нужным привести выходные данные книг - издательство, место и год издания. Было бы интересно проследить динамику выхода переводных книг и собраний сочинений иностранных классиков, а заодно сравнить нынешнюю "номенклатуру" с тогдашней.

Над этим списком стоит поразмыслить... Почему, скажем, "лагерная" тема представлена "Колымскими рассказами" Шаламова, но никак не книгами Солженицына? Почему в числе авторов хороших книг не помянуты столь разные, но несомненно талантливые писатели советской эпохи: Казаков и Солоухин, Астафьев и Распутин, Белов и Трифонов, Паустовский и Драгунский? Включен катаевский "Алмазный венец", но - увы! - не "Время, вперед!"... Старику Державину и Полонскому повезло, а Фету, Апухтину, Баратынскому, Жуковскому - нет. Еще раз повторю: подобные списки - бесценный объект для психолога.

Не будем, однако, чрезмерно придирчивы к В.Б.Губину... Любой составитель рекомендательного списка обречен стать мишенью для уничтожающей критики. Простим ему также естественную человеческую слабость - квалификацию как хорошей - своей собственной книги, судя по названию и описанию, довольно спорной. Воздадим лучше должное автору - если его списку вдруг суждено сохраниться надолго, он станет для потомков ценным и во многом загадочным документом: как могло в одночасье развалиться государство, в котором обычный читатель за обычную жизнь мог прочесть так много хороших книг?

Вспомним, однако, что список Губина - рекомендательный. Его главная функция - лоция и навигация в книжном океане, прокладка в нем оптимальных, давно освоенных и потому гарантированно безопасных маршрутов. И в этом качестве он, по-своему, неплох. Беда в другом - всецело полагаясь на штурмана, вы никогда не научитесь мореплаванию. Цель путешествия определяет капитан, и он же несет всю ответственность за успех или неудачу в ее достижении. А потому, прислушиваясь к советам, "думайте сами, решайте сами - иметь или не иметь".

В заключение - приведенная В.Б.Губиным цитата из Честертона: "Читать хорошие книги полезно потому, что они не дают нам стать "истинно современными людьми". Становясь "современными", мы приковываем себя к последнему предрассудку... Дорога столетий усеяна трупами "истинно современных людей".
 

Александр Шкроб

 


Заметка 17 Ретроспектива Заметка 19

VIVOS VOCO! - ЗОВУ ЖИВЫХ!