Генеральному секретарю
Коммунистической партии Российской Федерации

Я - редактор-издатель интернетной образовательной библиотеки VIVOS VOCO. Моя гражданская позиция, смею надеяться, полностью отражена в содержании этого сетевого издания и вполне очевидна его читателям во всех уголках нашей страны. Обращаюсь к Вам в связи с публикацией Вашей статьи "О национальной гордости патриотов", которую, видимо, можно рассматривать как изложение взглядов и планов партии по так называемому национальному вопросу.

“Patriotism is the last refuge of the scoundrel” - “Патриотизм – последнее прибежище негодяя” - эту фразу нет нужды извлекать из "либерально-демократических СМИ", она принадлежит английскому писателю Сэмюэлю Джонсону, жившему в XVIII веке. Любому непредвзятому человеку очевидно, что его мишенью был отнюдь не патриотизм, но – эксплуатирующий его негодяй.

Как правило, такого рода эксплуатация связана с попыткой сыграть на национальном самосознании или на национальных предрассудках для достижения политических, военных или корыстных целей. Цитированные в Вашей статье работы и выступления В.И. Ленина показывают, как он относился к подобным попыткам. В сущности, для Ленина здесь не было предмета дискуссии – игру с национализмом любого толка он считал несовместимой со званием коммуниста.

В многонациональной стране, будь то Россия или Соединенные Штаты, всегда существует опасность истинный патриотизм – любовь к своей стране, преданность ее интересам, готовность защитить ее и разделить с ней свою судьбу – подменить этническим эгоизмом, нетерпимостью и ксенофобией. Те же ку-клукс-клановцы и другие радетели белой расы в США, равно как и все прочие погромщики, постоянно твердят о своем патриотизме.

Многие места в Вашей статье я рассматриваю как постыдные для руководителя партии, именующей себя коммунистической. Прежде всего, это относится к ряду высказываний о евреях. Вновь, как и полвека назад - зимой 1953 года я был первокурсником - официальная позиция компартии стала открыто приближаться к черносотенной.

Возьмем, например, пассаж о статье Ильи Эренбурга “Хватит!” и отповеди ей в газете “Правда”. Подчеркивание причастности Эренбурга к Еврейскому антифашистскому комитету, и употребление термина “национальная месть” в контексте нельзя расценить иначе, как намек на стремление публициста использовать справедливый гнев советского народа для сведения с немцами неких “национальных”, а именно еврейских счетов. Возможно Вам и удасться кого-то в этом убедить, но только не читателей VIVOS VOCO, которые могут обратиться к полным текстам статей И. Эренбурга и Г. Александрова.

Абсолютно безосновательно Ваше обращение к “еврейской общине” как к выразителю взглядов и интересов евреев России. Разве такая организация существует и является представительной? Неужели Вам - коммунисту - требуется напомнить о пагубности политизации национально-культурных или религиозных ассоциаций и об отношении Ленина к ассоциациям национально-политическим, наподобие “Бунда”. Сам Ваш призыв к “русско-еврейскому диалогу” объективно выглядит как признание компартией правомерности противопоставления интересов двух народов нашей страны - русских и евреев, словно речь может идти только о формах разрешения этого выдуманного этнического конфликта. И это – позиция лидера коммунистов в момент, когда необходимо единение всех честных людей, независимо от их национального происхождения?

Особенно безобразно и зловеще выглядят утверждения о “сионизации государственной власти в России”, о разрушительной роли “сионистского капитала”, о концентрации в руках “лиц одной национальности” ключевых позиций в экономике и средствах массовой информации, об использовании ими этих позиций для “борьбы против нашего Отечества, нравственности, языка, культуры, верований”. И дело не только и не столько в том, что здесь нетрудно найти текстуальные совпадения даже не с антисоветскими, а с антиреспубликанскими речами Геббельса и Штрейхера.

Это - удивительное для коммуниста признание того, что именно “сионистский” (поди разбери – то ли израильский, то ли принадлежащий капиталистам-евреям…) капитал является главным врагом России. А какой капитал был и остается врагом Кубы, Северной Кореи, Вьетнама, не говоря уже о Китайской Народной Республике? Чем это Россия привлекает такое внимание “сионистского капитала”, который для Вас страшнее даже реального международного империализма? Ответ напрашивается из текста - тем, что в России пока еще живет много евреев, которые служат или готовы служить этому "сионистскому капиталу" - этакая пятая колонна, в Вашей терминологии - "внутренние эмигранты".

В свое время известный русский лингвист Бодуэн де Куртене заметил, что в России про русского вора скажут – украл вор, а про вора-поляка – украл поляк. Так было на волне шовинизма после подавления беспорядков в Польше в 60-х годах XIX века, и вот теперь этот позорный обычай в очередной раз возрождается.

Слов нет, в верхних эшелонах власти и ее обслуги нет недостатка в особях (в том числе и еврейских!), действия и намерения которых покрывают всю шкалу - от ошибок до преступлений. Безусловно их следует всячески выводить на чистую воду и привлекать к ответственности, пусть хотя бы общественной. Однако, по какому принципу, с Вашей точки зрения, следует отбирать людей во власть, на ключевые позиции? Искать ли просто достойных и умелых, или же, - вдобавок, - непременно не евреев? Может быть установить для евреев-управленцев процентную норму? Заставить их креститься или под присягой откреститься от “сионистского капитала”?

К нашему общему несчастью, в истории страны есть трагические примеры применения принципа ответственности народов за подлинные или выдуманные преступления отдельных лиц или групп - вспомните о депортациях. В 1953 году эта судьба чудом обошла евреев - смерть Сталина прервала процесс, запущенный фиктивным "делом врачей". И вот сейчас компартия фактически возвращается к извращенной сталинской логике коллективной ответственности, требуя, чтобы евреи - как народ в целом - перестали "мириться с таким положением, когда их национальные чувства служат порой ширмой для сионистской политики". Я уже не говорю о том, что самый этот термин - "сионистская политика" - в Вашей программной статье никак не определен, что открывает богатые возможности.

На этом фоне бессмысленны Ваши заверения о разном подходе компартии к действительно различающимся понятиям “еврей” и “сионист”. В жизни эти заверения грозят обратиться в отвратительную для любого порядочного человека процедуру фильтрации и требования доказательств лояльности. Это ничуть не менее отвратительно, чем охота милиционеров за смуглыми и горбоносыми “лицами кавказской национальности”, которой Вы справедливо возмущаетесь. Даже думать противно, что именно желанием своевременно выявить явных и скрытых “сионистов” обусловлено Ваше требование возродить “пятый пункт” в российских паспортах - вечный и лишенный смысла источник проблем для миллионов детей в любых межнациональных браках, превращающий культурологический вопрос о родном языке в трагедию сохранения личного и национального достоинства.

Появившись на свет, я по праву рождения стал гражданином Союза Советских Социалистических Республик, и после его гибели – гражданином Российской Федерации. Я считаю этот статус самодостаточным и не желаю, чтобы кто-либо ставил меня перед выбором – эмигрировать, ассимилироваться (куда, в чем и на чей взгляд?!) или оказаться в резервации “еврейской общины”. Полагаю оскорбительным доказывать свою непричастность ни к распятию Христа, ни к “сионистскому капиталу”, ни к деятельности прохвостов только потому, что они - мои соплеменники. Мне, атеисту, чужда любая религия и уж тем паче тенденция к доминированию, а то и к огосударствлению какой-то одной религии, к превращения нашей страны в теократическое государство.

Я не русский, не татарин, не чуваш, а еврей. Нельзя родиться евреем или русским, а потом стать, скажем, тамилом или англосаксом – это из области фантастики. И слава богу - ибо незачем. А вот коммунистом, каким его видел Ленин, можно сначала быть, а потом перестать им быть.Это – из современности...

Александр Шкроб


 


Заметка 31 Ретроспектива Заметка 33

VIVOS VOCO! - ЗОВУ ЖИВЫХ!