2004 г.

Коротко
Рецензия
Новые книги

НОВОСТИ НАУКИ
Эпоха космического ренессанса. Сурдин В.Г.
Kосмический телескоп «Cпитцер»
Тепловая индукция марсианской поверхности
Куда девать парниковый газ?
Скорость распространения крупных сдвигов
Сейсмические последствия террористической атаки. Силкин Б.И.
Гигантские кристаллы рудника Найка
Прогноз Ла-Нинья не оправдался
Климат Украины в XX веке
Климат Арктического побережья и Центральной Сибири
Древнейшие люди Старого Света. Лаухин С.А.
Канадская Арктика в опасности

Космология

Эпоха космического ренессанса

Астрономы М.Бремер (M.Bremer; Бристольский университет, Англия) и М.Ленерт (M.Lehnert; Институт внеземной физики им.М.Планка, Германия) смогли заглянуть во Вселенную на рекордное расстояние и обнаружить там галактики, возраст которых всего на 10% меньше возраста самой Вселенной (ESO Press Release 24/03. 21 August 2003). Эти галактики родились в самом начале эры космического возрождения (Cosmic Renaissance), наступившей сразу после “темной” эпохи (Dark Ages), которая в контексте человеческой истории ассоциируется с мрачным средневековьем.

Космологическая модель Большого взрыва указывает, что возраст Вселенной составляет сейчас 13.7 млрд лет. Сразу после первичного взрыва горячее плотное вещество и излучение, однородно заполнявшие пространство, стремительно расширялись и охлаждались. Через несколько сотен тысяч лет температура вещества и излучения понизилась до нескольких тысяч кельвинов; в эту эпоху электроны стали объединяться с ядрами, образуя нейтральные атомы, отчего космологи называют те времена эпохой рекомбинации. Лишенное свободных электронов, вещество стало прозрачным для охладившегося длинноволнового излучения, которое почти беспрепятственно доходит до нас из той далекой эпохи в виде радиоволн. Именно это излучение мы и называем реликтовым, или, более официально, микроволновым фоновым космическим излучением. После эпохи рекомбинации вещество, оставаясь практически однородным, продолжало остывать и уже не излучало света. Наступила “темная” эпоха.

Но и темноте приходит конец: мелкие неоднородности плотности вещества, амплитуда которых поначалу не превышала 0.001%, под действием гравитации постепенно нарастали и по прошествии нескольких сотен миллионов лет достигли значительной величины - родились первые звезды, начали формироваться галактики, появились квазары. Их ультрафиолетовое излучение нагревало окружающее вещество; вокруг каждого яркого источника росла сфера ионизованного газа, и постепенно они перекрывали друг друга; наконец, все межгалактическое вещество вновь стало ионизованным и горячим - наступила эпоха космического возрождения, или, на языке астрономов, - эпоха повторной ионизации. Чрезвычайно интересно знать, когда точно и какие именно объекты рождались во Вселенной первыми; поэтому астрономы и пытаются обнаружить эти объекты, стараясь “дотянуться” взглядом телескопа до границы между космическими средневековьем и возрождением.

Очередную, и весьма удачную, попытку в этом направлении предприняли Бремер и Ленерт, использовав тот факт, что в спектрах горячих звезд, а значит, и в спектрах молодых галактик на волне 912 А наблюдается глубокая ступенька - так называемый лаймановский скачок, вызванный тем, что все кванты с меньшей длиной волны интенсивно поглощаются атомами водорода, отрывая у них электрон. У близких к нам галактик наблюдать оптическим методом лаймановский скачок практически невозможно, поскольку он лежит в далекой УФ-области. Но в излучении, приходящем от далеких галактик с красным смещением z = 5-6, лаймановский скачок попадает в оптический диапазон (4500-5500 А) и проявляется весьма заметно: с красной стороны от него спектр намного интенсивнее, чем с голубой. Следовательно, галактики, лежащие на расстоянии, соответствующем красному смещению 5-6, должны выглядеть значительно ярче при их наблюдении через красный светофильтр, чем, скажем, через зелено-голубой.

Этим и воспользовались астрономы Европейской южной обсерватории, организуя поиск сверхдалеких галактик с помощью 8-метрового телескопа VLT-Yepun (на местном чилийском наречии Йепун означает “утренняя звезда”, т.е. Венера) и его штатного многофункционального приемника света FORS2. На площади неба в 40 квадратных минут дуги (5% от площади лунного диска) они обнаружили 20 “красных” галактик. Полученные затем спектры подтвердили, что все они имеют красное смещение в интервале z = 4.8-5.8. Более того, есть подозрение, что одна из них имеет z = 6,6! Если это подтвердится, то она получит чемпионский титул самого далекого среди известных объектов Вселенной. До сих пор этот титул носил квазар SDSS J1148+5251, наблюдаемый в созвездии Большой Медведицы и имеющий z = 6.4. А самой далекой галактикой считалась система z6VDF J022803-041618 в созвездии Кита, имеющая z = 6.17.

Изучение спектров экстремально далеких галактик показало, что это очень молодые системы с активным звездообразованием, их возраст не превосходит 100 млн лет, однако светимость не очень велика и в пространстве они распределены довольно редко, так что одного лишь их излучения недостаточно для наступления эпохи космического возрождения. Вероятно, помимо обнаруженных наиболее ярких галактик тогда существовало и значительное число менее ярких систем, помогавших процессу повторной ионизации межгалактического вещества. Кроме того, в нашу эпоху наблюдается заметно больше крупных галактик, чем их было, когда Вселенной исполнился первый миллиард лет, следовательно, все это время происходил их рост, вероятно путем объединения малых в более крупные.

Полученный результат стал первым весомым вкладом астрономов Великобритании в работу Европейской южной обсерватории, в состав которой ученые туманного Альбиона вошли в июле 2002 г. Это вновь продемонстрировало эффективность коллективной работы европейских организаций, способных объединенными усилиями создавать великолепные приборы, такие как гигантские 8-метровые телескопы VLT с их замечательным научным оборудованием.

© Сурдин В.Г.,
кандидат физико-математических наук

Астрономия. Техника

Kосмический телескоп “Cпитцер”

18 декабря 2003 г. Национальное агентство США по аэронавтике и космическим исследованиям (НАСА) представило первые научные изображения, полученные на Космическом инфракрасном телескопе (Space Infrared Telescope Facility). В тот же день было объявлено о присвоении ему имени знаменитого американского астронома Лаймана Спитцера (Lyman Spitzer; 1914-1997). В отличие от Космического телескопа “Хаббл”, который предназначен для наблюдений в видимом свете (с некоторым захватом ближней инфракрасной и ближней ультрафиолетовой областей), “Спитцер” - исключительно инфракрасный телескоп. Он фактически открывает новую наблюдательную эпоху, что в особенности касается плотных газово-пылевых облаков, как правило, непрозрачных в видимом или ближнем ИК-диапазоне. “Спитцер”, приспособленный к наблюдениям в более длинноволновой части спектра, чем “Хаббл”, поможет проникнуть сквозь пылевую завесу, раскрывая загадки рождения звезд и планет.

“Спитцер” способен обнаружить слабое тепловое излучение, приходящее с огромных расстояний. Для этого инструмент охлаждается криогенной установкой с жидким гелием до температуры 5.5 К (–268°C). К сожалению, запас охладителя ограничен, и телескоп не сможет проработать более 6 лет. В отличие от “Хаббла”, обслуживание “Спитцера” производиться не будет: он находится на такой орбите, что космические челноки просто физически не в состоянии подлететь к нему. Проектировщики впервые приняли решение вывести подобный прибор не на околоземную, а на околосолнечную орбиту. Причина проста: Земля - сама мощный источник инфракрасного излучения, и потому ИК-телескоп желательно отвести как можно дальше от нее. “Спитцер” помещен на орбиту, близкую к гелиоцентрической орбите Земли, и движется по ней, слегка отставая от нашей планеты.

Новый телескоп оснащен 85-сантиметровым зеркалом и тремя мощными инструментами: инфракрасной камерой IRAC (Infrared Array Camera), способной одновременно вести наблюдения в четырех участках длин волн, центрированных на 3.6, 4.5, 5.8 и 8.0 мкм; многополосным панорамным фотометром MIPS (Multiband Imaging Photometer for Spitzer), позволяющим проводить фотометрическое картографирование и получать изображения с высоким разрешением на длинах волн 24, 70 и 160 мкм; инфракрасным спектрографом IRS (Infrared Spectrograph), который будет получать спектры в диапазоне от 5.3 до 40 мкм.

Запуск “Спитцера” осуществлен 25 августа 2003 г. С августа по сентябрь проводились тестирование и настройка различных его систем.. Они показали, что аппарат превосходит возлагаемые на него эксплуатационные и научные ожидания. По признанию руководителей проекта, имя для телескопа было припасено уже давно, но они не решались раскрывать его, не убедившись, что с телескопом все в порядке.

“Спитцер” - четвертая и последняя из Великих обсерваторий НАСА, в числе которых, кроме него, Космический телескоп “Хаббл”, Гамма-обсерватория Комптона и рентгеновская обсерватория “Чандра”. “Хаббл” и “Чандра” действуют по сей день, а Гамма-обсерватория выработала свой ресурс и была затоплена в Тихом океане 4 июня 2000 г.

Планетология

Тепловая индукция марсианской поверхности

Установленный на космическом аппарате “Mars Odyssey” прибор THEMIS (Thermal Emission Imaging System - Система, строящая изображение тепловой эмиссии) уже больше года картирует геологические структуры на поверхности Красной планеты и анализирует их состав. Разрешающая способность “тепловизора” чрезвычайно высока, в отдельных случаях - до 18 м. Результаты изучения полученных данных опубликовала большая группа американских специалистов, возглавляемая Ф.Р.Кристенсеном (Ph.R.Christensen).

Еще десятилетие назад, когда аппарат “Viking” прислал на Землю первую информацию о тепловом излучении планеты (измерения проводились в инфракрасном диапазоне с разрешением около 60 км), начались споры, насколько такие данные важны для раскрытия геологического прошлого Марса. Существенным параметром поверхности служит ее тепловая инерция - скорость, с какой меняется температура при изменении освещенности, что связано с размерами частиц, составляющих поверхность, их сцементированностью и т.п. “Viking” позволил открыть на Красной планете обширные районы с очень низким уровнем тепловой инерции. По-видимому, там на поверхности преобладает мелкозернистая, слабо связанная пыль. В других районах, составляющих до трети поверхности всего Марса, обнаружены отдельные скалы и камни диаметром более 10 см; особенно это характерно для мест посадки аппаратов “Viking” и “Mars Pathfinder”. Но поскольку пространственное разрешение приборов составляло всего около 60 км, различить выходы коренных пород было невозможно, и поэтому для картирования поверхностного слоя использовались данные о тепловой инерции и альбедо (отражающей способности). Они, однако, мало что говорили о геологии Марса; судить об этом можно было лишь косвенно - по морфологии, различимой на фотографиях, сделанных аппаратом “Viking” в видимой части спектра. Несколько большую информацию специалисты получили, когда тепловая инерция была измерена спектрометром аппарата “Mars Global Surveyor” с разрешающей способностью около 3 км.

Однако результаты “тепловизора” THEMIS совершенно меняют прежние представления ученых: тепловые портреты Марса в масштабе 100 м позволяют широко и непосредственно судить о физической природе его пород. Оказалось, в некоторых районах тепловая инерция поверхности настолько высока, что она может быть связана лишь с обнаженными коренными породами, а не с пылью и изолированными утесами. Многие области Марса представляют собой равнины, покрытые толстым слоем мелкозернистой, слабо сцементированной пыли; другие же отличаются большим разнообразием физических свойств. Новые данные позволяют различать даже свежие выбросы из молодых кратеров, образующие полосы из каменных блоков или мелкозернистых материалов, по которым можно определять их возраст.

Science. 2003. V.300. №5628. P.2043, 2056 (США).

Экология

Куда девать парниковый газ?

Эта проблема все более беспокоит развитые в промышленном отношении страны. Опасное воздействие на климат, экологические условия и здоровье человека, оказываемое в первую очередь диоксидом углерода, доказано с несомненностью, а между тем его выбросы в атмосферу с каждым годом возрастают. Количественные оценки весьма приблизительны: согласно одним, во всем мире так или иначе предстоит избавляться от сотен гигатонн СО2, а согласно другим - от многих десятков тысяч гигатонн. Такой разброс говорит о недостаточной изученности проблемы.

Назрела необходимость выявить потенциальные возможности захоронения парниковых газов в различных регионах. В числе рассматриваемых мер - предложение закачивать эти газы в подземные пустоты, где они должны находиться неопределенно долгое время. Среди стран, сделавших первые шаги в этом направлении, - Австралия, приступившая к выполнению программы GEODTSC, возложенной на Управление наук о Земле и на Университет штата Новый Южный Уэльс в Сиднее.

Было установлено, что в 1999 г. (последние данные) с территории Австралии в атмосферу поступило около 0.46 Гт СО2 (не считая выделившегося при расчистке земель). Из числа неподвижных его источников (т.е. без учета транспорта) на первом месте стоят тепловые электростанции - они выделяют примерно по 0.26 Гт, что составляет 56.7% от общего количества по стране. Но именно выбросы таких источников больше всего подходят для “обуздания”. Составлены карты их размещения с оценкой развития на ближайшие 20 лет. Выяснилось, что 35 первых по величине выброса источников отвечают за 90% эмиссии парникового газа. Большинство из них расположено достаточно компактно, что облегчает изоляцию выделяющихся продуктов.

Геологи провели оценку всех осадочных бассейнов Австралии на предмет их потенциальной способности служить местами захоронения СО2. Всего рассмотрено около 300 бассейнов, из которых 48 признаны подходящими, а в их пределах выявлено 656 точек, наиболее пригодных для такого использования. Если принять, что весь объем этих пустот можно заполнить СО2 на 100% (что нереально), то они вместили бы около 3900 Гт углекислого газа. Однако следует учитывать, что различные геологические структуры по-разному способны поглощать и удерживать СО2. Сейчас специалисты строят математические модели реально существующих условий и определяют факторы риска для каждой из потенциальных точек. Наименее привлекательными признаны гидродинамические ловушки газа: если он сможет мигрировать на край геологического бассейна, возникнет опасность, что газ вырвется на свободу.

В качестве подходящего предложен геологический бассейн Петрел: условия в нем таковы, что весь закачанный углекислый газ в течение 10-100 тыс. лет способен полностью раствориться, а возможность его перемещения под землей за это время не превысит десятков километров, так что к окраине бассейна он не подойдет ближе 120 км. По всей Австралии обнаружены потенциальные природные емкости для размещения 740 Гт - этого объема хватило бы на 1600 лет выброса СО2 в стране при сохранении уровня, достигнутого в 1998 г.

Одна из важных проблем - экономическая оценка стоимости таких мероприятий, она весьма приблизительна и колеблется между 13 млн и 1.3 млрд долл. США (в последнем случае она включает учет расстояний между местом эмиссии газа и точкой его закачивания, степень скученности крупных и мелких источников и другие факторы). Следует иметь в виду крайнюю неравномерность географического расположения промышленных и энергетических объектов по стране, их разную удаленность от потенциальных газохранилищ. Так, восточная часть Австралии - развитая промышленная и энергопроизводящая зона, а подходящих мест захоронения газа там мало; на западе страны заводов и электростанций намного меньше, а подходящие подземные пустоты в изобилии. Сооружение специальных газопроводов протяженностью более 300 км значительно повысит стоимость реализации программы GEODTSC.

При всей первичной приближенности данная работа служит примером подхода к решению проблем, которые поставлены Киотским протоколом, призывающим сохранять и улучшать природную среду обитания.

AusGeoNews. 2003. №69. P.11 (Австралия).

Геофизика

Скорость распространения крупных сдвигов

К числу наиболее сильных землетрясений нашего времени относятся события, произошедшие 14 ноября 2001 г. в горах Куньлунь, на юго-западе Тибета. В результате толчка, магнитуда которого достигала редкой величины - 8.1 по шкале Рихтера, образовался разрыв в земной коре, его длина на поверхности превышала 400 км. Несколько сейсмических станций китайской и монгольской сетей, расположенных в этом регионе и записывающих колебания в широкой полосе частот, предоставили уникальную возможность изучить скорость распространения подобных разрывов. Ею воспользовались французские сейсмологи М.Бушон и М.Валье (M.Bouchon, M.Vallee; Университет им.Ж.Фурье и Геофизическая лаборатория в Гренобле).

До сих пор считалось, что скорость распространения сейсмического разрыва не может превышать скорость волн Релея - упругих поверхностных волн, которым свойственны относительно малые скорости, большая интенсивность и быстрое затухание с глубиной. В земной коре скорость волн Релея обычно составляет 0.92 скорости поперечных сдвиговых волн, т.е. находится в пределах 3-3.2 км/с, что характерно для хрупкой части коры. Лишь трещины сантиметровой величины, как показывали лабораторные эксперименты, могут распространяться со скоростями, превышающими релееву. (Правда, некоторые теоретические работы указывали на принципиальную возможность существенного превышения релеевой скорости разрыва и возможность достижения даже сверхзвуковых значений, но такие утверждения оставались в основном теоретическими.)

За год до мощного Куньлуньского события в том же регионе произошел еще один толчок магнитудой 5.4. Это позволило путем сопоставления определить скорость распространения звуков в литосфере. Согласно существующим моделям, мощность коры в обширном регионе, охватывающем Тибетское плато, составляет от 50 км в северо-восточной части КНР (сейсмостанция Пекин) до 65 км (Улан-Батор, Монголия). Точка эпицентра, по данным Геологического управления США, располагалась в координатах 90°32.4'в.д.; 35°57.0'с.ш., что указывает на общую дистанцию сдвига как близкую к 400 км. Причем в западном направлении он был слабее (даже не очень заметным на поверхности), и значительного количества энергии здесь не выделилось. Глубина залегания гипоцентра определена близкой к 15 км.

Разделив 400-километровый разрыв на четыре условных стокилометровых отрезка, исследователи установили, что средняя скорость распарывания земной коры составляла 3.9 км/с, причем в ближайшем к эпицентру отрезке она близка к 2.4 км/с (ниже релеевской), а в остальных трех отрезках даже достигала максимума - около 5 км/с. Средняя скорость для трех первых отрезков оказалась равной приблизительно 3.7- 3.9 км/с. Такие величины заметно превышают скорости сдвиговых волн, установленные для хрупкой части земной коры.

Science. 2003. V.301. №5634. P.729 (США);
www.sciencemag.org/cgi/content/full301/5634/824/dc1

Сейсмология

Сейсмические последствия террористической атаки

День 11 сентября 2001 г. вызвал не только волну негодования во всем мире, но и… сейсмические волны в земной коре, которые были зарегистрированы современными высокочувствительными приборами. Американские геофизики в.Я.Ким, Л.Р.Сайкс и Дж.Х.Армитейдж (W.Y.Kim, L.R.Sykes, J.H.Armitage) с коллегами из Обсерватории Ламонта и Доэрти по изучению Земли (Палисейдс, штат Нью-Йорк) собрали и проанализировали всю научную информацию, связанную с этим трагическим событием (Kim W.Y. et al // Eos, Transactions of the Amer. Geophysical Union. 2001. V.82. №47. P.565, 570). На сейсмозаписях отчетливо зафиксированы толчки, возникшие не только при обрушении самих башен Всемирного торгового центра, но даже при столкновении с ними самолетов. Такие данные оказались среди рутинных записей, сделанных в пяти окрестных штатах США, в частности на сейсмостанции Лисбон в штате Нью-Гэмпшир, в 428 км от места событий. Вместе с тем на ближайшей обсерватории в Палисейдсе (всего 34 км от места событий) почти никаких признаков сотрясения не обнаружилось.

Наиболее сильные толчки возникли при падении северной башни: оно вызвало локальное землетрясение магнитудой 2.3 по шкале Рихтера. Самыми мощными сейсмическими волнами оказались поверхностные; время их распространения и очередность “прибытия” в разные пункты способны многое сказать специалисту о среде, по которой они пробегали.

Исследователям удалось вычислить магнитуды толчков отдельно для каждого удара самолета о башни и для трех крупнейших эпизодов падения их структур на земную поверхность. Спектры шумов обоих толчков сходны между собой, но у северного максимальный пик (около 1 Гц) более отчетлив.

Еще в 70-х годах американские геофизики Дж.Андерсон и Дж.Дорман (J.Anderson, J.Dorman) изучали групповые волны с низкими скоростями, порожденные взрывами в каменоломнях (Anderson J., Dorman J. // Bull. Amer. Seismol. Soc. 1973. V.63. P.1487). Исследователей тогда интересовали пути распространения волн главным образом в пределах Ньюаркского бассейна, а также в районе оконечности о.Манхэттен, где их скорость несколько выше. По наблюдениям, наибольшее время распространения у короткопериодных волн Релея. Известно, что они активно возбуждаются только на поверхности или от неглубоко залегающих источников, как в случае с нью-йоркскими небоскребами. Андерсон и Дорман отметили тогда интенсивную латеральную (боковую) рефракцию (преломление) волн Релея, вызываемую контрастом между свойствами неглубоко залегающих слоев на границе высоко- и низкоскоростных пород оконечности о.Манхэттен и Ньюаркского бассейна. Анализ поляризации показал, что некоторые из волновых пакетов шли совсем не с тех направлений, которые предсказывались для случая их распространения по прямой (на станции Манхэттен интервал между двумя волнами достигал 10 с).

Сравнив сигналы, поступившие на станцию Палисейдс в результате падения северной башни небоскреба, и тех, что были зафиксированы во время слабоощутимого землетрясения 17 января 2001 г. по южную сторону о.Манхэттен, авторы выяснили: при схожих амплитудах и магнитудах их сейсмограммы были совершенно разными - волны P (продольные) и S (поперечные) четко выделялись лишь при естественном землетрясении. Глубина залегания естественного очага (7 км) как бы подавляла возбуждение короткопериодных волн Релея, которые оказались столь заметными после падения небоскреба. Волны, возбужденные катастрофой Всемирного торгового центра, напоминают записанные региональными сейсмостанциями при обрушении одной из соледобывающих шахт западной части штата Нью-Йорк 12 марта 1994 г., когда магнитуда толчка составляла 3.6. Оба источника сотрясений сохраняли свою активность дольше, чем характерно для слабого землетрясения. Еще в 1993 г. тот же Торговый центр подвергался диверсии: грузовик с 0.5 т взрывчатки вызвал толчок, не зарегистрированный ни одной из сейсмостанций, даже находившейся всего в 16 км оттуда.

7 января 1983 г. вблизи г.Нью-Арк (штат Нью-Джерси) взорвалось крупное бензохранилище. Это событие вызвало продольные, поперечные, а также короткопериодные волны Релея (M=3); последние оказались аналогичны тем, что возникли при падении северной башни, а времена поступления этих волн были сходны с зафиксированными при взрыве бензохранилища в 15 км от него на станции о.Манхэттен. Интересно, что эта станция тогда зарегистрировала и заметную атмосферную акустическую волну, очевидно, тоже связанную с данным событием. Какие-либо атмосферные микробарографические записи от последствий крушения Всемирного торгового центра отсутствуют.

Исследователи надеются, что их работа окажется полезной как геофизикам-сейсмологам, так и строителям, которые сооружают новые высотные здания и стремятся уменьшить опасность, возникающую при естественных и противоестественных чрезвычайных обстоятельствах во всем мире.

© Силкин Б.И.
Геофизический центр РАН

Минералогия

Гигантские кристаллы рудника Найка

В апреле 2000 г. рабочие серебряной шахты Найка - братья Элой и Жавьер Дельгадо - пробивали очередной штрек на глубине 300 м. Шахта расположена в горах центральной части Мексики. Неожиданно в известняке вскрылась полость диаметром около 20 м. Температура чрезвычайно влажного воздуха в ней доходила до 65°С. По ее стенам косо нависали друг над другом огромные, похожие на древесные стволы, полупрозрачные кристаллы гипса (CaSO4·2H2O), сверкавшие, как разбитое зеркало. Месяц спустя рядом была обнаружена вторая такая же полость, несколько больших размеров. В дополнение к кристаллам-колоннам, достигавшим 15 м в длину и 1 м в диаметре, стены каверн покрывали кристаллические щетки метровой высоты.

В этом горном районе гипс имеет гидротермальное происхождение: из магматической камеры, находящейся на глубине 4-5 км, поднимаются к поверхности обогащенные серой и металлами горячие растворы; по пути сквозь трещины в известняке из них отлагаются полиметаллические руды (серебро, свинец, цинк и золото добывают в окрестностях шахты Найка с 1794 г.). Но в найденных кавернах эти растворы вымывают из карбонатных стенок большое количество кальция, который в свою очередь реагирует с содержащимся в растворе сульфат-ионом. В результате образуются уникальные кристаллы гипса. По мнению Р.Вильясусо (R.Villasuso), руководителя геологоразведочных работ шахты Найка, в условиях, существующих в обнаруженных полостях, кристаллы гипса росли до своих нынешних размеров от 30 до 100 лет.

Поначалу администрация рудника, опасаясь вандализма, закрыла доступ в каверны, но сейчас делаются попытки организовать их посещение. Главным препятствием остаются жара и высокая влажность: люди могут находиться внутри без риска для здоровья буквально считанные минуты. По словам Р.Фишера, фотографировавшего кристаллы для американского Клуба исследователей (Explorers Club), “в каверну входишь, как в раскаленную печь. Одежда мгновенно промокает от пота, а эмоции меняются от благоговения до паники. Минут через 6–10 наступает полная дезориентация…”

До сих пор крупнейшими природными кристаллами на Земле считались гипсовые кристаллы, найденные в 1910 г. здесь же, в районе шахты Найка.

The Explorers Journal. 2003. V.81. №1. P.10-13 (США).

Прогноз Ла-Нинья не оправдался

В мае 2003 г. американские климатологические учреждения (как государственные, так и частные) опубликовали прогноз, согласно которому уже происходящее похолодание в тропическом регионе Тихого океана летом еще более усилится, что предвещает наступление крупномасштабного явления Ла-Нинья. Однако реальные события оказались диаметрально противоположными. В июле 2003 г. метеорологи США признали необходимость новых наблюдений и более осторожных предсказаний.

Надо отметить, что первоначальный прогноз грядущего Ла-Нинья и связанных с ним событий (учащение ураганов в Атлантике, усиление зимних снегопадов на Аляске и др.) уже тогда прозвучал для многих специалистов несколько неожиданно. Правда, в марте температуры в тропических областях Пацифики действительно несколько понизились, но в апреле и мае снова выровнялись и к июлю предпосылки Ла-Нинья почти полностью исчезли. Это заставило метеоролога Э.Барнстона (A.Barnston; Международный институт климатологического прогноза при Колумбийском университете) отказаться от своей прежней оценки вероятности наступления Ла-Нинья как близкой к 55%. Ход событий, при которых зарождающееся явление Ла-Нинья “умерло” и сменилось тенденцией к Эль-Ниньо, он назвал “невероятным фактом”.

Причина столь серьезного заблуждения, вероятно, в том, что в 2003 г. атмосферная циркуляция отличалась особой интенсивностью: над акваторией Индийского океана разразились чрезвычайно сильные грозы; несущие шторм облака, подчиняясь ветрам противоположного обычному направления, распространились почти по всей тропической Пацифике. Охлаждающее влияние глубинных вод ослабело, поверхность Тихого океана потеплела и наступление Ла-Нинья было сорвано.

Другой опытный прогнозист в.Коуски (V.Kousky; Центр прогнозов климата при Национальной метеослужбе США в Кемп-Спрингсе), который считал, что шансы наступления Ла-Нинья близки к 70%, теперь полагает, что при существовании множества воздействующих факторов некоторые из них непредсказуемы.

Science. 2003. V.301. №5631. P.286 (США).

Климат Украины в XX веке

В.В.Ефимов и Е.В.Губанова (Морской гидрофизический институт, Украина) проанализировали хранящийся в Центре климатических исследований (Climate Research Unit Data Distribution Center) массив данных за 95 лет и дополнили их данными архивных наблюдений на метеостанциях Украины и судовых измерений в Черном море. На основе этого материала были определены изменения основных климатологических характеристик Юго-Восточного региона Европы на протяжении 20-го столетия.

Над сушей повышение средней январской температуры воздуха достигло 3°С. В соответствии с этим сократилось число дней с заморозками на почве (на четыре-восемь), повысилась абсолютная влажность воздуха в январе (на 10-25%). В восточных областях Украины увеличилось количество осадков (на 0.3 мм/сут). Летом проявились устойчивые тенденции роста температуры (в среднем на 1°) и влажности (на 5-10%); уменьшились интервалы суточных изменений температуры на 1-3°; на 0.2-0.6 балла повысилась облачность. Изменение средних величин повлекло за собой 5-10-кратный рост повторяемости экстремальных показателей. В летний сезон значения отдельных климатических параметров (влажности, суточного диапазона температур, облачности), повторявшиеся в начале века один раз в 50 лет, в конце века стали соответствовать средним величинам.

Для Черного моря выявлено аномальное понижение поверхностной температуры воды при отсутствии заметного тренда температуры воздуха зимой и значительном положительном тренде летом. Наиболее вероятной из возможных причин такой аномалии названо изменение толщины верхнего деятельного слоя.

Таким образом, в течение XX в. на территории Юго-Восточного региона Европы произошли заметные изменения всех основных климатических параметров, выходящие за пределы оценок глобальной изменчивости.

Всемирная конференция по изменению климата.
Тезисы докладов. М., 2003. С.388 (Россия).

Климат Арктического побережья и Центральной Сибири

Л.С.Евсеева и О.И.Мочалова (Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова) сравнили произошедшие за последние 100-150 лет изменения климатических условий в прибрежной зоне Северного Ледовитого океана и в Центральной Сибири. Были проанализированы среднемесячные и среднегодовые ряды наблюдений за температурой воздуха по станциям: Мурманск, Архангельск, Кемь-Порт, Сыктывкар, Нарьян-Мар, Воркута, о.Диксон, Хатанга, Чокурдах, Ханты-Мансийск, Верхоянск, Тура, Оймякон. Это позволило выявить хорошо выраженные во времени и пространстве смены периодов потеплений и похолоданий, оказавшиеся синхронными на побережье и в Центральной Сибири.

С конца XIX в. до настоящего времени дважды наблюдалась смена холодных и теплых периодов. Потепление в течение примерно равных по продолжительности отрезков времени происходило в 1930-1940-х годах и в 1989-2002 гг., но в зоне побережья оно было значительнее в первой половине XX в., а в Центральной Сибири - в последние годы.

Наблюдаемое за последнее время потепление климата происходит в основном за счет сокращения холодного периода. В Центральной Сибири увеличилась продолжительность переходных сезонов, а летний период стал жарче и сократился до двух месяцев, что связано с трансформацией атмосферных циркуляционных процессов. Общее содержание озона в различные сезоны хорошо коррелирует с изменениями динамической ситуации в атмосфере. Для ряда рек Сибири прослеживается взаимосвязь процессов изменения климата с величиной речного стока.

Всемирная конференция по изменению климата.
Тезисы докладов. М., 2003. С.391 (Россия).

Палеогеография

Древнейшие люди Старого Света

На 72-м совещании Американской ассоциации физических антропологов (American Association of Physical Anthropologists - ААРА), состоявшемся в Темпе (Аризона, США, апрель 2003 г.), обсуждались новые данные о древнейших людях. Кроме американцев, участвовали специалисты из многих стран, а в докладах рассматривались разные аспекты антропологии, но мы остановимся лишь на тех, где затрагивались древнейшие находки Homo (72th AAPA Meeting. Abstracts. Tempe, Arizona, April 2003).

По признакам, которые имел моляр, найденный в Стеркфонтейне (ЮАР), его обладатель был отнесен к плиоцен-плейстоценовым гоминидам, но таксономическая его принадлежность оставалась неясной. Ф.Е.Грайн (F.E.Grine; Университет Стони Брук, США) с коллегами взяли для сравнения моляры трех видов горилл (Gorilla gorilla gorilla, G.gorilla berengei, G.gorilla graueri), приматов Pan troglodytes, P.poniscus, Pongo pygmaeus, а также Australopithecus africanus, Paranthropus robustus, Homo ergaster, H.habilis и H.rudolfiensis. Выяснилось, что изученный моляр принадлежит Homo, который стоит ближе к H.habilis, чем к H.ergaster или H.rudolfiensis. Возможно, этот зуб окажется самой древней из находок Homo в районе Стеркфонтейна.

Л.С.Бишоп (L.C.Bishop; Ливерпульский университет) с группой английских и американских специалистов при раскопках в Южной Канджере, на побережье оз.Виктория (Кения) обнаружили в слоях, датированных 2-2.6 млн лет назад, многочисленные остатки гоминид, фауны млекопитающих и артефактов олдувайской культуры. Все ископаемые имеют четкое стратиграфическое положение и хорошую анатомическую сохранность. Благодаря этому удалось применить различные методы экологического исследования, которые показали, что древнейшие носители олдувайской культуры заселяли открытые луговые пространства; а более поздние их стоянки приурочены к лесным местообитаниям. Теперь доказано, что олдувайский человек имел более широкие экологические границы распространения, чем принято думать.

Останки Homo, найденные в 2000 г. в песчаниках свиты Коби-Фора восточнее оз.Туркана (Кения), датированы по соотношению с возрастом туфового комплекса Коби-Фора временем между 1.5 и 1.6 млн лет назад. Находка отнесена к H.erectus, однако присущие ему отличия от типичных форм сближают данный экземпляр с находкой в Дманиси (Грузия). Д.Лордкипанидзе (Грузинский государственный музей в Тбилиси) сообщил, что палеонтологические, археологические, геохронологические и палеомагнитные данные позволяют датировать находку в Дманиси (шесть фрагментов черепа) около 1.7-1.8 млн лет назад. Ранее она считалась более молодой. Отмечается, что Homo из Дманиси ближе к ранним африканским Homo, чем к типичным азиатским H.erectus или раннеплейстоценовым европейским гоминидам. Морфологически и по возрасту Homo из Дманиси представляет собой звено, связующее гоминид Африки, Азии и Европы.

Время существования древнейших гоминид Индонезии еще дискутируется. Американские антропологи и геологи вместе с индонезийскими коллегами изучали ландшафты Центральной Явы, где обитал H.erectus. Самые древние из них - гравийные слои верхней части свиты Сангиран (древнее 1.58 млн лет) и конгломераты вышележащей свиты Бапанг (около 1 млн лет). Когда выяснилось, что эти грубообломочные отложения не дают материала для реконструкции среды обитания древнего человека, были изучены палеопочвы. В свите Бапанг они характерны для открытых пространств с травянистой растительностью, а в верхней части свиты Сангиран типичны для заболоченных берегов озера; там сохранились и обломки стволов деревьев. Гоминид Явы часто рассматривают как популяцию H.erectus. Ю.Кайфу (Yu.Kaifu; Национальный музей науки в Токио) с соавторами, исследовав зубы Homo из Сангирана, установили различия между древнейшими и более молодыми находками: самые древние примитивны по сравнению с H.ergaster из Африки, а более молодые имеют сходство со среднеплейстоценовыми H.erectus Китая. Таким образом, на Яве уже в древности наметилось разделение двух ветвей Homo.

Различиям между H.erectus Африки и Китая посвятил свой доклад Д.Е.Хорвуд (D.E.Horwood), причем рассмотрел их не с антропологических, а с поведенческих позиций. Типы орудий, сырье, транспортировка ресурсов, расположение стоянок изучены им для разных этапов в контексте изменений окружающей среды. В Китае такие изменения были менее значительны, а в Африке H.erectus вынужден был из-за существовавшей конкуренции искать более эффективные пути использования ресурсов, делать более разнообразные орудия и совершенствовать социальные взаимоотношения.

Надо отметить, что на совещании было сравнительно мало докладов, посвященных древнейшему населению Китая. Удивительно, что и на XVI конгрессе ИНКВА, проходившем в 2003 г. и собравшем очень много китайских ученых, эта тематика почти отсутствовала. Исключение составляет, пожалуй, доклад Х.Ли, в котором был показан более древний возраст известных стоянок в Ниховани. Детальные палеомагнитные исследования позволили Ли датировать культурные слои стоянок Донгуто и Сяочанлян около 1.25 млн лет вместо принятых до недавнего времени 0.9-1 млн лет (XVI INQUA Congress. Abstracts. Reno, 2003). Тенденция удревнения поддерживается и другими китайскими исследователями: так, по данным Лу Теншэна (Lu Tungsheng), стоянка Сяочанлян имеет возраст даже более 1.25 млн лет, а каменным индустриям Дананг (?) и Фанчанг - около 2.5 млн лет (Lu Tungsheng et al. // Paleolithic Men’s Lives and Their Sites. Chungbuk. 2003. P. 3-27).