ЗУБЫ ДРАКОНА

Нормальная последовательность значимости - я сам, потом моя семья и близкие мне люди. Песня " Раньше думай о Родине, а потом о себе" - нынче не актуальна. Расставив приоритеты, можно и о стране подумать.

Из газеты "Клиент всегда прав!" (№ 44 [89], 10 XI, 1999)

И методы, и результаты выборной кампании заставляют задуматься о роли Интернета в социальной жизни страны, о мотивах голосования, о том, как все это соотносится с целями и практикой нашего выпуска.

1.

Отныне и надолго российский сектор Сети стал вотчиной политических провокаторов. Самовлюбленная тусовка буквально на глазах превратилась в профессиональную клаку. Что там всякие доренки, сванидзе и леонтьевы, которые хоть как-то ограничены действующим законодательством и, зарвавшись, могут быть привлечены к судебной ответственности... Сетевые "лорды Гав-Гав", в отличие от газетных и телевизионных, совершенно безнаказанны, поскольку законы России не считают Интернет средством массовой информации.

Несведущим напомню, что "лорд Гав-Гав" - кличка, которой слушатели наделили берлинского политобозревателя - англичанина Уильяма Джойса. Его радиопропаганда отличалась наглостью и изобиловала клеветой. В 1946 году по приговору британского суда Джойса повесили.

2.

Признаться, меня поразили два результата прошедших выборов: не снизившаяся доля отдавших голоса коммунистам и относительная равномерность распределения кириенковцев. Говорят, старики вымирают, средний возраст - за реформы, а молодежь надежно изолирована от марксизма... Казалось, у "господ Обираловых" нет поклонников в российской глубинке... Ан нет!

На одной из знаменитых звенигородских школ по молекулярной биологии проф. Крушинский рассказывал о крысах. Зверьки легко обучались получать лакомство, нажимая лапкой на педаль. Потом опыт усложнили: крысы с помощью педали обретали еду, но при этом других крыс било током, и они отчаянно визжали. Три четверти подопытных крыс плевать хотели на этот визг, но четверть отказывалась от пищи и отходила от педали. Доля животных, способных так реагировать на страдания сородичей, оказалась удивительно устойчивой.

Скорее всего, и люди далеко не все органически предрасположены к альтруизму, одарены тягой к справедливости и прочими человеческими качествами. Иное дело, что эти качества в нашем отечестве до последнего времени поощрялись и принудительно внедрялись воспитанием, мнением окружающих и законами. А когда система сдерживания эгоизма и хватательного рефлекса рухнула, многие удивились - откуда они взялись, эти новые русские, свободные от "химеры совести"?

Если дозволено решительно всё, если общественное сознание атомизировано, итоги голосования отражают скорее статистику врожденных физиологических реакций, чем баланс гражданских и классовых интересов. Чем постыднее реальные дела политиков, тем в большей мере их агитация проводилась на уровне подкорки, растормаживая самые низменные инстинкты, "маленькие, злые, нетерпеливые пульсы" юного Корейко. - "Тебе что, больше всех надо? Да!!!".

3.

Я был и остаюсь уверенным, что образование, особенно детское, должно быть вне политики. Однако, именно образованию суждено стать очередным объектом политической манипуляции, ибо разнообразным ФЭП'ам и их хозяевам нужно выпестовать подрастающий электорат к следующим выборам.

При Советской власти школа также была втянута в политику, однако иным образом и с иным результатом. Как ни относись к коммунистической идеологии, нельзя не признать, что она взывала к лучшим человеческим качествам. Поэтому воспитываемая школой система ценностей и норм поведения, как и до Октября, в целом опиралась на традицию русской демократической интеллигенции. Разумеется, случались и перекосы, и перегибы, но тенденция была неизменна.

Искоренить эту тенденцию, интегрировать школу в общество потребителей - эта задача вполне по плечу нынешнему режиму.

* * *

Один из читателей пожурил меня за интеллигентскую сентиментальность и дешевую патетику... Пусть так, но я призываю читателей VIVOS VOCO, презрев все пороки моего стиля, задуматься над главным - значение прошедшей избирательной эпопеи вовсе не сводится к перераспределению кабинетов в здании на Охотном Ряду. Полученный урок должен обдумать и усвоить каждый родитель и каждый учитель.

Александр Шкроб


 


Заметка 19 Ретроспектива Заметка 21

VIVOS VOCO! - ЗОВУ ЖИВЫХ!