ѕ–»–ќƒј

оротко
–ецензи€
Ќовые книги

Ќќ¬ќ—“» Ќј” »

„то происходит в миллиардах световых лет от нас?
„то случилось с —олнцем?
ћеждународные исследовани€ в јнтарктиде
ѕоказатели холодного времени года в ћоскве
ћорской планктон - над ¬еликими равнинами
√еоботаническа€ карта јрктики
»скопаемые эмбрионы: в поисках родителей. ѕетров ѕ.Ќ.
Ќеандертальцы нам не предки
Ђ» вечный бойЕї
 огда разошлись индоевропейские €зыки?

осмические исследовани€

„то происходит в миллиардах световых лет от нас?

—амые удаленные от —олнечной системы области ¬селенной остаютс€ малоизучеными не только из-за немыслимых рассто€ний, но еще и потому, что спр€таны за гигантскими облаками космической пыли, закрывающими перспективу дл€ наблюдателей на «емле. Ќыне этот УзанавесФ начинает понемногу раздвигатьс€ с помощью американского аппарата УSIRTFФ (УSpace Infrared Telescope FacilityФ - У осмическое инфракрасное телескопное устройствоФ). Ётот спутник, названный в честь американского астрофизика Ћаймана —питцера, был запущен с мыса  анаверал (‘лорида) в августе 2003 г. »м завершаетс€ эпопе€ УGreat Observatory ProgramФ, в которой уже участвовали знаменитый телескоп У’абблФ, обсерватори€ космических лучей У омптонФ и рентгеновска€ обсерватори€ У„андраФ. — 1990 г. У’абблФ - один из крупнейших и сложнейших аппаратов своего времени - провел ценные наблюдени€ в ультрафиолетовой, видимой и близкой инфракрасной полосах излучени€. У омптонФ, запущенный годом позже, собрал информацию о гамма-лучах и о наиболее мощных физических процессах во ¬селенной - рождении сверхновых звезд, их эволюции и взрывной гибели, а также о роли черных дыр в возникновении грандиозных потоков рентгеновского излучени€. Ќаконец, У„андраФ - целиком рентгеновский инструмент - работает в космосе с 1999 г.; он способен регистрировать поведение вещества вплоть до самого его падени€ на черную дыру, а также рентгеновское излучение, идущее из космического облака таких размеров, что свет преодолевает его толщу не менее чем за 5 млн лет.

началу 2004 г. наблюдательные приборы зонда У—питцерФ были точно сфокусированы и охлаждены до температуры около 5  (Ц268∞—); все бортовое оборудование работает нормально, и это придает участникам эксперимента уверенность, что в течение ближайших 2.5-4 лет они получат уникальные сведени€ о скрытых пылевыми облаками или слишком удаленных и весьма холодных объектах, в том числе о красных карликах и красных гигантах. ¬озможно и открытие сверхмассивных черных дыр, веро€тно, скрытых в центре нашей и других галактик.

—уществуют объекты, именуемые сверхъ€ркими галактиками, которые оптимально наблюдаютс€ в инфракрасной полосе частот. ћногие из них образуют пары сближающихс€, сталкивающихс€ и сливающихс€ галактик - приборы У—питцераФ помогут пон€ть природу этих событий. ¬первые по€вл€етс€ возможность построить надежную карту распределени€ звезд в √алактике.

¬ажнейших открытий можно ожидать от изучени€ фонового инфракрасного излучени€, возникшего в процессе образовани€ ¬селенной. ќно, как полагают, происходит от множества невидимых нам галактик, слишком слабых или слишком близко друг к другу расположенных, что преп€тствует их наблюдению с «емли.  ак известно, органические молекулы тоже излучают в инфракрасном диапазоне, и приборы У—питцераФ способны это излучение обнаруживать.

–аботе инфракрасного телескопа могло бы помешать его собственное тепло. ќно устран€етс€ сначала системой, использующей низкую температуру космического пространства, а затем - криогенным бортовым устройством, содержащим жидкий гелий. Ётот сравнительно недорогой способ примен€етс€ впервые.

—лежение за аппаратом и отдачу команд ведет принадлежаща€ Ќј—ј —еть св€зи с глубоким космосом. ќна принимает научную информацию каждые 12 ч. Ќаучный руководитель - ћ.¬ернер (M.Werner), за физические и астрономические наблюдени€ отвечает Ё. инни (A.Kinney), оба - научные сотрудники Ќј—ј. –асходы на всю операцию составили 1.5 млрд долл.

Spaceflight. 2003. V.45. є12. P.498 (¬еликобритани€).

јстрофизика

„то случилось с —олнцем?

концу 2003 г. максимум солнечной активности, пришедшийс€ на 2001 г., был уже далеко позади, и поэтому астрономы считали совершенно естественным, что 17 окт€бр€ 2003 г. солнечный лик выгл€дел почти совсем чистым: на нем были заметны лишь несколько мелких п€тен. Ќо следующие сутки наверн€ка войдут в историю многолетних наблюдений за —олнцем: внезапно область солнечного п€тна є10 484 стала на глазах бурно разрастатьс€, и вскоре п€тна покрыли более полуторамиллионной доли видимой поверхности —олнца (что вдес€теро превышает всю поверхность «емли!). ѕосле очередного оборота —олнца вокруг своей оси область п€тна є10 486, представша€ глазам земного наблюдател€, была буквально испещрена гигантскими УродинкамиФ. ѕричем этот факт некоторым ученым удалось обнаружить еще тогда, когда п€тниста€ область находилась на обратной стороне —олнца. Ёто стало возможным благодар€ новому методу - гелиосейсмической голографии, позвол€ющей строить карты магнитной активности даже на обратной стороне звезды.

31 окт€бр€ 2003 г. суммарна€ площадь п€тен уже в 15 раз превышала поверхность нашей планеты. —обытие было провозглашено УрекордсменомФ за текущий цикл солнечной активности. Ќо и этого природе показалось мало: как бы из ничего вдруг начала рождатьс€ еще одна область п€тен. ѕроцесс шел очень быстро, и всего за одни сутки там образовались три гигантских группы п€тен, кажда€ крупнее ёпитера. »х можно было наблюдать с «емли, прикрыв глаза плотным светофильтром, а в  алифорнии, охваченной в то врем€ мощным лесным пожаром, дымова€ завеса позвол€ла видеть это грандиозное событие без каких-либо ухищрений.

—пециалисты же, нацелив на —олнце множество астрономических инструментов, наблюдали редкостную вспышку рентгеновского излучени€, исход€щего из области скоплени€ молодых п€тен и перепутанных магнитных полей. ¬ трех различных област€х —олнца удалось зарегистрировать в сумме 10 вспышек самого мощного класса.

¬скоре возбужденные области стали одна за другой уходить на обратную сторону —олнца и, казалось, все начало успокаиватьс€. Ќо внезапно возникло новое сверхизвержение масс плазмы из солнечной короны, причем такое сильное, что от рентгеновских лучей зашкалило приборы на американском спутнике УGOESФ. ¬спышек такой мощности еще никто не наблюдал с середины 1970-х годов, когда рентгеновские лучи вообще начали фиксировать спутниковыми приборами. ¬се три колоссальных п€тна, породивших эти грандиозные вспышки, по€вились одно за другим в течение трех недель, тогда как обычно такое событие может в сумме наблюдатьс€ разве что за целый год. ¬ыброшенные из короны —олнца частицы в двух случа€х устремились к «емле со скоростью свыше 8 млн км/ч и преодолели это рассто€ние менее чем за 20 ч.

29 окт€бр€ 2003 г. на «емле началась геомагнитна€ бур€ наивысшей категории. ќна продолжалась всего около 3 ч и завершилась так скоро, веро€тно, потому, что магнитна€ компонента выброса из солнечной короны была направлена не пр€мо в нашу сторону. Ёта случайность и спасла земл€н от геомагнитной бури еще большей интенсивности и продолжительности. “ак что же произошло с —олнцем? ѕри анализе архивных данных, относ€щихс€ к минувшим циклам, можно заметить, что наиболее крупные вспышки обычно возникают уже по завершении солнечного максимума, когда крива€ активности идет вниз. “акое случалось уже дважды за последние три-четыре дес€тилети€. “ак же ведут себ€ и геомагнитные бури на «емле: самые ее жестокие штормы чаще всего приход€тс€ на пару лет до или после солнечного максимума.

Ѕольшинство астрофизиков в произошедших событи€х не вид€т оснований дл€ беспокойства. ѕросто мы накопили еще слишком мало свидетельств о бурном нраве нашей ближайшей звезды.

Spaceflight. 2003. V.46. є2. P.50 (¬еликобритани€).

јстрофизика. “ехника

јнтиматери€: обнаружить и изучить

ѕо современным физическим и астрофизическим представлени€м, не менее половины всего сущего во ¬селенной состоит из антиматерии. ќднако обнаружить ее до сих пор не удалось. Ќи один из тщательно разработанных экспериментов, в том числе на высотных баллонах, не привел к ее открытию в потоке космических лучей, поступающих на «емлю.

ѕроект AMS (Alfa Magnetic Spectrometer), разработанный физиком —.“ингом (S.Ting; ћассачусетсский технологический институт в  ембридже), предусматривает запуск на одном из американских шаттлов измерительных приборов дл€ размещени€ их на космической станции. ќрганизаторы проекта надеютс€, что магнитный спектрометр оригинальной конструкции сумеет улавливать частицы высоких энергий, регистрировать их скорость и отклонение в магнитном поле, что позволит обнаружить €дра антиматерии. ¬ основе прибора - сверхпровод€щий магнит с высокочувствительным детектором и св€занна€ с ним регистрирующа€ аппаратура. ¬ эксперименте, стоимость которого около 840 млн долл., участвуют специалисты из ÷≈–Ќа (∆енева, Ўвейцари€),  Ќ–, р€д американских аэрокосмических фирм, а всего - представители 16 государств.

Ќесмотр€ на известную УпродвинутостьФ проекта, по€вилась неопределенность в его осуществлении в установленные сроки: президент —Ўј ƒж.Ѕуш распор€дилс€, чтобы Ќј—ј сосредоточило усили€ на тех экспериментах, которые напр€мую св€заны с пребыванием в космосе человека. Ёто отодвигает фундаментальные исследовани€, к которым относитс€ и поиск экзотических частиц и темной материи, на второй план. Ќаучный коллектив Ќј—ј ищет пути, св€зывающие проект AMS с проблемами жизнеде€тельности астронавтов, в частности с магнитной защитой от опасной дл€ астронавтов составл€ющей космических лучей.

–азрабатываетс€ также запасной вариант, по которому комплект приборов будет запущен непосредственно ракетой-носителем, без использовани€ шаттла, и перейдет затем в свободный полет. ќднако это потребует серьезных изменений в энергопитании приборов и системах их контрол€.

Science. 2004. V.303. є5664. P.1590 (—Ўј).

јстрономи€

ќблако ќорта стало видимым

≈ще в начале XX в. голландский астроном ян ’ендрик ќорт (J.H.Oort) предсказал существование скоплени€ мелких и средних по размерам небесных тел непосредственно за внешними пределами —олнечной системы, которое было названо облаком ќорта. ѕервым же ќорт определил это скопление в качестве источника большинства (если не всех) комет, которые, в отличие от самого облака, станов€тс€ наблюдаемыми, влета€ в более близкие к нам области —олнечной системы. —огласно вычислени€м ќорта, это облако простираетс€ на рассто€ние около 150 тыс. а.е. от —олнца (напомним, 1 а.е. равна рассто€нию между «емлей и —олнцем, 150 млн км). Ќезначительные размеры вход€щих в состав облака тел делали их на таком рассто€нии неразличимыми дл€ земного наблюдател€.

Ќо вот в но€бре 2003 г. американские астрономы во главе с ћ.Ѕрауном (M.Brown;  алифорнийский технологический институт в ѕасадене) объ€вили о том, что им удалось наблюдать отдельное небесное тело в составе облака ќорта. ќбъекту предложили дать название —една - по имени иннуитской (эскимосской) богини мор€. Ёто покрытое льдом тело находитс€ на таком удалении от —олнца, которое более чем вдвое превышает рассто€ние между светилом и планетой ѕлутон. ƒиаметр —едны, веро€тно, составл€ет около трех четвертей поперечника ѕлутона.

ѕросмотр снимков неба, сделанных в 2001 г., показали, что —едну астрономы, не веда€ того, УзасекалиФ еще тогда: на фотографи€х она запечатлена как чрезвычайно медленно перемещающа€с€ светла€ точка. ¬идимо, ее орбита очень выт€нута и эксцентрична: один полный оборот —една совершает за 10 500 лет. «а это врем€ она уходит от —олнца на рассто€ние в 900 а.е.

Ѕлагодар€ открытию —едны стало €сно, что в облаке ќорта содержитс€ значительно больша€ масса вещества, чем полагали до сих пор, а само облако со стороны своей внутренней области располагаетс€ ближе к —олнцу, чем считали прежде.

Science. 2004. V.303. є5665. P.1743 (—Ўј).

ѕланетологи€

” ћарса €дро жидкое?

«емлю и ћарс часто называют близнецами. ƒействительно, многое в их строении имеет существенное сходство. ¬ начале эволюции оба небесных тела были раскалены в такой степени, что, веро€тно, достигли расплавленного состо€ни€. ” «емли и по сей день €дро, несомненно, жидкое, а поскольку ћарс уступает в размерах, то остывание €дра шло у него быстрее и отвердеть оно могло раньше.

”тверждение, будто у ћарса сегодн€ не может быть жидкого €дра, поставили под сомнение около 10 лет назад американские космофизики √.Ўуберт и “.—пон (G.Schubert, T.Spohn), указавшие, что разница в химическом составе планет не позвол€ет уверенно проводить простую экстрапол€цию, опира€сь лишь на то, что мы знаем о строении «емли. » вот теперь „.‘.…одер, ј. оноплив, ƒ.Ќ.ёань (Ch.F.Yoder, A.Konopliv, D.N.Yan) и другие сотрудники Ћаборатории реактивного движени€ в ѕасадене (—Ўј) нашли практические свидетельства того, что железное €дро ћарса еще жидкое.

—ведени€ о глубинном строении  расной планеты обычно черпают из нескольких источников. ќдин из них - метеориты марсианского происхождени€; другой - наблюдаемое отсутствие у ћарса глобального магнитного пол€; о многом свидетельствуют также обща€ масса планеты и ее момент инерции.

ћомент инерции ћарса указывает на существование достаточно плотного €дра и позвол€ет определ€ть его размер. ќднако неточность наших сведений о плотности и размерах €дра все еще велика - эти параметры завис€т от температурного профил€ и количества легких элементов в его составе, о чем мы можем пока судить лишь приблизительно. ѕоэтому дл€ создани€ модели внутреннего строени€ ћарса специалисты ищут иные подходы.

ѕрит€жение —олнца и других тел —олнечной системы вызывает на ћарсе, как и на «емле, €влени€ глобального масштаба. ¬ первую очередь - это приливы и прецесси€ с нутацией, т.е. перемещение оси вращени€ небесного тела в пространстве. — приливами и отливами св€заны смещени€ поверхностной оболочки и перераспределени€ масс внутри планеты. ѕериоды изменений св€заны с движением ћарса по орбите и, в меньшей степени, - с вли€нием марсианских УлунФ ‘обоса и ƒеймоса.

ƒл€ изучени€ всех таких €влений необходимы длительные наблюдени€ - по меньшей мере годичные, а лучше - многолетние. Ќо данные о гравитации на поверхности ћарса, о приливах и нутации (покачивании оси вращени€ планеты) могут быть получены почти исключительно путем создани€ сети геофизических приборов на самой планете. ѕравда, некоторую информацию можно собрать с помощью искусственных спутников ћарса, например орбитальной обсерватории УMars Global SurveyorФ (УMGSФ), на которую вли€ют силы прит€жени€, возникающие при перераспределении масс в св€зи с приливами. “аким образом, сведени€ о реакции планеты на приливное воздействие могут быть вы€снены путем точного определени€ тех изменений, которые наблюдаютс€ в орбите аппарата УMGSФ, а поскольку они завис€т от внутреннего строени€ планеты, по€вл€етс€ возможность хот€ бы приблизительно судить и о свойствах €дра.

…одер с сотрудниками нашли новый метод косвенного определени€ гравитационного эффекта, вызванного приливами. »спользу€ достаточно точные данные, собранные за три года спутниковых измерений, участники работы пришли к выводу: наличие полностью твердого €дра дл€ ћарса невозможно; по крайней мере часть его должна быть жидкой.

Science. 2003. V.300. є5617. P.260, 299 (—Ўј).

ќрганизаци€ науки

онкурс русских инноваций

¬ июне 2004 г. в ћоскве состо€лось награждение победителей 3-го  онкурса русских инноваций. Ётот проект открыт дл€ всех желающих, он организован в 2002 г. по инициативе журнала УЁкспертФ при поддержке ћинистерства образовани€ и науки –‘, ћинистерства атомной энергии –‘, акционерной финансовой компании У—истемаФ и компании УIntelФ. «а три года рассмотрено более 1300 за€вок; нынешний конкурс собрал 413 (несколько больше прошлогоднего). ѕо замечанию руководител€ проекта ƒ.ћедовникова, така€ тенденци€ опровергает прогноз скептиков, утверждающих, что Уинновационные сливки –одиныФ уже сн€ты и число конкурсантов будет неизбежно убывать.

√еографи€ конкурса 2004 г. осталась прежней: лидерство ћосквы, ћосковской обл. и —анкт-ѕетербурга, далее - Ќовосибирск,  алуга (с участием ќбнинска), ”фа, „ел€бинск (благодар€ атомграду —нежинску) и ≈катеринбург. »з представленных на конкурс работ определились 12 победителей - по восьми номинаци€м и четырем специальным преми€м.

√ран-при удостоена группа специалистов из стран ≈вросоюза и —Ќ√, возглавл€ема€ физиком ћ.Ќунупаровым, основателем компании УQmoduleФ, - за проект УЁлектроника без батарейФ. ѕредставленные приборы (беспроводные выключатели, дверные замки и другие устройства) содержат микросхемы и датчики, питающиес€ от мускульной энергии человека. Ќунупаров с коллегами сконструировали пьезоэлектрический конвертор, подобный используемому в газовых зажигалках, и вмонтировали его под клавишу переключател€. ѕри нажатии клавиши генерируетс€ очень слабый ток, достаточный, однако, дл€ питани€ современного чипа.

јвторы проекта считают, что на базе такого пьезоконвертора можно создать компьютерную мышь, дистанционные датчики давлени€ и вибраций дл€ использовани€ в строительстве и энергетике, а также любые другие автономные устройства. ¬ажно, что такие экологически чистые пьезоконверторы могут существенно сократить применение химических источников тока (батареек) - одного из наиболее опасных загр€знителей окружающей среды.

¬ номинации УЋучший перспективный проектФ отмечены сотрудники √ематологического научного центра –јћЌ за разработку биочипов на основе иммуноглобулинов.

—оздание и использование в медицине белковых биочипов - огромное достижение биотехнологии последних лет. Ќа крохотной пластиковой пластинке (5і10 мм2), вмещающей несколько тыс€ч разных микротестов, можно одновременно определ€ть патогены, аллергены, онкогены, лекарства, наркотики и даже генетические дефекты. “ака€ технологи€ замен€ет целые иммунологические лаборатории и увеличивает производительность многих диагностических методов в дес€тки тыс€ч раз.

—пециалисты √ематологического центра вместе с сотрудниками »нститута теоретической и экспериментальной биофизики создают комплекс, включающий оборудование дл€ изготовлени€ биочипов, устройство дл€ контрол€ качества, прибор дл€ считывани€ информации и программное обеспечение. ќни предложили новый способ нанесени€ белкового раствора на матрицу: вместо обычного автоматического микроманипул€тора используетс€ электронапыление. “акой метод позвол€ет одновременно изготовл€ть тыс€чи микрочипов, экономить белковый раствор и врем€ (1 мкл раствора напыл€етс€ на 100 тыс. точек за 30 с). –азработчики предлагают с помощью таких биочипов вы€вл€ть урогенитальные инфекции (сегодн€ только в ћоскве потребность в них составл€ет не менее 1 млн штук в год). ¬ дальнейшем биочипы найдут самое широкое применение при диагностике и контроле лечени€ многих заболеваний: они позвол€т определ€ть содержание вредных веществ в окружающей среде, а в криминалистике - обнаруживать следы наркотиков, €дов, взрывчатых веществ, проводить идентификацию личности, а также могут примен€тьс€ в биологических и медико-биологических исследовани€х.

¬ номинации УЋучша€ инноваци€ дл€ ѕодмосковь€Ф премию получил руководимый Ё.Ќ.—оболем коллектив научно-производственной фирмы У“ермикс-ЌаукаФ (г.“роицк) - за метод лазерной коррекции хр€щей носа. Ёта принципиально нова€ процедура, бескровна€ и безболезненна€, уже апробирована в лор-клинике ћосковской академии им.».ћ.—еченова на 250 пациентах. —огласно статистике, четверть населени€ планеты имеет искривлени€ хр€щей носа, причем у 10-15% этот дефект вызывает затрудненность дыхани€. ¬ –оссии почти 1 млн человек нуждаетс€ в подобной операции, а их сейчас делаетс€ около 80 тыс. в год.

Ќова€ технологи€ основана на действии локального кратковременного лазерного нагрева, вызывающего разм€гчение хр€щевой ткани. Ётот эффект был открыт —оболем, возглавл€ющим лабораторию в »нституте проблем лазерных и информационных технологий –јЌ. –азм€гченную ткань можно лепить, как пластилин, и с помощью специальной аппаратуры придавать ей желаемую форму. ќстыва€, хр€щева€ ткань обретает исходную упругость.  омплекс включает не только инфракрасный волоконный лазер и инструмент дл€ коррекции формы носовой перегородки, но и контрольно-диагностическую систему с обратной св€зью.

—пециалисты считают, что новый метод можно использовать дл€ лечени€ некоторых заболеваний позвоночника; например, в пор€дке клинических испытаний сделано уже 1115 операций по коррекции межпозвоночных дисков. ћетод можно использовать также в косметологии и пластической хирургии, лечить артриты и артрозы.

ѕресс-релиз У онкурс русских инноваций-2004Ф

‘изика

¬ нанотрубках имоголита можно хранить природный газ

японские ученые предложили использовать дл€ хранени€ природного газа искусственный имоголит - аналог водного алюмосиликатного нанотрубчатого минерала вулканического происхождени€.

»сследователи получали нанотрубки имоголита методом гидротермального синтеза. јдсорбцию метана синтезированным и природным (контрольным) образцами измер€ли взвешиванием на электронных весах в стальной €чейке при температуре 21∞— и давлении до 8 ћѕа. »зотерму сорбции вод€ного пара определ€ли с помощью прибора УBELSORP-18Ф при 25∞—.

»скусственный образец состо€л из закрученных пучков, содержавших множество индивидуальных нанотрубок, его удельна€ поверхность равн€лась 222 м2/г (у контрольного этот показатель 297 м2/г); он имел значительную фракцию пор радиусом 0.35 нм (средний радиус пор природного образца ~0.55 нм). —орбционна€ емкость по отношению к метану у синтезированного имоголита оказалась равной 50.6 мг/мл при 4.05 ћпа (у природного - 42.5 мг/мл при 4.09 ћпа), что значительно выше значени€ этой величины при хранении природного газа под давлением (28 мг/мл при 4.0 ћѕа).  оличество адсорбированной воды увеличивалось пропорционально давлению, достига€ максимума ~80 масс.% у синтетического имоголита и ~60 масс.% у природного. ƒл€ повышени€ сорбционной емкости по воде и метану необходимо регулировать микро/мезопористую структуру поверхности и ее гидрофильные/гидрофобные свойства.

¬ насто€щее врем€ ученые изучают возможность модификации поверхности имоголита с целью создани€ многоцелевого адсорбента.  роме того, ожидаетс€, что использование алюмосиликатных нанотрубок, обладающих высокой сорбционной емкостью по метану, позволит существенно улучшить существующие методы хранени€ природного газа.

Journal of Materials Science. 2004. V.39. P.1799;

Ёлектроника

Ёлектронна€ голографи€ кристаллов

¬ последние дес€тилети€ мощным инструментом изучени€ структуры твердых тел стала просвечивающа€ электронна€ микроскопи€. —очета€ этот метод с цифровой регистрацией и компьютерной обработкой получаемого изображени€, исследователи обрели возможность УфотографироватьФ смещени€ атомов на рассто€ни€, значительно меньшие посто€нной решетки (например, визуализировать поле упругих деформаций вокруг элементарной дислокации в кристалле кремни€ с разрешением 0.003 нм), а также получать УкартыФ распределени€ химических элементов в образце (Hutch M.J., Snoeck E., Kilaas R. // Ultramicroscopy. 1998. V.74. P.131-146; Bayle-Guillemaud P., Barbier A., Mocuta C. // Ibidem. 2001. V.88. P.99-110).

ќднако один из самых интересных и активно развивающихс€ методов электронной микроскопии - электронна€ голографи€ (McCartney M.R., Dunin-Borkowski R.E., Smith D.J. Electron holography of magnetic nanostructures // Magnetic Microscopies of Nanostructures / Eds H.Hopster, H.P.Oepen. Springer-Verlag, 2004). ќна основана на том, что магнитное и электрическое пол€ внутри образца вли€ют на фазу электронного пучка. ≈сли на регистрирующую поверхность одновременно с пучком, прошедшим сквозь образец, направить когерентный ему опорный, полученна€ интерференционна€ картина (как и в оптической голографии) зафиксирует информацию о фазовом сдвиге, приобретенном пучком при прохождении образца. ƒальнейша€ компьютерна€ обработка полученного изображени€ (фурье-преобразование, выделение возникшей в результате фазового сдвига боковой полосы, ее центрирование и обратное фурье-преобразование) позвол€ет создать Уфазовую фотографиюФ образца.

–аспределение магнитного пол€ в цепочке наночастиц FeNi, полученное методом электронной голографии (вверху). Ќа фоне частиц видны фазовые контуры, соответствующие лини€м магнитного пол€, а внутри конечной частицы - вихрь. —хематическа€ диаграмма (внизу) представл€ет трехмерную структуру цепочки.

— ее помощью можно получить картину распределени€ магнитного пол€, и такие исследовани€ уже проведены дл€ анизотропных магнитных пленок и различных наноструктур (включа€ исследование цикла перемагничивани€ элементов магнитной записи), кристаллов магнетита, образованных в результате жизнеде€тельности некоторых бактерий и т.д.  артина распределени€ электрических полей получена дл€ полупроводниковых гетероструктур.

–азрешение электронной голографии достигает 1 нм, или примерно 10 посто€нных решетки.   сожалению, из-за сложности обработки изображений применить этот метод дл€ изучени€ процессов в динамике пока невозможно. ќднако и электронно-микроскопическа€ аппаратура, и возможности вычислительной техники быстро развиваютс€, так что в ближайшем будущем мы несомненно станем свидетел€ми новых успехов в этой области.

Ѕиохими€

расный пот гиппопотамов

ожа гиппопотамов (Hippopotamus amphibious) покрыта красновато-коричневым налетом. „то это за вещество, откуда оно беретс€ и дл€ чего нужно гиппопотамам?

Ќа эти вопросы ответили €понские биохимики  .’асимото и его коллеги по ‘армацевтическому университету в  иото. ќказалось, что налет образуетс€ в результате полимеризации и окислени€ двух различных небензольных ароматических пигментов, содержащихс€ в поте животных.

—трого говор€, похожа€ на кровь жидкость, выступающа€ на коже гиппопотамов, - это не пот, так как она выдел€етс€ не внутрикожными, а подкожными железами. ¬начале она бесцветна, но на воздухе за несколько минут окрашиваетс€ в кроваво-красный цвет, а затем из нее образуетс€ нерастворимый коричневый налет.

”ченые выделили из этой жидкости два разных пигмента, получивших название гиппопотовой и норгиппопотовой кислот. ќни обладают сходной структурой, €вл€€сь, по-видимому, метаболитами аминокислот фенилаланина и тирозина; в очищенном виде эти пигменты очень нестойки, но, высыха€ на поверхности кожи животных в присутствии слизи, сохран€ют свой цвет несколько часов, а затем полимеризуютс€ в твердое коричневое вещество.

—пектры поглощени€ этих пигментов в ”‘- и оптическом диапазонах указывают, что они могут защищать гиппопотамов от солнечных ожогов.  роме того, в эксперименте красный пигмент подавл€л рост патогенных бактерий Pseudomonas aeruginosa A3 и Klebsiela pneumoniae, причем при более низких концентраци€х, чем обнаружены на коже гиппопотамов.

Nature. 2004. V.429. є6990. P.363 (¬еликобритани€).

ќрнитологи€

«ачем казуару гребень?

Ётот вопрос уже долгие годы занимает орнитологов.  азуар - крупна€ нелетающа€ птица из семейства Caseariidae - обитает в тропических лесах Ќовой √винеи и северной части јвстралии. ≈го голова украшена мощным гребнем-УшлемомФ. ¬рем€ от времени казуар оглашает окрестности громким раскатистым ревом. Ѕиолог ƒж.ƒжонс (J.Jones; ”ниверситет штата  алифорни€ в —ан-ƒиего, —Ўј) и его коллеги, проанализировав магнитофонную запись рева казуара, обнаружили, что частично он попадает в область ультразвука, доход€ до частот ~23 к√ц (слышима€ человеческим ухом область заканчиваетс€ на 20 к√ц). –едкое среди сухопутных животных умение издавать ультразвук полезно дл€ казуара - акустические волны этого диапазона хорошо распростран€ютс€ в густых заросл€х. ”ченые пришли к выводу, что гребень служит приемником звука. Ќа это, по их мнению, указывает строение УшлемаФ: внешний его слой роговой, а внутри находитс€ полужидка€ масса, котора€ св€зана с внутренним ухом птицы, куда передаютс€ звуковые вибрации.

»сследовани€ми биологов заинтересовались представители других дисциплин, в том числе палеонтологи. –анее они не могли пон€ть назначение гребней на головах некоторых УхохлатыхФ динозавров (например, овирапторов), теперь же полагают, что эти Уукрашени€Ф вполне могли служить приемниками акустических сигналов.

Science. 2003. V.302. є5647. P.981 (—Ўј).

ќрганизаци€ науки. √еотектоника

ћеждународные работы в јнтарктиде

ћеждународна€ комплексна€ экспедици€, в состав которой входили геодезисты, геофизики и геологи из јвстралии, √ермании и –оссии, успешно работала в ¬осточной јнтарктиде (cм. также: “алалай ѕ.√. ќчередной шаг к исследованию древнего льда јнтарктиды // ѕрирода. 2004. є8. —.84-85) южнопол€рным летом 2003-2004 гг. ќсновным объектом изучени€ был грабен Ћамберта (назван в честь немецкого астронома »оганна √енриха Ћамберта, жившего в XVIII в.). Ётот опустившийс€ участок земной коры, или ров, отделенный от смежных глыб тектоническими разрывами, интересен специалистам (как и соседний с ним ледник Ћамберта) тем, что хранит свидетельства движени€ литосферных плит, на которых расположены јвстрали€ и јнтарктида.

Ќа австралийскую южнопол€рную станцию ƒейвис экспедици€ прибыла на борту научно-исследовательского судна УAurora AustralisФ, а затем санно-тракторным поездом была доставлена к подножию горы  ресуэлл, преодолев по ледникам 680 км. ќсновав полевой лагерь и семь выносных станций на окрестных возвышенност€х, ученые приступили к гравиметрической и геодезической съемкам, использу€ два легких вертолета. –аботы велись на высокогорь€х (1100-2000 м над ур.м.) при минусовых температурах (ночью до Ц20∞—) и сильном ветре. ѕол€рникам удалось установить сеть геодезических станций с высокоточными географическими координатами, что позвол€ет надежно определ€ть тектоническую активность и движение земной коры в районе грабена Ћамберта.

»сследовани€ координировались с данными американского спутника УICESATФ. ƒо сих пор большинство спутников, двига€сь над ёжным полушарием, достигали лишь 70∞ю.ш.; над главными ледниковыми шапками јнтарктиды они обычно не пролетали. УICESATФ, выведенный на орбиту в 2002 г., проходит непосредственно над ёжным географическим полюсом, и его высотомерна€ система хорошо калибруетс€ наземными пунктами в различных точках Ћедового континента. ¬ работах активную роль играли сотрудники ƒрезденского университета (‘–√).

≈ще в 60-70-х годах австралийские пол€рники соорудили наземную геодезическую сеть и на ее основе построили карту района хребта ѕринс-„арльз, в южной части которого и находитс€ грабен Ћамберта. Ќо ее точность местами не превышала и 30 м, что не позвол€ло определ€ть истинное тектоническое движение земной коры. Ќынешн€€ экспедици€, основав 21 контрольную геодезическую точку в южной части этих гор, создала услови€ дл€ измерений с точностью около 2 мм!

√еологи экспедиции использовали возможность вз€ть образцы пород со сравнительно редких здесь вершин, выступающих над мощным ледниковым покровом; они способны многое рассказать о нижележащих геологических структурах, их эволюции, геохимии, геохронологии и геоморфологии. јнализ образцов проводитс€ в лаборатори€х √ермании и јвстралии.

¬ свое врем€ французские ученые создали сеть DORIS (Doppler Orbitography and Ranging System), позвол€ющую точно определ€ть географические координаты местности. ƒва пункта этой сети, расположенные на јвстралийском континенте (на ћаунт-—тромло и у пос.ярагади) также использовались дл€ измерени€ скорости и направлени€ движени€ ледника Ћамберта. — четырех французских спутников информаци€, собранна€ над јнтарктидой, УсбрасываласьФ во врем€ прохождени€ над ≈вропой в распор€жение центра данных в г.“улузе. ќна содержала сведени€ о том, насколько продвинулс€ ледник всего за 1 ч, прошедший между пролетами над ним двух спутников. ”становлено, что в труднодоступном районе ледника Ћамберта, наход€щемс€ в 600 км от побережь€, скорость составл€ет около 1 м/сут, а по мере приближени€ к морю значительно увеличиваетс€. ¬ 2004 г. космогл€циологические и геодезические работы ведутс€ на леднике —Єрсдал€, вблизи австралийской пол€рной станции ƒейвис.

ѕриданный экспедиции самолет УTwin OtterФ, ежесуточно совершавший один-два шестичасовых вылета, был оснащен приборами дл€ измерени€ аномалий силы т€жести, геомагнитных и гл€циологических наблюдений. ¬ результате построены геофизические карты с разрешением около 10 км - дл€ јнтарктиды это высока€ точность. —обраны сведени€ о мощности ледового покрова и структуре подводного рельефа под 2-3-километровым слоем льда.

AusGeoNews. 2003. є71. P.12 (јвстрали€).

лиматологи€

ѕоказатели холодного времени года в ћоскве

ћ.ј.Ћокощенко (кафедра метеорологии и климатологии географического факультета ћосковского государственного университета им.ћ.¬.Ћомоносова) изучал сложную природу климатических изменений в ћоскве, происходивших во второй половине XX в.

¬ ÷ентральной –оссии современные изменени€ климата неоднозначны. «а последние полвека тенденци€ к потеплению отмечалась в середине и в конце холодного времени года, но отсутствовала в период предзимь€. “ак, в €нваре линейный тренд температуры составил в среднем за 50 лет +0.1∞—/год, а в но€бре 0.0∞—/год. —лабое похолодание сменилось с середины 1960-х годов устойчивым ростом температуры, однако в но€бре отмечалась даже тенденци€ к похолоданию, причем усиливавша€с€ со временем вопреки потеплению климата.

јвтор исследовал календарные показатели двух важнейших климатических €влений: снежного покрова и промерзани€ грунта в ћоскве. ¬о 2-й половине XX в. даты всех св€занных со снегом событий последовательно смещались во времени назад, т.е. наступали в среднем раньше. Ќа исходе холодного сезона этот эффект легко объ€сним существенным потеплением последних дес€тилетий. Ѕолее же раннее выпадение твердых осадков осенью, образование пороши, а затем устойчивого снежного покрова и т.д. может быть следствием двух причин: тенденции к похолоданию в период предзимь€, наблюдавшейс€ вплоть до последних лет века, и существенным увеличением количества осадков в холодное врем€ года.

алендарные даты промерзани€ грунта показывают сходные тенденции. ¬следствие общего потеплени€ дата окончани€ промерзани€ устойчиво смещаетс€ в конце холодного сезона назад, а наибольша€ его глубина уменьшаетс€. ¬ обоих случа€х степень достоверности трендов высока€.

“екущие изменени€ рассмотренных показателей не однонаправлены. ¬есенние календарные даты обнаруживают склонность к существенно более раннему наступлению, а характерные событи€ осенью, св€занные с промерзанием грунта, встречного движени€ вперед в годовом ходе не показывают. ƒаты же, св€занные со снежным покровом, даже т€готеют к смещению назад, несмотр€ на общее потепление климата.

¬семирна€ конференци€ по изменению климата. “езисы докладов. ћ., 2003. —.418-419 (–осси€).

ћетеорологи€

ћорской планктон - над ¬еликими равнинами

¬ 1977 г. над акваторией “ихого океана, у побережь€ ћексики, пронесс€ ураган Ќора. ≈го последстви€ были в свое врем€ детально описаны. ќднако оказалось, что их список не полон: на счет Ќоры можно отнести и весьма редкое природное €вление.

.—ассен (K.Sassen; √еофизический институт при ”ниверситете штата јл€ска в ‘эрбенксе, —Ўј) с коллегами исследовали образцы воздуха, которые были вз€ты самолетом-лабораторией на высотах 10-13 тыс. м в небе над ¬еликими равнинами (штат ќклахома), в тыс€чах километров от океана. јнализ показал, что в пробах присутствует планктон, насел€ющий восточную акваторию “ихого океана. ≈го частицы вместе с крупинками соли из морской воды стали €драми конденсации дл€ лед€ных кристаллов. Ќасыщенные этими кристаллами перистые облака поднимались в высокие слои тропосферы, перенос€ туда частицы соли и микроорганизмов. ¬идимо, с этим и были св€заны необычайно €ркие гало вокруг —олнца, наблюдавшиес€ в небе ќклахомы после урагана.

Journal of Atmospheric Sciences. 2003. April;
Geophysical Institute Quarterly. 2003. V.18. є3. P.4 (—Ўј).

√еографи€

√еоботаническа€ карта јрктики

¬первые составлена достаточно подробна€ геоботаническа€ карта јрктики, отражающа€ характер и расположение стойкого растительного покрова по всему запол€рью —еверного полушари€. ќна содержит описание 400 растительных сообществ, засел€ющих площадь в 7.1 млн км2. ѕри этом были учтены данные прежних, менее детальных карт, результаты новых полевых наблюдений, а также информаци€, полученна€ с помощью искусственных спутников «емли.

—оставление карты зан€ло 11 лет (вышла в свет в конце 2003 г.). ¬ работе прин€ли участие специалисты шести стран; головное учреждение - ”ниверситет штата јл€ска в ‘эрбенксе (—Ўј). ѕараллельно создан јрктический геоботанический атлас; он содержит карты, характеризующие кислотность почв в этом регионе, его растительную биомассу и другие параметры пол€рной природы.

Science. 2003. V.303. є5654. P.21 (—Ўј);
www.geobotany.uaf.edu/arcticgeobot

ѕалеоантропологи€

»скопаемые эмбрионы: в поисках родителей

ќдин из прискорбных пробелов в палеонтологической летописи - недостаток ископаемых эмбрионов; до недавнего времени они вообще не были известны. ¬ 1994 г. по€вилось сообщение об открытии эмбрионов трилобитов (Zhang X.-G., Pratt B.R. // Science. 1994. V.266. P.637-639), которое многие палеонтологи встретили с недоверием. ¬скоре были получены данные об ископаемых эмбрионах некоторых других организмов, однако подобна€ их интерпретаци€ вызвала р€д вопросов (Budd G.E. // Nature. 2004. V.427. P.205-206): как происходило захоронение наход€щихс€ внутри €йца зародышей; почему все эти ископаемые эмбрионы относ€тс€ к периоду от 600 до 500 млн лет назад (поздний докембрий и кембрий); какие эволюционные выводы можно сделать, базиру€сь на этих данных? ќтветить на третий вопрос особенно сложно - из-за того, что непросто однозначно установить соответствие между ископаемой эмбриональной стадией и ископаемыми взрослыми организмами.

ембрийские остатки зародышей беспозвоночных, имевших непр€мое развитие (их свободноплавающа€ планктонна€ личинка сильно отличаетс€ от взрослого организма), пока неизвестны, несмотр€ на то что большинству современных морских обитателей свойственно именно непр€мое развитие. ѕричина, возможно, не в том, что в кембрии беспозвоночных с непр€мым развитием было намного меньше, а в том, что €йца многих кембрийских животных с пр€мым развитием обладали массивной оболочкой, на матрице которой могла происходить первична€ минерализаци€ содержимого €йца. Ёто позволило эмбрионам сохранитьс€ в ископаемом виде, в отличие от зародышей животных с непр€мым развитием, которые заключены в тонкую оболочку.

»скопаемого морского черв€ Markuelia (¬альков ј. . // ѕоздний докембрий и ранний палеозой —ибири, вендские отложени€. Ќовосибирск, 1983. —.37-48) описали по остаткам, которые позже, на основании новых находок, интерпретировали как относ€щихс€ к эмбриональной стадии (Bengston S., Yue Z. // Science. 1997. V.227. P.1645-1648). ¬последствии в провинции ’унань на юге  ита€ были обнаружены остатки эмбрионов Markuelia и, что особенно ценно, - на самых ранних и на поздних этапах развити€ (Dong X. -P., Donoghue P.C.J., Cheng H., Liu J. -B. // Nature. 2004. V.427. P.237-240). Ёто открытие дало уникальную возможность проследить по ископаемым остаткам ход эмбриогенеза. «ародыш (диаметр от 0.2 до 0.4 мм, длина - до 7 мм) размещаетс€ внутри €йца, свернувшись в клубок. —тепень сохранности позвол€ет различить мелкие структуры размером от 0.3 мкм. Ќаходки датированы средним и поздним кембрием (примерно 500 млн лет назад). ¬зрослые представители Markuelia неизвестны, но строение эмбриона заставл€ет предположить, что это были организмы, близкие к современным головохоботным черв€м - киноринхам, приапулидам и лорициферам. Ёмбриональное развитие у Markuelia, по-видимому, проходило по более примитивной схеме, чем у ее современных родственников. ≈сли будут обнаружены ископаемые остатки взрослых представителей Markuelia, это позволит описать полный жизненный цикл кембрийского животного.