Это здание я не без труда разыскал на тихой ленинградской улочке, протянувшейся
от Новой Голландии к задам Мариинского театра. Надеюсь - не ошибся, и именно
в нем некогда располагалась Реформатская школа. Сюда в далеком 1916 году пришла в 3-й класс моя мама - Дора Абрамсон. Насколько знаю, еще в 70-х фронтон украшала бронзовая надпись по-латыни: "Не для школы, а для жизни учимся", но, похоже, после победы демократии и ее умудрились украсть...
Реформатская школа была учреждена для детей из протестантских семей
(главным образом, не вполне обрусевших немцев), но вскоре она стала пристанищем
для всех спасавшихся от принудительного закона божьего и процентной нормы
в государственных гимназиях. Здесь явно царила религиозная терпимость - каких только нет фамилий в чудом сохранившемся школьном альбомчике мамы-третьеклашки:
немецкие, русские, еврейские... Г. Гаазе, Н. Змеева, Ж. Кауфман, И. Кубе, А. Грубин, Л. Рукавишникова, Е. Фрейндлина...
И маме, и ее разноплеменным сверстникам - выпускникам 1923 года - даже в страшных снах не могло привидеться, что их правнукам в XXI веке суждено, как им самим,
спасаться от соединения государственных школ с государственной религией.
Очередной шаг к такому сращиванию - введение школьного курса "православной культуры", преподаваемого священнослужителями. Впрочем, и без того расстояние, отделяющее нас от подлинно светского общества, уже стало больше дистанции до обезьяньих и ритуальных процессов.
Фундаментализм - будь он христианским, исламским или любым иным - грозная
опасность, сам по себе. Но его вредоносность неизмеримо возрастает, когда
им пользуются в политических целях, для достижения и укрепления власти.
Это не могут не понимать российские государственные деятели, тем более, руководители
народного образования. Понимают, конечно, но традиционно рассчитывают использовать
религию как дурман, подавляющий и извращающий социальную активность.
Нас убеждают, что систематическое изучение основ православия необходимо
для понимания и осознания русской культуры, которая неотделима от православной
церкви. Да, безусловно, в русской культуре существуют пласты, тесно связанные
с церковной традицией. Однако, я подозреваю, что дело не в них, и вклад церкви в реформу государственного образования не ограничится популярным разъяснением таинств и даже дополнением учебных программ, скажем, Иоанном Кронштадтским и Победоносцевым. Так соблазнительно полностью отождествить русскую культуру с православной и вывести за эти скобки Радищева и Чаадаева, Чернышевского и Писарева, Герцена и Некрасова, Толстого, Чехова, Короленко, не говоря уже о советских литераторах... Так естественно принять нательный крест единственно надежным критерием патриотизма и правильного понимания смысла жизни...
Вы не слыхали - кто-нибудь собирается открыть Реформатскую школу?
Александр Шкроб
28.01.2004