ВЫБОР ПУТИ
... или стрелочника

 
 

Ничего не поняла
Я ни в той, ни в этой вере,
Но мне кажется, что обе
Портят воздух в равной мере.

Гейне, "Диспут"

Известно, что главный урок истории в том, что он не усваивается... Тем не менее, истории нас учат. Особенно в этом преуспевают телепроповедники - радзинские и прочая..., - хотя заметную роль в преподавании истории юному поколению пока ещё играют и школьные учителя.

Каковы возможности у современного учителя-историка при воспитании будущего гражданина? Оказывается, они несоизмеримо больше, чем были в не столь отдаленные времена. Оказывается, именно школьный учитель вправе, например, выбрать основной учебник и вспомогательные материалы, определяя, тем самым, характер преподаваемой "истории". Обилие и разнообразие издаваемых нынче учебных пособий предоставляют возможность эффективно и вполне законно манипулировать нашими детьми преподавателю-экстремисту любого толка - от демшизоида до черносотенца. В результате, реформа гуманитарного образования, начавшаяся под лозунгом деполитизации, привела к анархическому беспределу и еще большей политизации.

Недавно, выступая перед участниками конгресса "Интернет в образовании, экономике, искусстве", министр образования РФ В.М. Филиппов рассказал, что он и его ведомство практически не в состоянии сейчас контролировать содержание образования в государственных школах. В лучшем случае, они вынуждены полагаться на решения некоего совета, решающего, какие именно издания включить в списки рекомендованной литературы (видимо невысок этот барьер, если через него в школы проникли, например, псевдонаучные учебные пособия по "валеологии"). Быть может, я ослышался или неправильно понял министра? Нет, - читатель VIVOS VOCO! передал мне вырезку из "Московского комсомольца" (13 января 2000 г.) с интервью В.М. Филиппова, в котором он рассказывает о том же более подробно:

"Сегодня любой автор, любой человек на абсолютно законных основаниях может издавать печатную продукцию для школы. Мне приносили сюда ученические тетради с голыми женщинами. При этом субъект Федерации сам заказывает учебники. Где он их заказывает, у какого издательства, на всех школьников или только на половину, сколько денег у них на это есть - это дело исключительно регионов.

Министерство образования может принять решение, что такой учебник в школы пускать нельзя. Он вредный. Но любой субъект Федерации имеет право все равно этот учебник заказать, издать, пустить во все школы и будет полностью прав. Я не имею права отменить это решение. На торговлю лекарствами и их применение нужно получить разрешение Минздрава. А на школьные учебники, оказывается, можно наплевать. Понимаете, такой закон".

Мы предлагаем вашему вниманию две свежие статьи на одну тему - школьные учебники истории. Первая - специфически наробразовская - из журнала "Новая и новейшая история", вторая - алармистская - из журнала "Свободная мысль - XXI".


Е.Е. Вяземский, "Школьное историческое образование: опыт и перспективы" [HTML]
А.Н. Тарасов, "Молодежь как объект классового эксперимента. - Статья 2 - «Обновление гуманитарного образования»: молодым «промывают мозги» и навязывают новую идеологию" (Часть 1 - [HTML] [PDF] Часть 2 - [HTML] [PDF] )

О, эти статьи стоит сравнить! Разительно отличаясь по стилю, тону и аргументации, они совпадают в главном (цитируем по "НиНИ"):

"Отсутствие ... государственной идеологии (идеологических основ Российского государства) затрудняет формирование приоритетов государственной политики в области образования в целом и особенно в отношении образования историко-обществоведческого <...> Множественность авторских подходов сама по себе не гарантирует высокого качества учебных книг".

Публикация "Свободной мысли" изобилует обширными цитатами, свидетельствующими о косноязычии, безграмотности, непрофессионализме и тенденциозности многих книг из числа учебной литературы, рекомендованной для средней школы. Автор делает особый упор на вредоносность продукции, оплаченной м-ром Соросом, однако следует помнить, что соросовский аппарат и нанятые им авторы, просто за деньги делают свою работу, а государственным школам их товар рекомендуют совсем другие люди. Кто же они?

Снова цитируем "НиНИ":

Для определения качества подготовленных учебных книг подразделение Министерства общего и профессионального образования России - Федеральный экспертный совет Минобразования формирует в рамках соответствующей секции специальную рабочую группу из независимых экспертов (специалиста по базовой науке, методиста и учителя-практика), которые рецензируют рукопись и представляют на заседание секции совета свои отзывы, содержащие рекомендации и выводы. После этого секция экспертного совета принимает решение.

В идеале, не рептильность авторов и не "знак качества" частных зарубежных фондов, а только научное содержание книги, её литературные достоинства и ценность для воспитания гражданина России должны быть критериями для трех неведомых миру экспертов...

Так ли это? Похоже - далеко не всегда...

Если школьный учитель честен и не хочет втягивать детей в клоаку нынешней "политики", какой же эрудицией он должен обладать, чтобы выбрать достойный путь, какой принципиальностью, чтобы преодолеть - "А этими учебниками нас обеспечили спонсоры!"

В этих условиях главная ответственность за гражданское воспитание детей ложится на родителей. Именно они отдают своего ребенка в руки учителя, который сегодня волен лепить из него хоть "хакамаду", хоть "жирика" - на свой вкус. "Никто не имеет права, по действующим законам, навязывать вашим детям взгляды, отличные от ваших" - напоминает автор из "Свободной мысли".

В моём разговоре с учителем-историком - последовательным пропагандистом взглядов "демократов" - он заявил: "Школ в Москве много - пусть родители выбирают ту, которая их устраивает".

Вас устраивает дифференциация государственных бесплатных школ по политическим взглядам отдельных учителей? Особенно, если таких школ вокруг меньше, чем в Москве...

Не будет ли естественной реакцией на подобный подход создание общественных организаций - наблюдательных советов, - препятствующих политизации государственного образования? Что можно предложить как альтернативу этому варианту?

Страницы VIVOS VOCO! открыты для обсуждения этих проблем профессионалами-историками, преподавателями истории и, разумеется, родителями.

Александр Шкроб

P.S. Предлагаем ознакомиться с новой статьей А.Н. Тарасова, посвященной учебникам истории.


 


Заметка 21 Ретроспектива Заметка 23

VIVOS VOCO! - ЗОВУ ЖИВЫХ!