Поэма начинается с пейзажа
Над среднерусскою равниной
рассвет несмелый занялся. Над среднерусскою равниной пахнули хвоею леса. Над среднерусскою равниной луч солнца ______вверх скользнул, багров, запахло взрытою мякиной и сонной свежестью коров. Над среднерусскою равниной, над речкой древнею Двиной всплыл вверх туман ____________змеею длинной, змеею в двести верст длиной. И __за бревенчатой деревней, дремучей, ______ветхой, __________дряхлой, _______________древней, спокойно всплыли в небеса балконы, шпили, корпуса. Над стеклами, над куполами отсветы солнца запылали, в могучих солнечных лучах привстал Задвинск ____________– сажень в плечах, – зашевелился, встрепенулся, росой умылся, отряхнулся, как полотенце кинул тень через плечо. И начал день. ...Взыграли мускулы под кожей,
Несутся роты, взвод за взводом,
Как жарок блеск костей берцовых,
|
...Вот, кстати, третий в пятом ряде,
авгур с серьезностью во взгляде, красивый сам собой брюнет – лицом как яблочко-ранет – так это я при всем параде, пират пера, джигит тетради, Двины восторженный поэт, кузнец протезов стихотворных, творец баллад, травец баланд, претензий полный смехотворных на поэтический талант. Какие у меня шевроны! Кирза – на зависть всей Европы... Две новых лычки на плечах о доблестях моих кричат, а что за блестки на шевроне: по два рубля аршин басон! Я горд, что первым в нашем роде добрался до таких высот. Темна корней моих легенда. Был дед портным, отец ткачом. А мне мундир интеллигента родною партией вручен. Я ею вспоен, ею вскормлен, я весь ее – с листвой и корнем. Как дуб стою я на посту, пускаю корни и расту. Не сирота я при дороге – интеллигент я при народе, в обмен на сало и пшено, на миску жирного кандёра тружусь я на него подённо: мне мысли мыслить вменено. А ведь не каждому позволят, не всем доверят этот акт: бывают гады, что позорят наш полукласс, __________ведь это факт! Нет-нет, а встретишь ты фрондёра – вот я б кого лишал кандёра! – который лезет обсуждать с чем велено пообождать. Ведь не секрет, есть горе-Марксы, что возмутить стремятся массы, чей ум, как щелок, ищет щель: пролезть, разъесть, замызгать цель! Я – не таков. Я связан тесно с душой народа. Мыслю – честно: я враз придерживаю прыть, случится мне не то открыть. Известно, волка кормят ноги. Так кормит ум ученых многих. Я ж – не таков. Жую свой кус, за тайной дичью не влекусь. Я мыслю, тем и существую. Но не стремлюсь я подчистую все ___обсомнить своим умом: я, как ученый, знаю, чую – нет истины без аксиом... |
...Пардон... Какой чудесный запах,
какая мощь и глубина! Нам приготовил чудо-завтрак пищеприёмный комбинат... ...И вот нас вносит, взвод за взводом, в кормёжный зал парадным входом. Сверкают никель и дюраль. Наводит радио мораль. По стойке смирно встали миски, налитые до верхней риски... |
...И любо нам, слегка вспотевшим,
опять шагать в одном строю. Пылим, свистим, натуру тешим, поем любимую свою... |
У солнца новый косинус.
Его сыны и доченьки –
2. А наши-то желания
3. Скулит тоска под кронами.
Зажжем же солнца новые,
|
|
|
||
Нам сомневаться не к лицу –
...Кто прокурор, а кто ответчик? В одних покоях нас растили. В одних помоях нас крестили. Одною ложью нас растлили. |
– мы вырастали на плацу.
Кто из волков, кто из овечек? Из изведенных, из изведших? Из изувеченных навечно? Одной ценою мы простили. |
||
|
|||
Нам сомневаться не к лицу – | – Нам сомневаться не к лицу. |
Я снизу вылез,
я был внизу. Мой путь извилист: я вверх ползу. Галоп на брюхе, на бедрах рысь. Подобно мухе ползу я ввысь. Меня пинают, а я ползу, напоминая змею гюрзу. Таков мой навык: бросок, укус – и снова наверх пролег мой курс. К верхам с...портивным, на штурм высот по серпантинам меня несет. Юлю, как виллис, как червь ползу, я наверх вылез – а был внизу. Я был как ветошь. Я был как вошь. Я стану светоч. Я буду вождь. .............................. Чем ближе храм, тем громче песня.
|
О блинный край, молочны лужи!
Ты дорог нам, тебе мы служим. О край, где тухлые моря! О край, где пугало хмыря! Где каждый стог встречают звоном, и где простор и рай воронам! Дух твой старинный не исчез: вон жучкин лай звенит с небес. Вон мыш знакомый на канате, вон плешь, где хлеба, как в Канаде. А вон кобыла без хвоста у кукурузного моста. А там арап с пустынь Синая залег, страдая и стеная, немыт, загажен, без одежд, но полный сладостных надежд. |
Таковы первые минуты нашего трудового дня
...Вот взяты первые высоты.
Открылся в улее леток. Сок в соты понесли сексоты. Стукач схватил свой молоток. О всех заблудших и пропащих сигналы SOS послал клепальщик. Донес доносчик свой донос на изобилие Спиноз. Любовью к родине гонимы, зашевелились анонимы. От вклада в дело посинев, закончил труд пенсионер. Злодеи первые раскрыты. Забдели первые рескрипты. §1 обагрив, слетел с вершины первый гриф. Включились первые моторы.
|
Алтарь во храме и колонны.
Входя, охране бьет поклоны отряд жрецов. И меж баляс (балясы – столбики к перилам) на землю валится, молясь Мефодьям разным да Кириллам. Замрет ничком, прильнув к портфелям, – встает потом, идет по кельям к своим богам, к своим трудам. Пойдем и мы по их следам. Свернем и мы за ними следом. Сверкнем _____от них заемным _______________cветом. В их деловую кутерьму открытий, лекций и комиссий – то по коврам, то по дерьму – за алтари, как за кулисы. Не хмыкай, если отразясь, вдруг здравый смысл, до шуток лаком, предстанет нам с обратным знаком, каким он не был отродясь. Побереги-ка возраженье, сумей явление понять: на то оно и отраженье, чтоб знак у вектора менять... Итак, друзья, – в обход по храму. Поэмы выполним программу. |
Сперва она была иной:
дотошною, с версту длиной. Сперва я проявил усердье. Хотелось в дружеской беседе дать обстоятельный отчет про все, что гложет и печет. Желал в ответах и вопросах, в картин изысканном ряду свой отразить культурный досуг, своих друзей, свою среду. Хотел свой храм, науки флагман, отобразить в движеньи плавном, дать крупным планом экипаж, – солидных молодых ученых, своим призваньем увлеченных, – их страстных споров рукопашь, их затаенные беседы, их стадионы, их бассейны, их зимний скейт, _____их летний кемп, их мыслей тембр, _____их жизней темп. Но вижу я: не сбыться планам,
Был первый план фальшив,
Выходит ключ – в отборе факта?
|
есть, разработанный шикарно,
научный метод Монте-Карло – идти, куда глаза глядят, кидать монету наугад. В стихосложеньи он не признан. Поэтам, тонким и капризным, им невозможно, им слабо лишать самих себя свобод: да как же можно прихоть генья, процесс горенья и творенья, стихов таинственную нить случайным числам подчинить? Нельзя ломать поэта прихоть, нельзя его заставить прыгать! ...Но я ученый, не поэт, особых там амбиций нет, не жажду самовыраженья. И я процесс стихосложенья переведу в один присест во стохастический процесс. Создам я маленький приборчик. Такой волчок. Ну как клубочек. Пушу его. И пусть волчок поэму за собой влечет. Итак, беру. Бросаю в зданье. Пошло случайное блужданье... ............................... ...Свернем налево. Здесь порог.
Вот от него, свой дух возвыся,
А уж журналов да подшивок!
...Бывало, в прежние лета
|
...Но что ж мы все
__________про хлам, про пакли? Бежим, покуда не пропахли. Скорее на второй этаж, там тот же дух, да прыть не та ж: здесь все мертво, а там живое, там бурно бьется ретивое, здесь гладь, а там не тихнет гам – бьют не под дых, а по мозгам. Там нет царя, там нет святыни, там скачут на любой скотине, страстей там пышет самовар, там беспрерывный семинар... ...Сейчас песочат новый опыт – страстей разгар, обиды ропот, потопы цифр, пожар в Крыму – тут есть где разойтись уму, тут есть где спинам разогнуться, тут есть где слову сказануться, границ, запретов нету тут. Свободы край! Какая прелесть! |
Вон Боб-стажер членкору Яшке
дал свежей формулой по ряшке... Там кандидат наук Арон нанес директору урон... ...Тот Голиаф, балда по виду, дал фору мудрому Давиду... ...Тот коллектив статью кроит: идею делит на троих... ...Вон Лидка с первой же попытки дала супругу под микитки (Держись ужо! Умней, супруг! народ здесь жох – жену сопрут!)... ...Обрывки фраз,
|
Вот наш верховный жрец Кандыба!
Вон там, в толпе... Такая глыба... который лысиной лобаст... Ух, на науки он горазд! И остроумен свыше меры! И музыкант! И вхож во сферы! И эксплоратор атмосфер Венеры, Марса и Цереры. И, ___что для нас всего ценнее, знаком он с музыкою сфер. Он наш Моцарт, наш Бах-Бузони, хотя в другом диапазоне. Сквозь шум Земли (топочут взводы, стучат борцы, взвывает зверь) ему таинственные звоны несет эфир из высших сфер. Знать, у него есть в ухе вентиль, где воет всласть эфирный ветер, а белый шум сведен на нет. Он чует дальних гроз раскаты, борьбу светил, __________судеб закаты, соединения планет и сговор мерзких камарилий, и лёд последних говорилен, и гад мирских подземный ход, и лёт несметных эскадрилий, и мерный шаг морских пехот. Еще, глядишь, вчерне над Тиссой пока кропают договор, а он уж вызнал, сколько тысяч, когда, и кто, и на кого... В нем _____вверх направлен коллиматор; и каждый квант, и каждый атом, на нас спадающий с высот, ему свет знания несет... ...Постой! Торжественная сцена:
А чтоб причуивать измену,
|
...Ты честен, то есть,
ты смог сберечь и стыд и совесть? В такое время? В наши дни, когда излишество они? Когда давно на ихнем месте концепция с..портивной чести: на нас на всех – один генсек и совесть общая на всех, и сколько каждому придется, такою пусть и обойдется! ...А раз ты честен _______________– ты с подтекстом! Ты можешь выступить с протестом, письмо ты можешь подмахнуть, престиж нам можешь подмокнуть!.. |
...И, зная мнительность Корнипа,
я, например, себя блюду и не расходую чернила на апелляций ерунду. Синявские и Данизли мне, как и всем, поднадоели. Их жаль, _____но жаль и наших жен: что лезть без толку на рожон... Я, _____интенсивной жизнью тайной, всласть ненавидя и любя, живу _____(но только про себя, ввиду опасности летальной): засев у радиокоробки, ее включаю на коротких и, вперемежку с Дебюсси, ловлю на русском ВВС; смакую тайно “В круге первом” – он так детально бьет по нервам; волнует и “Крутой маршрут” – ведь нас в такой уж не пошлют?.. А сколько раз я со сберкнижки снимал наросшие излишки на тех, кто гибнет за народ, на старцев их __________и их сирот... Библиотечка Самиздата, разнообразна и богата, есть у меня; __________растет она; расту с ней я. __________И жизнь – полна! А если вдруг __________падет мой дух, и нету сил, __________и все бы к черту – пишу стихи, __________где мыслю четко... И в стол кладу... |
А в конюшне нету сена.
А в конюшне голы стены. Где-то тишь, покой, жрецы, – а в конюшне жеребцы. А в конюшне речи грубы. А в конюшне с кофе куб. А в конюшне дыма клубы. А в конюшне кофе-клуб. Мат на мате, вместо сена, и на стенах математь. И удобно звезды с неба авторучкою снимать. А в конюшне, в светлом холле, жеребцы резвятся в холе, развевая гривами, увлекаясь Гринами (Грин – не тот, чья Ассоль, не чудак из Крыма – упиваются красой функции Грина)... Ой, гарцуют кони храбро, ищут смысл константы Хаббла, газ дают по рытвинам, обобщают Фридмана. Из особого решенья извлекают – тык да мык – миг грядущего крушенья, новой жизни первый миг. ...Мысли бьют из-под копыт, мысль отвагою кипит, мысль, как гейзер, бьет фонтаном в извержении спонтанном, мысль кипит, как рислинг, мысль на ворот виснет, мысль наветки подает, вызывает мысли... ...Буланые, соловые – с утра они взволнованы |
Неоткровенные, как слуги,
по храму тихо бродят слухи. Как телефоны, __________низковольтны, звучат тихонько __________разговоры. В зубах беззвучно вязнут речи, глухие, строгие, как френчи. Как солнышко, с утра пораньше скрипят колеса и параши. Раздумчивые, как раввины, догадок множатся лавины. Едучие, как капли яду, язвят научную плеяду. Грозит, по слухам, той плеяде принятье мер, мероприятье. И что, когда все меры примут, наступит ледниковый климат: пересекретят... запретят... загородят и запрудят... возьмут в лубки... поставят в стопор... закатят в Северовостополь... ...Скользят по храму злые слухи, общенародные, как шлюхи... |
Бросок вперед. Еще бросок.
И мы стоим меж двух досок. Доска почета. Гроздья. ________Звезды. Портрет, _____процент, _________отдел, _______________комсорг. Окно сатиры. __________Толстый гвоздик. Веревка. ___Банного кусок. _______Фамилия наискосок. Ворота в рай __________– дорога к пеклу. Спираль подъема __________– плоскость в петлю. Стезя свершений __________– путь Голгоф. Приятность долга __________– жуть долгов. На красном стенде длинный список резцом любовным _____________скульптор высек. На черном буковки вразброд – одно лишь имя – И.ВАЙСБРОТ... |
Как два полярных электрода,
как х и р у электрона, как кнут и пряник, __________меч и крест, как плоский пляж и Эверест, как плотский жар и дух познанья, как чистота и наше знамя, – так дополняют две доски друг друга, __________нас зажав в тиски. А поперек антидосок фанеры на стене кусок, на нем афишка не афишка, а то ли складень, то ли книжка. |
Нет, не призывы, не плакаты
трубят на нем свои стаккаты. И не маразм передовых, рожденных в корчах родовых. Не хунвейбины, Люя прокляв, там свой малюют иероглиф. И не народная молва выводит краткие слова. И не туземные поэты сюда суют свои сонеты. И не ценнейшие советы им здесь дают искусствоведы: они не здесь их укорят за неуместный звукоряд. Нет, все не то! __________Все много проще: назавтра слет в священной роще, симпозиум, __________обзор трудов последних четырех годов. Он посвящен важнейшей теме: “Об управляющей системе”. Программа на стене висит, презренной прозою гласит _______________следующее: |
|
Докладов, видите, навалом.
Жаль, _____все под тайным покрывалом: ужасная секретность тем, строжайшая густая тень. И ни за что до самой смерти вы даже поминать не смейте, что этот список вам знаком и что, _____за чтением крамольной поэмы, _____как-то раз невольно вы кинули в него глазком. Корнил услышит, брови ссупит, поэму в магазине скупит, изучит нужные места – и вдруг лишит меня поста. Увидит он, что я оставил распределения по M, что я взамен себя ославил изготовлением поэм – и сделает законный вывод: лишит поэта льгот и выгод. ...И вообще, друзья мои, кто прочитает эту книжку, совет вам: не болтайте лишку. Поглубже, милый, затаи стихов охальных полукипу – чтобы ни стуку и ни скрипу. Боюсь я: в них узрят крамолу, и по доносу по прямому подвесят вас, распнут, прибьют – поди уверь, что не верблюд, что ты не знал – тебе всучили, что ты попался без причины, что... _____Эй, куда же ты, постой, не расходись, народ честной! Зачем так нервно и так чутко? Я пошутил... все это шутка... шучу я, право... вот народ... вернись... _____Фу! Продолжим наш обход! |
...В шипах, как кактус,
круглый корпус, – все дальше катится наш компас. Так, скок-поскок, с шипа на шип – и чуть знакомого не сшиб. ...Писал бы я псалмы и хоры – мне тот знакомый был бы впору, как благонравия сосуд, из коего мораль сосут. Судите сами. Дядя Гриша. Мудрец. _____Старик. __________Годков с полста! Чин? – Чина нет. __________Бери-ка выше: он выше всякого поста. Ему для творческого счастья не нужно почестей и власти, урочных высших степеней и прочих пышных ахиней. Он счастлив, _____если вдруг представил себе _____влияние кристаллов на запрещенный К-захват, и все загадки гиперъядер ему как гадкий неприятель, с которым весел газават. Он рад донельзя, _____с места стронув вопрос о тождестве нейтронов и связь его сумев постичь с интерференцией частиц. Он ходит мудрый, вдохновенный, накоротке со всей Вселенной – ее поверенным в делах (пускай простит его Аллах). “Природа – заводная тетка, – друзьям рассказывает он, – в ней все продумано и четко: закон – так уж для всех закон, закон без скидок и поблажек; ее политик не подмажет; будь ты хоть пешка, хоть зампред – не обойти ее запрет. Но в ней не как у нас – не зона: представьте довод ей резонный, найдите незабитый лаз – и новый мир открыт для вас. С ней можно толковать на равных: без звона, без речей парадных, – и из беседы деловой порядок встанет мировой, умей вопросы лишь поставить! Вселенная – она проста ведь! Порядок строг у ней на дне... А что сумбур – так он извне...” Он не болтлив, новейший Кеплер.
|
Как жаль, что этот образ постный
претит моей сатире злостной! Ах, если б я писал псалтырь! Но нет, нельзя! Ведь я сатир, обман и зло – мои герои... ...А как уж хочется порою, устав от боя, дать отбой, наляпать краски голубой, писать стихи про бровь соболью, довольным быть самим собою... Ведь мне __________подобный сочинитель, сатирик, __________злобный очернитель, что строит храмы из дерьма, несимпатичен издавна. Мне вообще мерзка сатира, меня с нее всегда мутило. Вы скажете, что это свист, но я в душе идеалист. Я прост умом, я прост душою. (...в кино сижу лапша лапшою: где скажут шутку – там смеюсь, где страшно жутко – там боюсь, люблю, чтоб был порок наказан, изобличен, к столбу привязан, потом, раскаявшись, прошен, к благому делу приобщен...) Вы согласитесь, что подобным субъектам __________смирным и беззлобным тяжелый Ювеналов бич не по плечу, _____что это дичь, что нужен здесь боец природный, чтоб в сердце страсть, _____а ум холодный, чтоб жизнью ломан, _____смертью гнут – ему бы _____(в руки) __________этот кнут! Увы! Такого Ювенала земля давненько не видала. Где страшный свист его хлыста? Пуста вакансия, пуста! ...На нашу нравственную калечь, на всю страну – __________лишь Ким да Галич! Лишь два шута на всем пиру! Лишь два юродивых в миру! ...Есть чистых юношей ватаги, девчонки, полные отваги. Есть знаменосцы – нет шутов. Есть пастухи – а нет хлыстов. Святое место пусто, пусто!.. ...Нет, вы мое поймёте чувство, как ждал я, ждал... __________И перестал, и сам полез на пьедестал, и посвятил себя сатире. Пишу. _____Пока не посадили. Как все, с утра и до шести, а после – Господи прости! Пишу я с подковыркой вирши. Сперва не мог, теперь – привыкши. Теперь бы мог и на заказ, чтоб здесь – намек, __________а здесь – сарказм, а в этом месте – дрожь по телу... Хотите? На любую тему: про негров... про политпросвет... про гром побед... в один присед! __________Идет?.. |
Гляди, народ-то как нахлынул,
– как кто из бочки пробку вынул. Как их вмешает коридор? Идут, как волны, чередой... Идут понурые Панурги,
Похожи, как из-под копирки,
и толмачи талмудов толстых,
Идут по бомбам грамотеи,
Идут невежды-инженеры. Идет приезжий из Женевы,
Вот местный ворон.
Вернувшись только что
...Народ все реже в коридоре.
Придется нам обход кончать,
|
Он говорит, что час
__________тревожен. Что самый раз __________начать brain-washing что пресловутый И. Вайсброт своей игрой смутил народ. Своею явкою с повинной, своим преступным дневником – который кой-кому знаком! – он возмутил наш дух былинный, как в Праге Палах, в Риге Рипс, как на Крещатике Макуха... Но, веря в склад родного духа, политотдел пошел на риск: в набат не бьет, войска не вводит, в спецпсихлечебницы не содит, а просто дан на первый раз профилактический приказ: закинуть глубже политсети, просвет убрать в политпросвете... |
Вот мегафон политзарявкал –
и началась политзарядка. Шнуруют нас в политкорсаж. Шуруют нам политмассаж. Свистят клинки политабреков, летят клочки с политогрехов. Возводят на политкостёр, тех, кто умом политвостёр. Включив политаппаратуру, на нас наводят политуру. Проводят в нас политпроцесс, чуток отбросив политес. Огнем горит политпалитра, Гортань палит политполлитра. Политзвучат календари. Волхвы несут политдары. Перед Двины перед сынами поднялся вал политцунами. Политсамум в глаза пылит. Полит-Сухум лицо палит. Полит обильным политпотом царит доверья политвотум... И тут пропел политпетух, потух порыв политпотуг, протек успешно политчас, как будто в пять минут промчась. ................... Идет народ аллюром скорым,
|
Вот щель последняя забита
Выходят главжрецы и свита
Сдают Корнилу паспорта
Лязг. Дверь в науку заперта!
Ну, а у нас – вдвойне вопросы:
– Как? Что? И здесь, в Двине, Вайсброты? – И здесь они мутят народ? – Чего же хочет ВАШ Вайсброт, опять для личных щей навара? – Или он местный Че Гевара, чье дело – смута, бунт, война? – Какая, в чем его вина? – Прочел я верно между строчек, что это – Дымшиц-самолётчик? – Нет, он агрессор, ждущий часа, чтобы на пушечное мясо себя в Израиль отвезти! – А я ужаснейшие вещи про них читал в подпольном “Вече”! – Так в чем вина его, прости?.. – Вина его совсем простая:
................................... ...Кончаю я свою поэму.
...Чем враг сильней,
(Пробел опять я здесь оставил,
Нет, раз почтен я божьим даром,
|
Этот текст отвечает изданию:
Г.И. Копылов. Четырехмерная поэма. С послесловием и комментариями К. Любарского и Г.Г. Копылова.
М.: УРСС, 1999 - 120 с. (ISBN 5-88417-174-9)
Четырехмерная поэма
Об авторе
Январь 1999