Герцен Копылов
О С Ь _X __<--------------------------------------
Четырехмерная поэма
 
ПРОГУЛКА ПО ХРАМУ

 

Поэма начинается с пейзажа

 

Над среднерусскою равниной
рассвет несмелый занялся.
Над среднерусскою равниной
пахнули хвоею леса.
Над среднерусскою равниной
луч солнца
______вверх скользнул, багров,
запахло взрытою мякиной
и сонной свежестью коров.
Над среднерусскою равниной,
над речкой древнею Двиной
всплыл вверх туман
____________змеею длинной,
змеею в двести верст длиной.
И
__за бревенчатой деревней,
дремучей,
______ветхой,
__________дряхлой,
_______________древней,
спокойно всплыли в небеса
балконы, шпили, корпуса.
Над стеклами, над куполами
отсветы солнца запылали,
в могучих солнечных лучах
привстал Задвинск
____________– сажень в плечах, –
зашевелился, встрепенулся,
росой умылся, отряхнулся,
как полотенце кинул тень
через плечо. И начал день.

...Взыграли мускулы под кожей,
прошел по улице прохожий.
И, тишь небес переколов,
гул зазвучал колоколов.
Бушует гул, глушит огулом.
“Берись за ум! – гудит авгурам.
– Кончай, авгуры, ночевать,
вставай науки начинать!
В храм,
_____в Божий храм, жрецы науки!
Прикройте срам!
Наденьте брюки!
В путь, закусивши удила!
Вас ждут великие дела!
– Прочти Гурса!
______– Сочти былинки!
– Пойми пульсар!
______– Сыщи билингвы!
– Штурмуй загадку К2p !
______– По-марсиански завопи!
– А ну-ка, вздрогнем, корифеи!”
И мы, схватив свои портфели,
надраиваем ордена,
натягиваем удила,
берем в карьер –
______и вниз по маршам,
скорей, скорей – хвостами машем,
на плац, в манеж, в свои взводы,
равняем строй, двоим ряды,
бежим шеренгами к воротам,
рысцой расходимся по ротам,
резвей, в галоп – нас ждут труды...

Несутся роты, взвод за взводом,
как ночь за днем, как год за годом.
Пылит народная тропа.
Не заросла – вот и пылится.
И, как цветы, горят в петлицах –
науки символ – черепа.

Как жарок блеск костей берцовых,
как дружен скрип сапог кирзовых,
как четок шаг в одном строю,
как сладко ссать, попав в струю,
как хорошо в родном краю,
как хорошо в краю родном,
где пахнет хлебом и вином...


 
Среди скачущих – и я, ваш будущий проводник. Несколько слов о себе.
 
...Вот, кстати, третий в пятом ряде,
авгур с серьезностью во взгляде,
красивый сам собой брюнет –
лицом как яблочко-ранет –
так это я при всем параде,
пират пера, джигит тетради,
Двины восторженный поэт,
кузнец протезов стихотворных,
творец баллад,
травец баланд,
претензий полный смехотворных
на поэтический талант.
Какие у меня шевроны!
Кирза – на зависть всей Европы...
Две новых лычки на плечах
о доблестях моих кричат,
а что за блестки на шевроне:
по два рубля аршин басон!
Я горд, что первым в нашем роде
добрался до таких высот.
Темна корней моих легенда.
Был дед портным, отец ткачом.
А мне мундир интеллигента
родною партией вручен.
Я ею вспоен, ею вскормлен,
я весь ее – с листвой и корнем.
Как дуб стою я на посту,
пускаю корни и расту.
Не сирота я при дороге –
интеллигент я при народе,
в обмен на сало и пшено,
на миску жирного кандёра
тружусь я на него подённо:
мне мысли мыслить вменено.
А ведь не каждому позволят,
не всем доверят этот акт:
бывают гады, что позорят
наш полукласс,
__________ведь это факт!
Нет-нет, а встретишь ты фрондёра
– вот я б кого лишал кандёра! –
который лезет обсуждать
с чем велено пообождать.
Ведь не секрет, есть горе-Марксы,
что возмутить стремятся массы,
чей ум, как щелок, ищет щель:
пролезть, разъесть, замызгать цель!
Я – не таков. Я связан тесно
с душой народа. Мыслю – честно:
я враз придерживаю прыть,
случится мне не то открыть.
Известно, волка кормят ноги.
Так кормит ум ученых многих.
Я ж – не таков. Жую свой кус,
за тайной дичью не влекусь.
Я мыслю, тем и существую.
Но не стремлюсь я
подчистую
все
___обсомнить своим умом:
я, как ученый, знаю, чую –
нет истины без аксиом...

 
Здесь я, читатель, немного отвлекусь...
 
...Пардон... Какой чудесный запах,
какая мощь и глубина!
Нам приготовил чудо-завтрак
пищеприёмный комбинат...
...И вот нас вносит,
взвод за взводом,
в кормёжный зал
парадным входом.
Сверкают никель и дюраль.
Наводит радио мораль.
По стойке смирно встали миски,
налитые до верхней риски...

 
О дальнейшем скромно умолчу.
После приема биомассы – опять построение. До храма уже рукой подать
 
...И любо нам, слегка вспотевшим,
опять шагать в одном строю.
Пылим, свистим, натуру тешим,
поем любимую свою...

 
Первый взвод – лирическую:
 
1.

У солнца новый косинус.
Видать, нехватка пороху.
Оно свернуло к осени.
Его швырнуло под гору.
Эх, эх, горе не беда...

Его сыны и доченьки –
его сады и ноченьки –
с их верами, с их кредами
светилом бывшим преданы.
Эх, эх, море не вода,
лад в лад, ряд в ряд
равняй взвода...

2.

А наши-то желания
опять площадно выгнуло,
опять страну Жулябию
в который раз воздвигнуло.
Эх, эх, горе не беда...
А мы, ребята-паиньки,
все ждем-дождем без паники,
надеемся, безгрешные,
на дали на безбрежные.
Эх, эх, возраст не года,
стройсь в два ряда,
выводи взвода...

3.

Скулит тоска под кронами.
Горит листва багровыми.
Придет зима с погромами,
покроет нас покровами.
Эх, эх, горе не беда...

Зажжем же солнца новые,
сойдем с дороги торныя,
сбежим в ковчеги Ноевы,
в свои лаборатории.
Эх, эх, пойло не бурда,
лад в лад, ряд в ряд
равняй взвода!


 
Второй взвод – бодрую, в два голоса
 
Первый
Второй
Нам сомневаться не к лицу –
...Кто прокурор, а кто ответчик?
В одних покоях нас растили.
В одних помоях нас крестили.
Одною ложью нас растлили.
– мы вырастали на плацу.
Кто из волков, кто из овечек?
Из изведенных, из изведших?
Из изувеченных навечно?
Одной ценою мы простили.
Вместе

 
 
Опутаны одной петлей,
мир строим радостный и светлый
на этом плоском на плацу,
где под ногой хрустят височки,
где кровь посыпана песочком,
разглаженным потом носочком.

 
Нам сомневаться не к лицу – – Нам сомневаться не к лицу.

 
Третий взвод – с..портивный марш
 
Я снизу вылез,
я был внизу.
Мой путь извилист:
я вверх ползу.
Галоп на брюхе,
на бедрах рысь.
Подобно мухе
ползу я ввысь.
Меня пинают,
а я ползу,
напоминая
змею гюрзу.
Таков мой навык:
бросок, укус –
и снова наверх
пролег мой курс.
К верхам с...портивным,
на штурм высот
по серпантинам
меня несет.
Юлю, как виллис,
как червь ползу,
я наверх вылез –
а был внизу.
Я был как ветошь.
Я был как вошь.
Я стану светоч.
Я буду вождь.
..............................

Чем ближе храм, тем громче песня.
Звени, мотив, играй и пенься.
Когда поешь, когда поёшь –
и жизнь мила, и мир хорош.


 
И из моей груди сами собой рвутся взволнованные слова:
 
О блинный край, молочны лужи!
Ты дорог нам, тебе мы служим.
О край, где тухлые моря!
О край, где пугало хмыря!
Где каждый стог
встречают звоном,
и где простор и рай воронам!
Дух твой старинный не исчез:
вон жучкин лай звенит с небес.
Вон мыш знакомый на канате,
вон плешь, где хлеба, как в Канаде.
А вон кобыла без хвоста
у кукурузного моста.
А там арап с пустынь Синая
залег, страдая и стеная,
немыт, загажен, без одежд,
но полный сладостных надежд.

 
А вот и храм, рожком подбитый.
Сам главный жрец
_______________стоит со свитой.
Сдают светила рапорта...
Лязг...
_____Дверь в науку отперта.

Таковы первые минуты нашего трудового дня
 

...Вот взяты первые высоты.
Открылся в улее леток.
Сок в соты понесли сексоты.
Стукач схватил свой молоток.
О всех заблудших и пропащих
сигналы SOS послал клепальщик.
Донес доносчик свой донос
на изобилие Спиноз.
Любовью к родине гонимы,
зашевелились анонимы.
От вклада в дело посинев,
закончил труд пенсионер.
Злодеи первые раскрыты.
Забдели первые рескрипты.
§1 обагрив,
слетел с вершины первый гриф.

Включились первые моторы.
Пустились первые протоны
в свой первый трудовой виток:
дал ускоритель первый ток.
Помалу набирая резвость,
пошел магнит на гистерезис,
и, словно месяц над Днепром,
зажегся первый игнитрон.
Еще неловко, неумело,
распалась первая W
и развалился на ходу
po-мезон, ее продукт.
Собою счетчик осчастливив,
пронесся электронный ливень,
итог в дисплее отразив
эксперимента-инклюзив.
Взял бывший летописец Пимен
(он ныне видный спец по спинам)
в обкладки оператор y ...
Настало утро на Руси.


 
И мы можем, наконец-то, приступить к экскурсии.
Войдем же в многолюдный храм
 
Алтарь во храме и колонны.
Входя, охране бьет поклоны
отряд жрецов. И меж баляс
(балясы – столбики к перилам)
на землю валится, молясь
Мефодьям разным да Кириллам.
Замрет ничком,
прильнув к портфелям,
– встает потом,
идет по кельям
к своим богам, к своим трудам.
Пойдем и мы по их следам.
Свернем и мы за ними следом.
Сверкнем
_____от них заемным
_______________cветом.
В их деловую кутерьму
открытий, лекций и комиссий –
то по коврам, то по дерьму –
за алтари, как за кулисы.
Не хмыкай, если отразясь,
вдруг здравый смысл,
до шуток лаком,
предстанет нам с обратным знаком,
каким он не был отродясь.
Побереги-ка возраженье,
сумей явление понять:
на то оно и отраженье,
чтоб знак у вектора менять...
Итак, друзья, – в обход по храму.
Поэмы выполним программу.

 
Но по поводу программы я должен сделать одно разъяснение:
 
Сперва она была иной:
дотошною, с версту длиной.
Сперва я проявил усердье.
Хотелось в дружеской беседе
дать обстоятельный отчет
про все, что гложет и печет.
Желал в ответах и вопросах,
в картин изысканном ряду
свой отразить культурный досуг,
своих друзей, свою среду.
Хотел свой храм, науки флагман,
отобразить в движеньи плавном,
дать крупным планом экипаж,
– солидных молодых ученых,
своим призваньем увлеченных,
– их страстных споров рукопашь,
их затаенные беседы,
их стадионы, их бассейны,
их зимний скейт,
_____их летний кемп,
их мыслей тембр,
_____их жизней темп.

Но вижу я: не сбыться планам,
мне не по силам быстрый флагман,
слова – сплошной неадекват:
уменья, видно, недохват.
Я – не творец больших
_______________полотен.

Был первый план фальшив,
____________________порочен.
Небось, не зря нейдут слова:
в стихах отчетов не быва.
Не все поэзии подвластно.
Олимп науки – не Парнас.
То не взлетает, что погрязло.
А я как раз, ну словно н? зло,
прилип к науке, в ней погряз.

Выходит ключ – в отборе факта?
Но отбирать неловко как-то:
родит искусственный отбор
во мне естественный отпор.
Затеяв фактам рокировку,
легко скатиться в лакировку,
легко реальность очернить,
тем самым – вред ей причинить.
И вот передо мной задача:
ни в чем прав ваших не занача,
не смея капать на мозги,
кой-где маршруту дать изгиб...


 
Но и не с такими задачами справлялась наука: на этот случай
 
есть, разработанный шикарно,
научный метод Монте-Карло –
идти, куда глаза глядят,
кидать монету наугад.
В стихосложеньи он не признан.
Поэтам, тонким и капризным,
им невозможно, им слабо
лишать самих себя свобод:
да как же можно прихоть генья,
процесс горенья и творенья,
стихов таинственную нить
случайным числам подчинить?
Нельзя ломать поэта прихоть,
нельзя его заставить прыгать!
...Но я ученый, не поэт,
особых там амбиций нет,
не жажду самовыраженья.
И я процесс стихосложенья
переведу в один присест
во стохастический процесс.
Создам я маленький приборчик.
Такой волчок. Ну как клубочек.
Пушу его. И пусть волчок
поэму за собой влечет.
Итак, беру. Бросаю в зданье.
Пошло случайное блужданье...

...............................

...Свернем налево. Здесь порог.
Еще налево. Тут ступеньки.
Что, пахнет? – Это здесь хорек,
да мы привыкли, нам до феньки.
Ручной хорек, он в храме страж,
всеобщий друг, любимец наш;
он силы духа яркий символ,
живой укор научным силам...

Вот от него, свой дух возвыся,
в проход...
__________Эй, где ты, отзовися!
Ну так и есть – упал в подвал!
Вставай! Штаны-то не порвал?
У нас тут склад:
старье, препринты,
лежат, молчат,
мешком прикрыты...
Вон там – ошибки прошлых лет.
Прикрыл – и вроде бы их нет.
А там навалена в корыте
труха закрывшихся открытий.
В том сейфе, под защитой пломб
– патриотический апломб,
в тех папках – преданные креды,
в углу – забытые секреты,
а отработанный экстаз
сливают вот сюда, в экс-таз.
Вон там пророки –
__________видишь свалку?
Вон, в штабелях лежат вповалку...
Там те, в ком больше нет нужды,
к ним – ни любви и ни вражды.
Там все знакомые фигуры:
такие же, как мы, авгуры,
играли, как и мы, в молчанку,
жевали, как и мы, мочалку,
как мы, проникнув в суть времен,
ее скрывали под враньем,
с пустой душою лезли в боги –
на свалку брошены в итоге.
Вон Маяковского скелет,
один костяк, а мяса нет:
растеребили на цитаты...
А вон, гляди, наш хмырь усатый.
Огромнейший, взгляни-ка, бюст –
тяни, не бойсь, внутри он пуст.
А там? – Честнейший из злодеев,
писатель Александр Фадеев;
ох, участь этого хорька
была блестяща, но горька:
и до сих пор смердит мокрота
литературного банкрота...
– А тот?
– Покойный классик Федин,
забытый клад забытых бреден
о позабывшейся войне...
– А тот на вороном коне?
– Так это ж ангельского чина
рантье, громила, казачина.
Что ж – и награда Нобеля
отмыть не в силах кобеля...
– А там?
– Вглядись-ка хорошенько:
десятиклассник Евтушенко.
Сотрудник – но бунтарь в душе.
Душою чист – но весь в парше...
А вот еще – феноменальный
творец изоп, певец анальный
и околачиватель груш,
собой почтивший нашу глушь...

А уж журналов да подшивок!
Да самых наглых!! Да паршивых!!
История родимой лжи
здесь, как на кладбище, лежит.
Внизу покоятся, как предки,
газет суворинских комплекты,
а сверху – наши кочета,
тем, старомодным, не чета!
В порядке строгом, как в кадастре,
стоят толстенные пласты
всех форм новейшей lie-industry,
всех достижений клеветы...

...Бывало, в прежние лета
боялась света клевета,
шныряла в маске и накидке.
Даст человеку под микитки
и спрячется: “Мол, я не я!”
Смущалась, что ли, от вранья?
В подполье вел работу Яго.
Не развернешься... Вот бедняга...
Но устарели эти фигли,
мы наш, мы новый мир воздвигли.
И вот внимаем опупело,
как в исполненьи a capella
как правда, страстна и проста,
гремит над нами клевета.
Как, не стыдясь прямого взгляда,
как, не боясь креста и глада,
расправя грудь, честна, чиста,
нас поучает клевета...
Как вдохновенна, громогласна!
Как откровенна, первоклассна!
Какими буквами – в аршин!
Каких достигнула вершин!
Мы спим еще с утра в постели,
а над просторами Расеи
уже несут стране привет
потоки утренних клевет.
Мы ночью жаркой,
сбросив джинсы,
устав ужасно,
спать ложимся,
но пролетариям всех стран
всю ночь вещает Клеветан.
Как от планеты гравитоны,
летят с газеты клеветоны,
течет вранье через края,
добро и зло перекроя.
И зря мы тут стихом зловещим
на клевету вот так клевещем:
пусть на зубах она скрипит,
но дело правое – скрепит,
но правду вредную – подавит!
Опора наша, наш фундамент,
защитник истины,
______________борец,
и мира нового боец...


 
Второй этаж
 
...Но что ж мы все
__________про хлам, про пакли?
Бежим, покуда не пропахли.
Скорее на второй этаж,
там тот же дух, да прыть не та ж:
здесь все мертво, а там живое,
там бурно бьется ретивое,
здесь гладь, а там не тихнет гам –
бьют не под дых, а по мозгам.
Там нет царя, там нет святыни,
там скачут на любой скотине,
страстей там пышет самовар,
там беспрерывный семинар...
...Сейчас песочат новый опыт
– страстей разгар, обиды ропот,
потопы цифр, пожар в Крыму –
тут есть где разойтись уму,
тут есть где спинам разогнуться,
тут есть где слову сказануться,
границ, запретов нету тут.
Свободы край! Какая прелесть!

 
Все ждут:
Где та ослина челюсть,
Какой разгонят институт...
 
Вон Боб-стажер членкору Яшке
дал свежей формулой по ряшке...
Там кандидат наук Арон
нанес директору урон...
...Тот Голиаф, балда по виду,
дал фору мудрому Давиду...
...Тот коллектив статью кроит:
идею делит на троих...
...Вон Лидка с первой же попытки
дала супругу под микитки
(Держись ужо! Умней, супруг!
народ здесь жох – жену сопрут!)...

...Обрывки фраз,
доска и мел,
нахрап, экстаз,
кто смел – тот съел;
там у доски сейчас смотрины
невылупившейся доктрины,
там душат яростно птенца,
не вышедшего из яйца:
пожатая плеч, улыбки, гогот,
хохочут – перестать не могут...
Но мученический венец
принять не думает птенец:
миры сшибаются с мирами,
ядро вонзается в ядро,
Шварцшильд сшивается с Минами,
свет предстает частицей r ,
летят продольные нейтрины,
неприкасаемы, незримы,
через Вселенной пестроту
беспечно, как сквозь пустоту...
Птенец – взгляните на уродца! –
упорен, даром, что урод –
клюется, в руки не дается,
шипит, топорщится, орет –
и вдруг поплыл, как лебедь юный
(о грудь! о шея! о извив!),
своей красою мир подлунный
навек отныне уязвив!


 
Внимание! Знакомимся с дирекцией...
 
Вот наш верховный жрец Кандыба!
Вон там, в толпе... Такая глыба...
который лысиной лобаст...
Ух, на науки он горазд!
И остроумен свыше меры!
И музыкант!
И вхож во сферы!
И эксплоратор атмосфер
Венеры, Марса и Цереры.
И,
___что для нас всего ценнее,
знаком он с музыкою сфер.
Он наш Моцарт, наш Бах-Бузони,
хотя в другом диапазоне.
Сквозь шум Земли
(топочут взводы,
стучат борцы, взвывает зверь)
ему таинственные звоны
несет эфир из высших сфер.
Знать, у него есть в ухе вентиль,
где воет всласть эфирный ветер,
а белый шум сведен на нет.
Он чует дальних гроз раскаты,
борьбу светил,
__________судеб закаты,
соединения планет
и сговор мерзких камарилий,
и лёд последних говорилен,
и гад мирских подземный ход,
и лёт несметных эскадрилий,
и мерный шаг морских пехот.
Еще, глядишь, вчерне над Тиссой
пока кропают договор,
а он уж вызнал, сколько тысяч,
когда, и кто, и на кого...
В нем
_____вверх направлен коллиматор;
и каждый квант, и каждый атом,
на нас спадающий с высот,
ему свет знания несет...

...Постой! Торжественная сцена:
Кандыбину явилась смена.
Как караулы на плацу,
ключи вручает жрец жрецу.
Молитва краткая пропета.
Поцеловались два профета.
Сменившийся развел пары,
исчез до утренней поры...
Кандыбин сменщик,
Ванька Хлястик,
наш с нами сверстник –
тоже классик.
Ты не гляди, что телом хил:
он весь в полете, весь Ахилл.
Не зря стоит он на подвахте –
незаменим он на подхвате,
при быстроте его ума
ему преград нигде нема:
едва идея где родится –
он тут как тут.
__________Чего стыдиться?!
Услышал, ухватил, усек –
и застолбил.
__________И вновь бросок
вперед –
и только пыль столбом.
А ты стоишь, сверкая лбом...
(Ведь в нас – задел;
наш ум – как плуг;
мы ищем свет, как тащим тачку;
с носка мы ставим на каблук,
нам нужно время на раскачку;
мы не годимся брать в карьер,
мы не родимся для карьер –
свободы нету в нас духовной!..)
Таков второй наш жрец верховный.

А чтоб причуивать измену,
прищучивать ее разгул,
Двиною правит
в третью смену
особый, штатский,
ГлАВАВгур,
– ценитель слухачей радарных,
искусный чтец телепатом,
стык точных и гуманитарных,
спец и по этим, и по тем –
Корнил Аврылов,
князь мордвинов,
земной наместник князя тьмы,
гибрид СС-овца Берлина
с КПСС-овцом Потьмы.
Он начал службу при Лаврентьи.
Держал Мордовию в аренде,
на каторжанах план давал,
сажал в ШИЗО и мордовал, –
как вдруг патрона порешили
(в ковре, по слухам, придушили).
Но он за шефом не спешит,
теперь в Двине дела вершит.
Все ночью спят, а он не дремлет,
пять лет не спит
(а может, семь лет).
Сидит, сердит, в сто глаз глядит,
побдит-побдит – указ родит:
“Кто поподлей, тому подлей,
подбавь побольше благ.
Кто удалой, того – долой,
тот виртуальный враг!”


 
Такие приказы вынужден издавать Корнил.
И я его понимаю, он, видно, думает:
 
...Ты честен, то есть,
ты смог сберечь и стыд и совесть?
В такое время? В наши дни,
когда излишество они?
Когда давно на ихнем месте
концепция с..портивной чести:
на нас на всех – один генсек
и совесть общая на всех,
и сколько каждому придется,
такою пусть и обойдется!
...А раз ты честен
_______________– ты с подтекстом!
Ты можешь выступить с протестом,
письмо ты можешь подмахнуть,
престиж нам можешь подмокнуть!..

 
Вот какие у него опасения
 
...И, зная мнительность Корнипа,
я, например, себя блюду
и не расходую чернила
на апелляций ерунду.
Синявские и Данизли
мне, как и всем, поднадоели.
Их жаль,
_____но жаль и наших жен:
что лезть без толку на рожон...
Я,
_____интенсивной жизнью тайной,
всласть ненавидя и любя,
живу
_____(но только про себя,
ввиду опасности летальной):
засев у радиокоробки,
ее включаю на коротких
и, вперемежку с Дебюсси,
ловлю на русском ВВС;
смакую тайно “В круге первом”
– он так детально бьет по нервам;
волнует и “Крутой маршрут”
– ведь нас в такой уж не пошлют?..
А сколько раз я со сберкнижки
снимал наросшие излишки
на тех, кто гибнет за народ,
на старцев их
__________и их сирот...
Библиотечка Самиздата,
разнообразна и богата,
есть у меня;
__________растет она;
расту с ней я.
__________И жизнь – полна!
А если вдруг
__________падет мой дух,
и нету сил,
__________и все бы к черту
– пишу стихи,
__________где мыслю четко...
И в стол кладу...

 
А тем временем наш стохастический волчок подкатил к конюшне,
которая, как это сейчас принято,
расположена в самом центре храма
 
А в конюшне нету сена.
А в конюшне голы стены.
Где-то тишь, покой, жрецы,
– а в конюшне жеребцы.
А в конюшне речи грубы.
А в конюшне с кофе куб.
А в конюшне дыма клубы.
А в конюшне кофе-клуб.
Мат на мате, вместо сена,
и на стенах математь.
И удобно звезды с неба
авторучкою снимать.
А в конюшне, в светлом холле,
жеребцы резвятся в холе,
развевая гривами,
увлекаясь Гринами
(Грин – не тот, чья Ассоль,
не чудак из Крыма –
упиваются красой
функции Грина)...
Ой, гарцуют кони храбро,
ищут смысл константы Хаббла,
газ дают по рытвинам,
обобщают Фридмана.
Из особого решенья
извлекают – тык да мык –
миг грядущего крушенья,
новой жизни первый миг.
...Мысли бьют из-под копыт,
мысль отвагою кипит,
мысль, как гейзер, бьет фонтаном
в извержении спонтанном,
мысль кипит, как рислинг,
мысль на ворот виснет,
мысль наветки подает,
вызывает мысли...
...Буланые, соловые –
с утра они взволнованы

 
событиями, которые сегодня ожидаются.
Говорят, что...
Впрочем, вот стихи на этот счет:
 
Неоткровенные, как слуги,
по храму тихо бродят слухи.
Как телефоны,
__________низковольтны,
звучат тихонько
__________разговоры.
В зубах беззвучно вязнут речи,
глухие, строгие, как френчи.
Как солнышко, с утра пораньше
скрипят колеса и параши.
Раздумчивые, как раввины,
догадок множатся лавины.
Едучие, как капли яду,
язвят научную плеяду.
Грозит, по слухам, той плеяде
принятье мер, мероприятье.
И что, когда все меры примут,
наступит ледниковый климат:
пересекретят... запретят...
загородят и запрудят...
возьмут в лубки...
поставят в стопор...
закатят в Северовостополь...
...Скользят по храму злые слухи,
общенародные, как шлюхи...

 
Мы еще будем иметь случай убедиться, что все это неправда.
А пока – пройдем в красный уголок
 
Бросок вперед. Еще бросок.
И мы стоим меж двух досок.
Доска почета.
Гроздья.
________Звезды.
Портрет,
_____процент,
_________отдел,
_______________комсорг.
Окно сатиры.
__________Толстый гвоздик.
Веревка.
___Банного кусок.
_______Фамилия наискосок.
Ворота в рай
__________– дорога к пеклу.
Спираль подъема
__________– плоскость в петлю.
Стезя свершений
__________– путь Голгоф.
Приятность долга
__________– жуть долгов.
На красном стенде длинный список
резцом любовным
_____________скульптор высек.
На черном буковки вразброд –
одно лишь имя – И.ВАЙСБРОТ...

 
Кто такой этот И. ВАЙСБРОТ, станет ясно впоследствии.
 
Как два полярных электрода,
как х и р у электрона,
как кнут и пряник,
__________меч и крест,
как плоский пляж и Эверест,
как плотский жар и дух познанья,
как чистота и наше знамя, –
так дополняют две доски
друг друга,
__________нас зажав в тиски.
А поперек антидосок
фанеры на стене кусок,
на нем афишка не афишка,
а то ли складень, то ли книжка.

 
Дается пять попыток угадать, что это такое
 
Нет, не призывы, не плакаты
трубят на нем свои стаккаты.
И не маразм передовых,
рожденных в корчах родовых.
Не хунвейбины, Люя прокляв,
там свой малюют иероглиф.
И не народная молва
выводит краткие слова.
И не туземные поэты
сюда суют свои сонеты.
И не ценнейшие советы
им здесь дают искусствоведы:
они не здесь их укорят
за неуместный звукоряд.
Нет, все не то!
__________Все много проще:
назавтра слет в священной роще,
симпозиум,
__________обзор трудов
последних четырех годов.
Он посвящен важнейшей теме:
“Об управляющей системе”.
Программа на стене висит,
презренной прозою гласит
_______________следующее:

 
Перечень утвержденных докладов
  1. Неопределенность момента экономического эксперимента.
  2. Вырождение высших уровней, когда дана страна и диктатура в ней.
  3. Уменьшение степеней свободы (экстраполяция на ближайшие годы).
  4. Теория ошибок судопроизводства (1937-1967; различие и сходство).
  5. Мнимые добавки к наинизшей ставке, реальный вклад в высший оклад.
  6. Бесконечно малые сдвиги величиной от нуля до фиги.
  7. Теория разрыва слабейшего звена (на примере закупок заморского зерна).
  8. Налог на обрезание (исправлено: на образование) и его экономическое обоснование.
  9. Спонтанный распад системы, заключенной в железные стены.
  10. Силовая функция аппарата при наличии утоптанного плац-парада.
  11. Коллективные возбуждения как средство убеждения.
  12. Увеличение сечения как средство обучения.
  13. Тормозные политические процессы и дальнейшие критические эксцессы.
  14. Удвоение частоты процессов под влиянием названных эксцессов.
  15. Многократное рассеяние демонстраций и толп и какой от этого может быть толк.
  16. Коллективное возмущение методом перемещения.
  17. Поляризация общественного мнения под влиянием внутреннего трения.
  18. Преломление в умах самиздатовских бумаг.
  19. Гигантский резонанс Сахарова, посеявшего по невспаханному.

 
Докладов, видите, навалом.
Жаль,
_____все под тайным покрывалом:
ужасная секретность тем,
строжайшая густая тень.
И ни за что до самой смерти
вы даже поминать не смейте,
что этот список вам знаком
и что,
_____за чтением крамольной
поэмы,
_____как-то раз невольно
вы кинули в него глазком.
Корнил услышит, брови ссупит,
поэму в магазине скупит,
изучит нужные места –
и вдруг лишит меня поста.
Увидит он, что я оставил
распределения по M,
что я взамен себя ославил
изготовлением поэм –
и сделает законный вывод:
лишит поэта льгот и выгод.
...И вообще, друзья мои,
кто прочитает эту книжку,
совет вам: не болтайте лишку.
Поглубже, милый, затаи
стихов охальных полукипу –
чтобы ни стуку и ни скрипу.
Боюсь я: в них узрят крамолу,
и по доносу по прямому
подвесят вас, распнут, прибьют –
поди уверь, что не верблюд,
что ты не знал – тебе всучили,
что ты попался без причины,
что...
_____Эй, куда же ты, постой,
не расходись, народ честной!
Зачем так нервно и так чутко?
Я пошутил... все это шутка...
шучу я, право... вот народ...
вернись...
_____Фу! Продолжим наш обход!

 
Чтобы загладить неловкость, я ввожу в поэму положительное лицо
 
...В шипах, как кактус,
круглый корпус, –
все дальше катится наш компас.
Так, скок-поскок, с шипа на шип –
и чуть знакомого не сшиб.
...Писал бы я псалмы и хоры –
мне тот знакомый был бы впору,
как благонравия сосуд,
из коего мораль сосут.
Судите сами. Дядя Гриша.
Мудрец.
_____Старик.
__________Годков с полста!
Чин? – Чина нет.
__________Бери-ка выше:
он выше всякого поста.
Ему для творческого счастья
не нужно почестей и власти,
урочных высших степеней
и прочих пышных ахиней.
Он счастлив,
_____если вдруг представил
себе
_____влияние кристаллов
на запрещенный К-захват,
и все загадки гиперъядер
ему как гадкий неприятель,
с которым весел газават.
Он рад донельзя,
_____с места стронув
вопрос о тождестве нейтронов
и связь его сумев постичь
с интерференцией частиц.
Он ходит мудрый, вдохновенный,
накоротке со всей Вселенной –
ее поверенным в делах
(пускай простит его Аллах).
“Природа – заводная тетка,
– друзьям рассказывает он, –
в ней все продумано и четко:
закон – так уж для всех закон,
закон без скидок и поблажек;
ее политик не подмажет;
будь ты хоть пешка, хоть зампред –
не обойти ее запрет.
Но в ней не как у нас – не зона:
представьте довод ей резонный,
найдите незабитый лаз –
и новый мир открыт для вас.
С ней можно толковать на равных:
без звона, без речей парадных,
– и из беседы деловой
порядок встанет мировой,
умей вопросы лишь поставить!
Вселенная – она проста ведь!
Порядок строг у ней на дне...
А что сумбур – так он извне...”

Он не болтлив, новейший Кеплер.
Секретов он ее не треплет.
И, как природе, не нужны
ему ни слава, ни штаны.


 
Не правда ли, приятный человек?
Как жаль, что я не заполнил такими людьми всю поэму!

 
Как жаль, что этот образ постный
претит моей сатире злостной!
Ах, если б я писал псалтырь!
Но нет, нельзя! Ведь я сатир,
обман и зло – мои герои...
...А как уж хочется порою,
устав от боя, дать отбой,
наляпать краски голубой,
писать стихи про бровь соболью,
довольным быть самим собою...
Ведь мне
__________подобный сочинитель,
сатирик,
__________злобный очернитель,
что строит храмы из дерьма,
несимпатичен издавна.
Мне вообще мерзка сатира,
меня с нее всегда мутило.
Вы скажете, что это свист,
но я в душе идеалист.
Я прост умом, я прост душою.
(...в кино сижу лапша лапшою:
где скажут шутку – там смеюсь,
где страшно жутко – там боюсь,
люблю, чтоб был порок наказан,
изобличен, к столбу привязан,
потом, раскаявшись, прошен,
к благому делу приобщен...)
Вы согласитесь, что подобным
субъектам
__________смирным и беззлобным
тяжелый Ювеналов бич
не по плечу,
_____что это дичь,
что нужен здесь боец природный,
чтоб в сердце страсть,
_____а ум холодный,
чтоб жизнью ломан,
_____смертью гнут –
ему бы
_____(в руки)
__________этот кнут!
Увы! Такого Ювенала
земля давненько не видала.
Где страшный свист его хлыста?
Пуста вакансия, пуста!
...На нашу нравственную калечь,
на всю страну –
__________лишь Ким да Галич!
Лишь два шута на всем пиру!
Лишь два юродивых в миру!
...Есть чистых юношей ватаги,
девчонки, полные отваги.
Есть знаменосцы – нет шутов.
Есть пастухи – а нет хлыстов.
Святое место пусто, пусто!..
...Нет, вы мое поймёте чувство,
как ждал я, ждал...
__________И перестал,
и сам полез на пьедестал,
и посвятил себя сатире.
Пишу.
_____Пока не посадили.
Как все, с утра и до шести,
а после – Господи прости!
Пишу я с подковыркой вирши.
Сперва не мог, теперь – привыкши.
Теперь бы мог и на заказ,
чтоб здесь – намек,
__________а здесь – сарказм,
а в этом месте – дрожь по телу...
Хотите? На любую тему:
про негров... про политпросвет...
про гром побед...
в один присед!
__________Идет?..

 
Но только я настроился,
У у у – завыла сирена,
У у у – уныло, свирепо.
Пошло движение
__________по нашей толпе.
Читатель подумал:
__________тревога, чп.
И зря: не тревога,
__________а просто собрание...
Почему только
__________время такое раннее?
 
Гляди, народ-то как нахлынул,
– как кто из бочки пробку вынул.
Как их вмешает коридор?
Идут, как волны, чередой...

Идут понурые Панурги,
идут придворные придурки,
путей к величью первоторы,
из липы лычек перводёры;
прервав засаду на частицы,
идут с совета нечестивцы,
идет и просто мелка сошка:
из космотроники комсоржка,
из гаража Автомедоны,
из АТС телемадонны,
первоотдельская суккуба,
собой секретная сугубо,
и с ей, как спирохета бледный,
супруг еёный сверхсекретный...

Похожи, как из-под копирки,
идут девчонки-сексапилки,
а вслед – студенческая бурса,
младенцы выпускного курса,
юнцы – в душе амикошоны,
идей безумных акушёры,
и старикашки – бес в ребре,
чтецы Вийона и Рабле,

и толмачи талмудов толстых,
и оппонент, оплывший в тостах,
остывший грязевой вулкан,
науки бывший великан.

Идут по бомбам грамотеи,
громилы из угрюм-артели –
артель конструкторов смертей,
идейных роботов артель
(изобретенный соцроманом
сплав партбилета с сопроматом
считает, дышит, говорит,
ракеты запросто творит).

Идут невежды-инженеры.

Идет приезжий из Женевы,
почетный член,
__________почетный гость
сих древних стен,
__________программы гвоздь
на завтрашнем научном съезде;
чеканя шаг, идет с ним вместе
ученых в штатском коллектив,
его от всех отгородив.

Вот местный ворон.
_______________Лик не виден:
зарос!
_____Хоть псих,
____________но – неликвиден:
он наш российский Неэвклид,
времен рысистых неликвид.
Который год готовит опыт,
в себе кондовы силы копит...
Вот зря вас не было в четверг:
как он Эйнштейна опроверг!..

Вернувшись только что
__________с гастролей,
свиданьем с родиной
__________растроган,
идет разъезжий дуб Кузьма.
Он только что из Лиссабона,
он был в гостях у Нильса Бора,
начальством он ценим весьма.
Балда балдой Кузьма,
_______________пнем пень
– но ждет его теперь Пном-Пень...

...Народ все реже в коридоре.
Прошло теченье коренное.
Поток иссяк, спустили пруд.
Пошли и мы, а то запрут.
Звеня гремучими ключами,
идет охранник с сургучами.
Он проворчит: “Чего торчать,
все разошлись” – и вон попросит.

Придется нам обход кончать,
поэму на полслове бросить.
Сверну я только к алтарю,
о чем собранье посмотрю...


 
Оказывается, что это всего-навсего внеочередная политбеседа.
Выступает чиновник из политотдела

 
Он говорит, что час
__________тревожен.
Что самый раз
__________начать brain-washing
что пресловутый И. Вайсброт
своей игрой смутил народ.
Своею явкою с повинной,
своим преступным дневником –
который кой-кому знаком! –
он возмутил наш дух былинный,
как в Праге Палах,
в Риге Рипс,
как на Крещатике Макуха...
Но, веря в склад родного духа,
политотдел пошел на риск:
в набат не бьет,
войска не вводит,
в спецпсихлечебницы не содит,
а просто дан на первый раз
профилактический приказ:
закинуть глубже политсети,
просвет убрать в политпросвете...

 
Политчас
 
Вот мегафон политзарявкал –
и началась политзарядка.
Шнуруют нас в политкорсаж.
Шуруют нам политмассаж.
Свистят клинки политабреков,
летят клочки с политогрехов.
Возводят на политкостёр,
тех, кто умом политвостёр.
Включив политаппаратуру,
на нас наводят политуру.
Проводят в нас политпроцесс,
чуток отбросив политес.
Огнем горит политпалитра,
Гортань палит политполлитра.
Политзвучат календари.
Волхвы несут политдары.
Перед Двины перед сынами
поднялся вал политцунами.
Политсамум в глаза пылит.
Полит-Сухум лицо палит.
Полит обильным политпотом
царит доверья политвотум...
И тут пропел политпетух,
потух порыв политпотуг,
протек успешно политчас,
как будто в пять минут промчась.

...................

Идет народ аллюром скорым,
за взводом взвод –
__________на людный форум
встречать высокого гостя,
полдня рабочего скостя.
Приходится и нам поэму
кончать, внезапно скомкав тему.

Вот щель последняя забита
Выходят главжрецы и свита
Сдают Корнилу паспорта
Лязг. Дверь в науку заперта!

 

Ну, а у нас – вдвойне вопросы:
– Как? Что?
И здесь, в Двине, Вайсброты?
– И здесь они мутят народ?
– Чего же хочет ВАШ Вайсброт,
опять для личных щей навара?
– Или он местный Че Гевара,
чье дело – смута, бунт, война?
– Какая, в чем его вина?
– Прочел я верно между строчек,
что это – Дымшиц-самолётчик?
– Нет, он агрессор, ждущий часа,
чтобы на пушечное мясо
себя в Израиль отвезти!
– А я ужаснейшие вещи
про них читал
в подпольном “Вече”!
– Так в чем вина его, прости?..

– Вина его совсем простая:
душа его, прозрев, восстала –
– но это малая вина;
восстав, толкнула на поступки,
которые почти преступны,
– так это средняя вина;
но заявить об этом громко,
переступить обета кромку,
чтоб стала всем вокруг видна
его души освобождённость,
его деяний убежденность, –
вот это главная вина!
Большая, страшная провинность:
он дерзко согрешил навынос,
– хотя, вступая в институт,
он знал неписанный статут:
греша, не привлекай вниманья!
Замыслишь кукиш – дай в кармане!
Не превращайся в дикаря:
переступай – но втихаря!
Блуди тайком, масонствуй в маске.
Соблазн, переданный огласке,
соблазны новые родит
и пуще тайного вредит...
А он, допущенный постричься
в жрецы,
забыл про этот принцип...
– Да не забыл, а преступил
– они ведь не из простофиль...
– О да, бесспорно, я согласен,
Вайсброт преступен,
он опасен,
и я вам дам его дневник,
чтоб каждый в дело это вник
и сделал лично должный вывод...
Ну, а сейчас – пора на выход.
Кончать, друзья, пора кончать,
чего нам в храме зря торчать...

...................................

...Кончаю я свою поэму.
Она – как тяжкое полено.
То так, то эдак подхвачу –
никак к огню не подкачу.
Не разберу, где суть, где формы,
– переплелися сучья, корни.
Где луб, где камбий, где кора
– не различаю ни хера.
Извожен весь, устал ужасно,
а разгорится ли – неясно.
Но я и думать не хочу,
что, может, зря его качу,
что вряд ли им кого согрею,
что надымит оно скорее,
и что, как пить дать,
влепят мне
поленом этим по спине.
За наглый треп, за слабый трепет,
за гнусный лепет густо влепят.
Ну что ж! Зато и я влеплю
за всех за тех, кого люблю:
в ком сердце с детства онемело
в безлюдьи лжи, в глуши клевет
– и наудачу, неумело
выходит исподволь на свет.
Еще за тех, кто вышел к свету,
увидел зло, а силы нету:
в мыслях – пророк и еретик,
а грань не может перейти...
За тех, кто встал уже за гранью
над нашей трусостью и дрянью,
кто, за права свои восстав,
лишен работы, чести, прав,
и, зубы сжав, дерется молча,
– кого державы хватка волчья
объявит не в своем уме,
задавит в ссылке и тюрьме!
...За тех, кто видит, да не смеет,
а смеет сметь, да не умеет;
а я – умею и хочу,
и вот – решился и качу.
Кому поддам, кого прищучу,
на страх врагам спляшу качучу,
сбрехну, взбрыкну, захохочу,
– чего стыдиться хохмачу, –
дам пару строчек беззаботных:
передохну.
И вновь субботник,
__________и вновь качу...

...Чем враг сильней,
__________тем меньше страха.
Чем он реальней,
__________тем абстрактней.
Брать на испуг он ох как гож,
и с пугалом он точно схож.
Но я давно уже приучен
людей бояться, а не чучел,
а тут людского нет лица,
а только ...... без конца!

(Пробел опять я здесь оставил,
чтоб смог читатель подыграть
и, в нарушенье всяких правил,
по вкусу слово подобрать.
Пусть каждый в точках тех
___________________увидит
свой, облюбованный,
_______________эпитет,
и тоже станет хохмачом,
– а я останусь ни при чем).

Нет, раз почтен я божьим даром,
грешно его транжирить даром,
грешно таиться и молчать,
душой томиться и мельчать.
Кругом горит, земля дымится,
а мне раздумывать, томиться?
Держи-ка, милый, хвост дугой!
Тащи, авгур, бревно в огонь!

 


© Г.Г. Копылов
Воспроизведено по тексту, любезно предоставленному VIVOS VOCO! Г.Г. Копыловым.

Этот текст отвечает изданию:
Г.И. Копылов. Четырехмерная поэма. С послесловием и комментариями К. Любарского и Г.Г. Копылова.
М.: УРСС, 1999 - 120 с. (ISBN 5-88417-174-9)


 
Четырехмерная поэма Об авторе


V.V.
Январь 1999