Известно, что главный урок истории в том, что он не усваивается...
Тем не менее, истории нас учат. Особенно в этом преуспевают телепроповедники
- радзинские и прочая..., - хотя заметную роль в преподавании истории
юному поколению пока ещё играют и школьные учителя.
Каковы возможности у современного учителя-историка при воспитании
будущего гражданина? Оказывается, они несоизмеримо больше, чем были в не
столь отдаленные времена. Оказывается, именно школьный учитель вправе,
например, выбрать основной учебник и вспомогательные материалы, определяя,
тем самым, характер преподаваемой "истории". Обилие и разнообразие издаваемых
нынче учебных пособий предоставляют возможность эффективно и вполне законно
манипулировать нашими детьми преподавателю-экстремисту любого толка - от
демшизоида до черносотенца. В результате, реформа гуманитарного образования,
начавшаяся под лозунгом деполитизации, привела к анархическому беспределу
и еще большей политизации.
Недавно, выступая перед участниками конгресса "Интернет
в образовании, экономике, искусстве", министр образования РФ В.М. Филиппов
рассказал, что он и его ведомство практически не в состоянии сейчас контролировать
содержание образования в государственных школах. В лучшем случае, они вынуждены
полагаться на решения некоего совета, решающего, какие именно издания включить
в списки рекомендованной литературы (видимо невысок этот барьер, если через него в школы проникли, например, псевдонаучные учебные пособия по "валеологии").
Быть может, я ослышался или неправильно понял министра? Нет, - читатель VIVOS VOCO! передал мне вырезку из "Московского комсомольца" (13 января 2000 г.) с интервью В.М. Филиппова, в котором он рассказывает о том же более подробно:
"Сегодня любой автор, любой человек на абсолютно законных основаниях может издавать печатную продукцию для школы. Мне приносили сюда ученические тетради с голыми женщинами. При этом субъект Федерации сам заказывает учебники. Где он их заказывает, у какого издательства, на всех школьников или только на половину, сколько денег у них на это есть - это дело исключительно регионов.
Министерство образования может принять решение, что такой учебник в школы пускать нельзя. Он вредный. Но любой субъект Федерации имеет право все равно этот учебник заказать, издать, пустить во все школы и будет полностью прав. Я не имею права отменить это решение. На торговлю лекарствами и их применение нужно получить разрешение Минздрава. А на школьные учебники, оказывается, можно наплевать. Понимаете, такой закон".
Мы предлагаем вашему вниманию две свежие статьи на одну
тему - школьные учебники истории. Первая - специфически наробразовская
- из журнала "Новая и новейшая история", вторая - алармистская - из журнала
"Свободная мысль - XXI".
Е.Е. Вяземский, "Школьное историческое
образование: опыт и перспективы" [HTML]
А.Н. Тарасов, "Молодежь как объект
классового эксперимента. - Статья 2 - «Обновление гуманитарного образования»:
молодым «промывают мозги» и навязывают новую идеологию"
(Часть 1 - [HTML]
[PDF] Часть 2 - [HTML]
[PDF] )
О, эти статьи стоит сравнить! Разительно отличаясь по стилю, тону и аргументации, они совпадают в главном (цитируем по "НиНИ"):
"Отсутствие ... государственной идеологии (идеологических основ Российского государства) затрудняет формирование приоритетов государственной политики в области
образования в целом и особенно в отношении образования историко-обществоведческого
<...> Множественность авторских подходов сама по себе не гарантирует
высокого качества учебных книг".
Публикация "Свободной мысли" изобилует обширными цитатами,
свидетельствующими о косноязычии, безграмотности, непрофессионализме и
тенденциозности многих книг из числа учебной литературы, рекомендованной
для средней школы. Автор делает особый упор на вредоносность продукции,
оплаченной м-ром Соросом, однако следует помнить, что соросовский аппарат
и нанятые им авторы, просто за деньги делают свою работу, а государственным
школам их товар рекомендуют совсем другие люди. Кто же они?
Снова цитируем "НиНИ":
Для определения качества подготовленных учебных книг подразделение Министерства
общего и профессионального образования России - Федеральный экспертный совет Минобразования формирует в рамках соответствующей секции специальную рабочую группу из независимых экспертов (специалиста по базовой науке, методиста и учителя-практика), которые рецензируют рукопись и представляют на заседание секции совета свои отзывы, содержащие рекомендации и выводы. После этого секция экспертного совета принимает решение.
В идеале, не рептильность авторов и не "знак качества" частных зарубежных фондов, а только научное содержание книги, её литературные достоинства и ценность для воспитания гражданина России должны быть критериями для трех неведомых миру экспертов...
Так ли это? Похоже - далеко не всегда...
Если школьный учитель честен и не хочет втягивать детей в клоаку нынешней "политики", какой же эрудицией он должен обладать, чтобы выбрать достойный путь, какой принципиальностью, чтобы преодолеть - "А этими учебниками нас обеспечили спонсоры!"
В этих условиях главная ответственность за гражданское
воспитание детей ложится на родителей. Именно они отдают своего ребенка
в руки учителя, который сегодня волен лепить из него хоть "хакамаду", хоть "жирика"
- на свой вкус. "Никто не имеет права, по действующим законам, навязывать вашим детям взгляды, отличные от ваших" - напоминает автор из "Свободной мысли".
В моём разговоре с учителем-историком - последовательным пропагандистом взглядов "демократов" - он заявил: "Школ в Москве много - пусть родители выбирают ту, которая их устраивает".
Вас устраивает дифференциация государственных бесплатных школ по
политическим взглядам отдельных учителей? Особенно, если таких школ вокруг меньше, чем в Москве...
Не будет ли естественной реакцией на подобный подход создание
общественных организаций - наблюдательных советов, - препятствующих
политизации государственного образования? Что можно предложить как альтернативу этому варианту?
Страницы VIVOS VOCO! открыты для обсуждения этих проблем
профессионалами-историками, преподавателями истории и, разумеется, родителями.
Александр Шкроб
P.S. Предлагаем ознакомиться с новой статьей А.Н. Тарасова, посвященной учебникам истории.