2004 г.

(c) Вибе Д.З.

Розы в южном небе

Д.З.Вибе,
кандидат физико-математических наук

Туманность N 44 в Большом Магеллановом облаке - замечательный пример гигантской области ионизованного водорода, имеющей поперечник в 1000 св. лет. Основу местной звездной ассоциации составляет кольцо из 40 очень ярких голубоватых звезд. Каждая из них - источник мощного звездного ветра, который разметает окружающий газ, сгребает его в волокна и выдувает гигантские межзвездные пузыри. Массивные звезды, населяющие туманность N 44, заканчивают свою жизнь грандиозным взрывом - вспышкой сверхновой. Вполне вероятно, что за последние несколько миллионов лет сверхновые в N 44 уже взрывались, еще более усложнив строение туманности. Небольшие полости, волокна, яркие сгустки и другие структуры свидетельствуют о чрезвычайно сложных динамических процессах в этой области.

Представленное изображение получено группой европейских астрономов в 1999г. на 8.2-метровом телескопе Европейской южной обсерватории при помощи уникальной научной цифровой камеры на 67 мегапикселов (http://www.eso.org/outreach/press-rel/pr-2003/phot-31-03.html; см. также: По-настоящему горячие звезды // Природа. 2003. №12. С.71-72). Цвета здесь условны: они передают интенсивность трех важнейших эмиссионных спектральных линий, типичных для областей ионизованного водорода. Голубой цвет соответствует излучению однократно ионизованных атомов кислорода (O II), зеленый - излучению дважды ионизованных атомов кислорода (O III), а красный - излучению бальмеровской линии водорода Нa. Иными словами, красный цвет отражает чрезвычайно сложное распределение ионизованного водорода внутри туманности, а голубой и зеленый показывают области различных температур: чем горячее газ, тем больше дважды ионизованного кислорода он содержит и, соответственно, имеет более интенсивный зеленый цвет.

Центральный район туманности N 44 в Большом Магеллановом облаке.
ESO PR Photo 31b/03

Составная фотография, полученная таким образом, близка к реальным цветам туманности. Основная ее часть окрашена в розоватый тон (смесь голубого и красного), так как в температурных условиях, характерных для большей части туманности, линии Нa и однократно ионизованного кислорода преобладают над линией O III. Однако некоторые области выделяются более яркой зеленой окраской. Каждая из них содержит по крайней мере одну чрезвычайно горячую звезду с температурой от 30 до 70 тыс. градусов. Ее сильное ультрафиолетовое излучение нагревает окружающий газ до более высокой температуры, из-за чего многие атомы кислорода ионизуются вторично, и излучение зеленого цвета становится интенсивней.

Звезда, пожирающая свои планеты

В январе 2002 г. астрономический мир внимательно наблюдал, как звезда V838 в созвездии Единорога (лат. - Monoceros) внезапно увеличила светимость сразу на 6 звездных величин, что с космическими объектами происходит нечасто. Затем она постепенно начала тускнеть. Однако в феврале и марте краткие, но очень сильные ее вспышки повторились, еще больше запутав ситуацию.

Изучая ход этих событий, астрономы Реттер и Маром (Retter, Marom) высказали гипотезу: звезда V838 Единорога в то время "проглотила" три обращавшиеся вокруг нее планеты. Масса каждой из них была близка к массе Юпитера, а сами они находились примерно в 0.5 а.е. от звезды, образуя весьма компактную планетную систему.

Когда звезда V838 Единорога на склоне лет стала превращаться в красный гигант, ее расширившаяся оболочка захватила ближайшую к ней планету. Выделившаяся при торможении планеты энергия нагрела атмосферу звезды, что и привело к резкому увеличению ее радиуса и светимости. Когда процесс "пошел", вторая и третья планеты стали для звезды легкой добычей.

Этапы расширения "светового эха" вокруг звезды V838 Mon.
Фото НАСА США

Фото новоподобной переменной звезды V838 Единорога (где она окружена красным "туманом") было получено 8 февраля 2004 г. Космическим телескопом "Хаббл". Звезда удалена от нас примерно на 20 тыс. св. лет. После того как в январе 2002 г. астрономы зафиксировали ее мощную вспышку, вокруг звезды стала стремительно расширяться туманность. В действительности туманность состоит из газово-пылевого вещества, уже давно потерянного звездой, но до сих пор остававшегося невидимым. Благодаря вспышке вещество оказалось освещенным, и сейчас туманность демонстрирует нам эффект "светового эха": расширяясь со скоростью света, вспышка освещает все более и более далекие области туманности, и мы видим ее свет, рассеянный пылью.

Любопытно, что хотя вспышка была замечена немногим более двух лет назад, наблюдаемый сейчас радиус оболочки составляет около 5 св. лет. Этот кажущийся эффект сверхсветовой скорости расширения имеет чисто геометрическую причину: вещество, освещенное вспышкой по пути от звезды к Земле, мы формально относим на расстояние звезды, отчего и получаем при вычислении скорость расширения, превышающую скорость света.

Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. 2003. 09. P.341 (Великобритания);
Science. 2003. V.302. №5643. P.200 (США).

НОВОСТИ НАУКИ
К Луне - с новым "мотором"
Продлена миссия "Улисса"
Будущее космического телескопа "Хаббл"
На Нептун пришло лето
Полярные сияния: взгляд изнутри
Яркие электронные эмиттеры на углеродных нанотрубках
Менять ли стеклянные очки на пластиковые? Исаков Д.В
Перепись бенгальского тигра
Жизнь в озерах поддерживают наземные экосистемы. Гиляров А.М.
Вирус против жаб. Семенов Д.В.
Паго взят под надзор
Гляциогенные землетрясения
Динамика таяния льда в арктических морях
Потепление в высоких широтах
Немореходные динозавры
Очень древняя находка "современного" европейца
Пещера Ласко в опасности

Космические исследования. Техника

К Луне - с новым "мотором"

27 сентября 2003 г. с космодрома Куру в Гвиане (Южная Америка) в космос ушел "Smart-1", подготовленный специалистами Европейского космического агентства. Запущенный ракетой "Arian-5", этот 367-килограммовый аппарат оснащен двигателем на ионной тяге. На его боковой поверхности площадью всего в 1 м2 установлены 14-метровые панели; они улавливают солнечную энергию, которая используется для ионизации атомов ксенона (запасенного на борту в количестве 82 кг) и ускорения образовавшихся ионов. Вырываясь в открытое пространство, ионизованный газ придает аппарату тягу силой 70 мН. Это незначительная величина, но поскольку она прилагается длительное время в космическом вакууме и сохраняется до тех пор, пока на солнечные элементы падает свет, скорость аппарата медленно, но неуклонно возрастает.

Подобный ионный двигатель уже применялся для поддержания спутников на заданной околоземной орбите. Единственный раз его использовали и в качестве основного двигателя при запуске в 1998 г. американского аппарата "Deep Space-1", рассчитанного на дальние полеты. Теперь и Европейское космическое агентство применило ионную тягу, так как она создает вдесятеро больший импульс на единицу массы горючего, чем обычное химическое топливо. Этот эксперимент агентства - часть далеко идущих его планов по изучению всей Солнечной системы - от Меркурия до пояса Койпера. Аналогичный аппарат к Меркурию предполагается запустить в 2011-2012 гг.

Сейчас "Smart-1" находится на сравнительно низкой околоземной орбите. Обращаясь по расширяющейся спирали, он постепенно достигнет высоты 200 тыс. км над Землей; уже здесь он в полной мере ощутит притяжение Луны, а в марте 2005 г. будет захвачен ею. Тогда, с помощью приборов, установленных на "Smart-1" (миниатюрной телекамеры, инфракрасного спектрометра и спектрометра, способного строить изображения объекта), и начнется реализация программы, нацеленной на решение проблемы происхождения нашего естественного спутника.

Инфракрасные карты Луны составлялись и ранее (например, приборами американского аппарата "Clementine"). "Smart-1" выполнит подробную съемку в тепловых лучах тех районов, которые вызывают наибольший интерес специалистов. Прибор охватывает 250 диапазонов частот, тогда как "Clementine" было доступно лишь пять.

В глубоких кратерах у южного полюса Луны будет осуществлен поиск излучений, характерных для воды и льда. Прямой солнечный свет туда не проникает, однако прибор в состоянии воспользоваться светом, отраженным от склонов кратера и преломляющимся ледяной коркой. Подобный эффект скорее всего будет очень слабым, но полгода пребывания на окололунной орбите позволит благодаря многократным наблюдениям получить ценную информацию о присутствии водного льда на этом небесном теле.

Сейчас наиболее распространена следующая гипотеза возникновения Луны: около 4.5 млрд лет назад Протоземля столкнулась с неким крупным небесным телом; затем выброшенные в космос обломки постепенно соединялись, пока у Земли не образовался ее естественный спутник.

Образцы лунных пород, доставленные астронавтами экспедиций "Apollo", говорят о том, что на Луне есть вещества, встречаемые в мантии Земли. Но малое число образцов и ограниченность районов, откуда они взяты, не позволяют делать решительные выводы о составе всей Луны. Солнечное рентгеновское излучение, попадая на лунную поверхность, вызывает в ее атомах флуоресценцию. Фотоны с характерными для каждого элемента длинами волн будет улавливать рентгеновский спектрометр аппарата "Smart-1".

Разработка бортовой инфракрасной аппаратуры осуществлялась специалистами во главе с С.Данкин (S.Dunkin; Лаборатория им.Резерфорда и Эпплтона в Чилтоне, Великобритания). Эксперименты в области рентгеновского излучения организованы сотрудниками той же лаборатории под руководством М.Гранде (M.Grande). Общее руководство миссией осуществляет итальянский ученый Дж.Ракка (G.Racca).

Science. 2003. V.302. №5642. P.35 (США).

Космические исследования

Продлена миссия "Улисса"

В феврале 2004 г. Комитет по научной программе Европейского космического агентства (ESA) одобрил решение о продлении финансирования космического аппарата "Улисс" до марта 2008 г. Это, уже третье, продление в истории совместного с НАСА проекта позволит "Улиссу" продолжить сбор важной информации о высокоширотной гелиосфере. В 2007-2008 гг. зонд в третий раз пролетит над полюсами Солнца. В отличие от последней встречи "Улисса" с Солнцем в 2000-2001 гг., пришедшейся на максимум солнечной активности, условия третьего пролета ожидаются более спокойными - какими они были в 1994-1995 гг., когда "Улисс" впервые посетил эти области гелиосферы. Однако предвидится и важное отличие.

Хотя солнечная активность следует хорошо известному 11-летнему циклу, состояние гелиосферы управляется 22-летним магнитным циклом. Поскольку во время недавнего солнечного максимума северный и южный магнитные полюса Солнца поменялись местами, магнитная полярность Солнца в 2007-2008 гг., отмечает Р.Марсден (R.Marsden; ESA), будет противоположна полярности его предыдущего минимума. Магнитное поле Солнца определяет траектории, по которым движутся сквозь гелиосферу заряженные частицы - космические лучи, солнечный ветер и даже межзвездные пылинки. "Улиссу" предстоит установить, есть ли какие-либо отличия в их поведении, вызванные сменой магнитной полярности.

Изучение окрестностей Солнечной системы с помощью "Улисса" оказалось удивительно плодотворным. Хотя главной целью было и остается изучение полярных областей Солнца, инструменты космического аппарата способны определять свойства отдельных атомов и пылинок, пролетающих сквозь гелиосферу. Многие важные измерения можно провести только тогда, когда "Улисс" находится на максимальном удалении от Солнца. Период с 2004 по 2006 г. предоставляет уникальную возможность расширить эти исследования.

Press Release ESA. 12 February 2004;

Космические исследования

Будущее космического телескопа "Хаббл"

Уже четырнадцатый год на околоземной орбите работает уникальный космический телескоп "Хаббл", благодаря которому получены ценные наблюдения, приведшие к открытиям в астрофизике, астрономии и геофизике. В марте 2002 г. аппарат в четвертый раз посетили американские астронавты с тем, чтобы провести очередной его осмотр и ремонт, а также установить новые научные приборы. Однако срок активной жизни "Хаббла" неумолимо близится к концу. В связи с этим НАСА США поручило независимой комиссии во главе с астрофизиком Дж.Баколлом (J.Bahcall; Институт перспективных исследований в Принстоне) выработать рекомендации относительно будущей судьбы этого космического телескопа.

НАСА запланировало лишь одно посещение "Хаббла" астронавтами, намеченное на 2005 или 2006 г., после чего в течение нескольких лет он должен под контролем быть сведен с орбиты и упасть на Землю. Однако авторитетная комиссия считает потерю телескопа нецелесообразной, поскольку инструмент мог бы еще не один год приносить пользу науке, для чего необходимо в ближайшие семь лет направить к нему две ремонтно-обновляющие экспедиции, способные выйти на соответствующую орбиту с помощью космических челноков. С.Бекуит (S.Beckwith) - директор Института космического телескопа (Балтимор, штат Мэриленд), специально созданного для работы с "Хабблом", отмечает, что продление срока жизни аппарата позволит сочетать его работу с новым космическим телескопом "Джеймс Уэбб" (Космический телескоп им.Джеймса Уэбба // Природа. 2004. №5. С.82.), который предстоит запустить в 2011 г. Телескоп "Джеймс Уэбб" будет иметь на борту 6-метровое зеркало и высокочувствительные приборы, способные регистрировать даже слабые источники ИК-излучения, которое недоступно аппаратуре "Хаббла", работающей в близком инфракрасном диапазоне. Особенно важно, что одни и те же объекты будут изучаться одновременно в разных диапазонах излучения. Член комиссии, лауреат Нобелевской премии по физике Ч.Таунс (Ch.Townes) подчеркивает необходимость получения непрерывного ряда наблюдений, без чего надежные однозначные выводы невозможны.

В итоге комиссия пришла к единогласному заключению: в 2010 г. следует провести шестое посещение "Хаббла" для возможного ремонта и замены некоторых частей его аппаратуры. Это потребует 300-600 млн долл. на саму миссию посещения и еще не менее 600 млн на обслуживание аппарата и его навигационных приборов. Однако ученые настроены оптимистично, учитывая, что "Хаббл", первоначально обошедшийся налогоплательщикам в 1.5 млрд долл., еще не исчерпал своих возможностей.

Science. 2003. V.301. №5636. P.1029 (США);
www.nasa.gov/pdf/49151main_hst-jwst.pdf

Планетология

На Нептун пришло лето

Астрономы и астрофизики из Университета штата Висконсин в Мэдисоне и Лаборатории реактивного движения НАСА США в Пасадене завершили под руководством Л.Стромовски (L.Stromovsky) обработку большого массива данных по наблюдению Нептуна, которые были проведены ими в 1996, 1998 и 2002 гг. и осуществлялись с помощью Космического телескопа "Хаббл".

Как выяснилось с начала изучения этой восьмой от Солнца планеты, в ее Южном полушарии неуклонно идет значительное потепление. Оно проявляется в росте количества облаков, что связано с увеличением тепловой энергии, поступающей от Солнца. Облачные полосы в атмосфере планеты становятся шире и ярче, несомненно свидетельствуя о наступлении "лета" в Южном полушарии Нептуна.

Нептун известен своей неукротимой погодой. Там постоянны мощные штормовые системы, скорость ветра в которых достигает 1400 км/ч. Но факт смены времен года на Нептуне наблюдателями зарегистрирован впервые, хотя в 1980 г. на него предположительно указывал астроном Дж.У.Локвуд (G.W.Lockwood; Ловелловская обсерватория, США).

Ось вращения Нептуна наклонена на 28° по отношению к плоскости его орбиты (у Земли - на 23.4°). В результате солнечное излучение, поступающее к планете, варьируется в ходе нептунианского года, продолжающегося 164.5 земных лет, порождая своеобразные "сезоны". Однако они выражены в 900 раз слабее, чем на Земле, вследствие значительного удаления планеты от Солнца.

Spaceflight. 2003. V.45. №7. P.269 (Великобритания).

Геофизика

Полярные сияния: взгляд изнутри

Сотрудники Геофизического института при Университете штата Аляска в Фэрбенксе провели в 2003 г. ряд экспериментов по изучению полярных сияний и связанных с ними геомагнитных и метеорологических явлений в верхних слоях атмосферы. Эти работы - часть серии экспериментов HIBAR (High Bandwidth Auroral Rocket - Авроральная ракета широкого диапазона).

На полигоне Покер-Флатс в Приполярье запускались на высоту около 385 км ракеты типа "Terrier-Black Brant" с измерительной аппаратурой на борту. Проникая сквозь полярное сияние, приборы регистрировали процессы турбулентности и связанные с ними высокочастотные волны.

На том же полигоне проводилась серия экспериментов по измерению частиц высоких энергий. Верхний конец одной из запущенных ракет совершал в полете значительные отклонения от вертикали, чтобы приборы могли вести измерения внутри дуги полярного сияния; третья ступень этой ракеты в разреженных слоях атмосферы переставала испытывать торможение и некоторое время двигалась в пространстве горизонтально. Спустя 19 мин после первого запуска отправлялась по обычной, вертикальной траектории ракета типа "Terrier-Orion". Сопоставление данных, полученных от обеих ракет, позволило более детально охарактеризовать геомагнитную обстановку в ближайших окрестностях Земли.

Каждая из ракет выбросила в верхней атмосфере порцию триметилалюминия - образовавшийся белый сверкающий хвост фиксировали и фотографировали выносные наблюдательные станции, расположенные на территории Аляски и Канады, благодаря чему с высокой точностью были определены направление и сила ветров в высоких слоях воздушного пространства.

На следующем этапе экспериментов в течение 5 мин были запущены четыре ракеты для непосредственных измерений силы и направления ветра; на двух из них приборы определяли в области полярного сияния интенсивность свечения заряженных частиц и мелкомасштабные электрические токи. Длинный хвост, образованный выброшенными веществами, тоже фотографировался камерами выносных станций.

Результаты проведенных экспериментов обрабатываются в Геофизическом институте Фэрбенкса.

Geophysical Institute Quarterly. 2003. V.18. №3. P.2 (США).

Электроника

Яркие электронные эмиттеры на углеродных нанотрубках

Источники электронов на основе углеродных нанотрубок уже сейчас составляют заметную конкуренцию традиционным металлическим и полупроводниковым устройствам благодаря хорошей проводимости, а также высокому аспектному отношению, обеспечивающему значительное усиление электрического поля. Эмиттеры, используемые в электронных микроскопах, должны характеризоваться не только большой плотностью тока эмиссии, но и (для достижения лучшего разрешения) высокой яркостью (определяемой как величина электронного тока, который может быть сфокусирован с данного телесного угла в пятно данного размера).

Специалисты компании "Philips Research Laboratories" (Голландия) детально исследовали яркость источников электронного пучка на индивидуальных многослойных нанотрубках диаметром менее 10 нм и длиной от 0.2 до 1 мкм, полученных стандартным электродуговым методом. Трубку монтировали на вольфрамовом острие зонда сканирующего электронного микроскопа, а на расстоянии нескольких миллиметров от нее располагали анод - тонкую углеродную пленку с отверстием диаметром 10 нм, необходимым для пролета электронов. Яркость эмиттера определяли по размеру пятна, которое электронный пучок создавал на экране, находящемся в нескольких сантиметрах от пленки. Измерения проводили при различных расстояниях между эмиттером и пленкой, а также между пленкой и экраном.

Подавая напряжение в несколько сотен вольт, исследователи получали у трубок ток эмиссии ~1 мкА, а яркость ~109 А/м2·В·ср - примерно на порядок выше, чем у эмиттеров Шоттки и вольфрамовых холодных полевых эмиттеров, которые считаются лучшими в своем классе.

Химия полимеров. Медицина

Менять ли стеклянные очки на пластиковые?

Мода на пластиковые солнцезащитные очки появилась лет 40 назад, и тогда же у специалистов возникли сомнения в их безопасности: такие очки, в отличие от обычных стеклянных, не задерживали лучи из ближней ультрафиолетовой области. Человеческий же глаз чувствителен лишь к видимому свету, и зрачок расширяется или сужается в зависимости от интенсивности излучения именно в этой части спектра. Пластиковые очки "обманывали" глаз: снижая поток видимого света, они заставляли зрачок расширяться, а сетчатка при этом получала избыточную порцию ультрафиолета.

С тех пор технология полимеров ушла далеко вперед, и сейчас пластиковые линзы успешно конкурируют со стеклянными. А как обстоит дело с проблемой ультрафиолетового облучения?

Известно, что вещество поглощает электромагнитное излучение, если энергия падающих квантов соответствует энергии переходов между различными уровнями состояний. В твердом теле так называемое фундаментальное поглощение имеет место при переходе электронов из валентной зоны в зону проводимости. В стекле запрещенная зона, разделяющая эти области, отвечает длине волны вблизи фиолетовой границы видимой части спектра. Величину запрещенной зоны можно изменять, варьируя состав и структуру вещества. Насколько успешно удалось приблизить по оптическим характеристикам пластик к стеклу, демонстрирует рисунок: у современной пластиковой линзы край поглощения расположен еще ближе к полосе видимого света, чем у стеклянной. Иными словами, химики-технологи научились получать полимерные материалы, не уступающие стеклу по своим защитным свойствам.

Спектры пропускания линз: стеклянной с нейтральным фильтром (1), прозрачной пластиковой (2) и пластиковой с напылением, снижающим пропускание (3)

© Исаков Д.В., кандидат физико-математических наук
Институт кристаллографии им.А.В.Шубникова РАН

Охрана природы

Перепись бенгальского тигра

Вдоль границы Индии с Бангладеш на 10 тыс. км протянулась гигантская область мангровых зарослей Сундарбан. Человека здесь встретить - большая редкость. Зато непроходимые чащи и марши (полосы низменных побережий моря) - привычное место обитания королевских бенгальских тигров (Panthera tigris), которых на всем земном шаре осталось, вероятно, около 600 особей.

Однако ни точная численность этого красивого и грозного зверя, ни его способность выживать и давать потомство, ни его поведение доподлинно не известны. Поэтому власти Индии и Бангладеш пришли к редкому для них согласию - провести совместную операцию под названием "Перепись тигров".

Так как встреча с тигром "лицом к лицу" чрезвычайно опасна (сундарбанские тигры убивают в среднем около 10 человек в год), зоологи и экологи предпочитают знакомиться с ним по оставленным следам. Специалисты умеют по гипсовому слепку отпечатка лап определять возраст, массу и пол зверя. Некоторые биологи полагают, что такая перепись будет недостаточно полной, и лучше бы установить на тигриных тропах автоматически действующие фотокамеры. Но многоопытные индийские ученые отрицают этот способ: в условиях очень влажной местности современная техника ненадежна. Все же нескольких тигров решено было временно обездвижить, выстрелив шприцем со снотворным, и снабдить ошейником с миниатюрным радиопередатчиком. Это позволит следить за перемещениями зверей.

К участию в переписи привлечено 460 биологов и лесников из обеих стран. Операцию финансирует Программа Развития при ООН (ПРООН), одно из направлений которой - сохранение биоразнообразия и защита окружающей среды.

Science. 2004. V.303. №5658. P.621 (США).

Экология

Жизнь в озерах поддерживают наземные экосистемы

Соотношения суммарного дыхания и суммарного фотосинтеза были получены, в частности, отечественными гидробиологами (Ю.И.Сорокиным и др.) еще в 1970-х годах (См. также: АлимовА.Ф. Элементы теории функционирования водных экосистем. СПб., 2000.). Принципиально новый шаг в изучении динамики углерода в водных экосистемах сделали недавно М.Пейс из Института экосистемных исследований в Милбруке (США) и его коллеги из нескольких научных учреждений США и Швеции (Pace M.L., Cole J.J., Carpenter S.R. et al. // Nature. 2004. V.427. P.240-243). Объектами экспериментов были два небольших, но довольно глубоких озера в штате Мичиган (площадь 1.2 и 1.4 га, максимальная глубина соответственно 12.2 и 19 м). В летние месяцы с движущейся лодки непосредственно в верхний слой водной толщи в течение 42 дней закачивали раствор NaH13CO3. Поскольку бикарбонат натрия содержал изотоп 13С, его дальнейшую судьбу можно было проследить. За время экспериментов уровень 13С заметно вырос как в озерной воде (в виде растворенного неорганического углерода), так и во взвешенном органическом веществе (сюда входят фито- и зоопланктон, бактерии, простейшие, частицы детрита). Очевидно, что 13СО2 быстро связывался фитопланктоном и включался в пищевые цепи. В частности, стабильный изотоп появился и в телах дафний, доминирующих планктонных животных, которые питаются фитопланктоном, а их самих потребляют хищники - молодь рыб.

Исследователи построили три модели динамики углерода в озерной экосистеме. В первой из них подразумевалось, что весь неорганический углерод верхнего слоя водной толщи фиксируется в процессе фотосинтеза, а затем переходит в тела дафний и во взвешенное органическое вещество. Какого-либо другого источника органического углерода (Сорг), помимо фотосинтеза в водоеме, эта модель не учитывала. Во второй предусматривалось, что Сорг не только образуется за счет фотосинтеза планктона, но и привносится с суши (содержание изотопа 13С, характерное для наземной растительности в районе озер, было известно). Третья модель представляла собой усложненный вариант второй: дополнительно учитывался еще и тот углерод, который был включен фитопланктоном некоторое время назад, а позднее вошел в пищевые цепи (с задержкой на 6 и 10 дней в разных вариантах модели). Сопоставив все три модели с имеющимися эмпирическими оценками, исследователи обнаружили, что с результатами экспериментов лучше всего совпадает третья модель, а хуже - первая, не принимавшая во внимание внешний источник Сорг.

Согласно расчетам, в исследованных озерах 40-50% углерода, содержащегося во взвешенном органическом веществе, образовалось на суше, а не в воде. В зоопланктоне доля "наземного" Сорг достигает 22-50%. Авторы подчеркивают: их выводы относятся к небольшим озерам, площадью 1-2 га. Не исключено, что в более крупных водоемах его доля будет не столь значительной. Кроме того, не ясно, каким образом органическое вещество включается в пищевые цепи - ведь в основном оно представляет собой соединения, устойчивые к разложению бактериями. В связи с этим особенно интересна недавно опубликованная работа немецких исследователей, которые показали, что в речной воде, освобожденной от всех живых организмов, около 25% растворенного Сорг переходит в дисперсную форму (Kerner M., Hohenberg H., Ertl S. et al. // Nature. 2003. V.422. P.150-154). В результате образуются структуры, напоминающие мицелий, с диаметром "нитей" 0.4-0.8 мкм, причем происходит это исключительно за счет физико-химических процессов, без участия организмов. Подобные скопления органического вещества могут не только служить субстратом для бактерий, но и непосредственно потребляться животными, которые питаются бактериями и детритом.

© Гиляров А.М.,
доктор биологических наук

Экология

Вирус против жаб

Ученые и общественность прилагают массу усилий, чтобы сохранить стремительно исчезающих на Земле земноводных и пресмыкающихся. Но в то же время изобретаются новые, изощренные способы борьбы с некоторыми видами животных! Речь идет, в частности, о тех, которые когда-то случайно или преднамеренно были вывезены за пределы своего ареала и, успешно там освоившись, создали реальную угрозу естественным природным экосистемам.

Один из ярких примеров - жаба-ага (Bufo marinus). Эту крупную - до 25 см длиной! - южноамериканскую жабу отличает живучесть, плодовитость и хороший аппетит. Она поедает все, что движется и может быть проглочено. А это не только всевозможные беспозвоночные, но и мелкие позвоночные животные, в том числе другие земноводные.

Когда-то жабу-агу начали расселять как эффективную защитницу сельскохозяйственных насаждений. Но в итоге прожорливая хищница обосновалась в различных уголках планеты и стала теснить местных обитателей. Надо отметить, что вселившаяся ага представляет опасность не только для местных земноводных, но и для более крупных животных. Одна из самых ядовитых земноводных, она далеко не безопасна и для человека. Секретами, выделяемыми ее кожей, индейцы смазывали наконечники стрел. Случайно схвативший агу хищник, например собака, погибает в муках.

Особенно страдает от иноземного вторженца Австралия. Неудивительно, что именно здесь разработана необычная методика борьбы с жабой-агой (Herp-Digest. 2003. V.3. №35.). Группа специалистов во главе с Т.Робинсоном (T.Robinson; Австралийское агентство CSIRO - Commonwealth Scientific and Industrial Research Organization) в ходе проведенных исследований выделила вирус, нарушающий метаморфоз личинок жабы. Внедренный в возникшие популяции вирус быстро в них распространяется, практически прекращая воспроизводство этих амфибий. Для других же видов земноводных он совершенно безопасен.

Ученые надеются, что применение нового метода позволит существенно сократить численность жабы-аги в Австралии. Для начального, двухлетнего этапа исследований федеральное правительство Австралии уже выделило 1 млн долл.