О СОВЕТСКИХ ЛЮДЯХ И СОВЕТСКИХ АВИАЦИОННЫХ ПУШКАХ

Глава VI - "Артиллерийское и стрелковое вооружение авиации" - из сборника "Оружие победы"
(под ред. В.Н. Новикова, М., Изд. "Машиностроение", 1985)

 

Факт уничтожения вражеского самолета во время первой мировой войны 8 сентября 1914 года выдающимся русским летчиком П.Н. Нестеровым с помощью воздушного тарана развеял всякие сомнения в целесообразности воздушного боя для победы над противником в воздухе. Лишь после этого боя - первого боя в истории авиации и гибели П.Н. Нестерова в русской авиации на самолетах стали устанавливать пулеметы.

Первый в мире самолет-истребитель РБВЗ-С-Л.6, созданный специально для ведения воздушного боя, построен в январе 1915 года. На нем был установлен пулемет для стрельбы через плоскость, ометаемую винтом, с синхронизатором Лаврова. Однако по достоинству вклад П.Н. Нестерова в дело развития авиации был оценен только после победы Великой Октябрьской социалистической революции.

Предвидя опасность вооруженного нападения империалистов на Советскую Республику, партия большевиков приступила к созданию регулярной Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В декабре 1917 года по указанию В.И. Ленина была организована Всероссийская коллегия по управлению Воздушным Флотом республики.

За годы Советской власти отечественное авиационное вооружение превратилось в эффективное оружие, действующее в сложных метеорологических условиях, на всех высотах и скоростях, достигнутых современной авиацией. Отечественное стрелково-пушечное вооружение самолетов не уступало, а по ряду показателей превосходило лучшие зарубежные образцы.

В первые годы Советской власти созданием авиационного вооружения занимались отдельные изобретатели и ученые-энтузиасты. Они сконструировали ряд новых образцов боевой техники и разработали теоретические основы использования воздушной артиллерии.

В 1918 году под руководством В.Г. Федорова было создано первое в стране конструкторское бюро для разработки автоматического оружия. Оно стало школой оружейного дела, воспитавшей таких выдающихся конструкторов, как В.А. Дегтярев, Г.С. Шпагин, С.Г. Симонов. За сравнительно короткий срок конструкторы создали ряд образцов автоматического оружия.

В 1928 году была разработана модификация простого и надежного ручного пулемета В.А. Дегтярева для установки на самолете. Это был первый отечественный авиационный пулемет ДА; для уменьшения силы отдачи впервые в авиационном вооружении был применен дульный тормоз.

В тот же период был разработан пулемет ПВ-1 с ленточным питанием. Использовав пехотный пулемет "Максим", конструктор А.В. Надашкевич уменьшил его массу с 20 до 14,5 кг и повысил скорострельность с 600 до 780 выстр./мин.

Таким образом, к 1929 году наша авиация уже имела на вооружении два отечественных пулемета, не уступавших иностранным образцам. При этом пулемет ДА стал оборонительным оружием бомбардировочной и разведывательной авиации, а ПВ-1 - оружием истребителей.

Однако приспособленные для самолетов пехотные пулеметы не могли в полной мере удовлетворить авиацию. Авиационное артиллерийское оружие должно иметь высокую скорострельность и эффективность действия пули или снаряда по цели, небольшие массу и габариты, малую силу отдачи, ленточное питание, дистанционное управление стрельбой и перезаряжанием, возможность интенсивного расхода большого боекомплекта и т.д. Этим объясняются особые трудности в исследовании, проектировании, отработке и испытаниях авиационного оружия. Поэтому ЦК партии особое внимание уделял условиям разработки этого оружия.

Авиационное оружие постепенно выделилось в особую отрасль военной техники со своими конструкторскими бюро, научно-исследовательскими институтами, испытательными полигонами и заводами. Советские ученые и конструкторы добились высоких результатов в его разработке, успешно решив ряд сложных технических задач.

Первый в мире авиационный скорострельный пулемет ШКАС (ШКАС - Шпитальный, Комарицкий; авиационный, скорострельный) был разработан Б.Г. Шпитальным и И.А. Комарицким в 1932 году. Принцип действия пулемета основан на использовании энергии порохового газа, отводимого из ствола. Выдающаяся для того времени скорострельность - 1800 выстр./мин была достигнута за счет высоких скоростей подвижных частей и оригинальной системы подачи, обеспечивающей плавное извлечение патрона и перемещение его на линию канала ствола к моменту досылания.

В 1936 году К.Н. Рудневым при участии В.П. Котова, В.И. Салищева и В.А. Галкина была успешно завершена разработка синхронного варианта пулемета ШКАС. Этот пулемет устанавливали на самолеты вплоть до Великой Отечественной войны.

В 30-х годах значительно увеличилась скорость самолетов, возросла их живучесть. На смену пулеметам калибра 7,62 мм пришли крупнокалиберные пулеметы и пушки.

В 1934 году был принят на вооружение 12,7-мм авиационный пулемет Б.Г. Шпитального и С.В. Владимирова - ШВАК (ШВАК - Шпитальный, Владимиров; авиационный, крупнокалиберный). В ходе отработки и испытаний пулемета выявилась возможность сделать его бикалиберным - 12,7 и 20 мм. Так, в 1936 году была создана 20-мм пушка ШВАК, получившая в годы Великой Отечественной войны широкое применение. Для этой пушки пришлось создавать специальный короткий патрон со снарядом массой 96 г.

Пушка ШВАК и пулемет ШКАС были первыми отечественными образцами авиационного оружия, намного превосходящими по тактико-техническим характеристикам лучшие зарубежные образцы того времени.

Пушка ШВАК впервые была применена в 1939 году в боях на реке Халхин-Гол на самолете И-16. Этой пушкой в синхронном варианте был вооружен ряд самолетов, в крыльевом варианте - штурмовик Ил-2 (на начальном этапе серийного производства).

К началу войны появились и другие образцы авиационного оружия. В 1939 году конструктор М.Е. Березин создал крупнокалиберный синхронный пулемет БС. На его базе был разработан пулемет УБ-12,7 в крыльевом, турельном и синхронном вариантах. В создании пулемета активное участие принимали В.А. Дегтярев и А.Т. Чепелев. В апреле 1941 года пулемет УБ-12,7 был принят на вооружение и началось его серийное производство на тульском заводе. В течении 1942 года на Ижевском машиностроительном заводе было также освоено его серийное изготовление. Это было особенно важно в связи с частичной эвакуацией тульского завода.

Огромная заслуга в быстром освоении пулемета Березина принадлежит технологам ОГТ и лаборатории. Высокая сознательность, чувство глубочайшей ответственности перед страной за порученное дело, стремление выполнить задание в кратчайший срок и на высоком техническом уровне - вот что являлось основной движущей силой всего коллектива. Ускоренный выпуск продукции для фронта наряду с применением высокопроизводительного оборудования и прогрессивной технологии был обеспечен широким внедрением поточной системы производства. Уже в самом начале войны пулемет УБ-12,7 стал одним из основных видов авиационного оружия, особенно для подвижных оборонительных установок.

Действие пулемета УБ-12,7 основано на принципе отвода пороховых газов через отверстие в канале ствола. По своим данным он значительно превзошел американский пулемет "Кольт-Браунинг" того же калибра и был лучшим в мире образцом авиационного пулемета крупного калибра. За разработку пулемета УБ-12,7 М.Е. Березину в 1941 году была присуждена Сталинская премия.

В 1940 году конструкторы А.А. Волков и С.А. Ярцев создали авиационную пушку ВЯ калибра 23 мм. Принцип ее работы тот же, что и у пулемета УБ. К пушке были разработаны снаряды комбинированного действия: бронебойно-зажигательный и осколочно-зажигательный. За разработку пушки А.А. Волкову и С.А. Ярцеву в 1941 году была присуждена Сталинская премия.

За рубежом пушек такого калибра в то время не было. Эта пушка стала оружием штурмовика Ил-2 в годы войны и производилась в больших количествах на нескольких заводах, принята на вооружение в мае 1941 года. Принятие на вооружение к началу Великой Отечественной войны пушки ВЯ-23 значительно усилило боеспособность штурмовиков Ил-2.

До начала Великой Отечественной войны ЦК нашей партии серьезное внимание уделял наряду с производством других видов боевой техники развитию и совершенствованию пушечного вооружения самолетов, как важного средства завоевания господства в воздухе. Установленную на поступивших на вооружение Военно-Воздушных Сил Красной Армии в 1940 году истребителях ЛаГГ-3, МиГ-3 и Як-1 пушку ШВАК предполагалось использовать главным образом в ближнем воздушном бою, так как для поражения многих наземных целей противника она оказалась недостаточно эффективной. Пушка ВЯ-23, установленная на штурмовике Ил-2, успешно применялась для поражения слабо бронированных наземных целей.

В начале войны, одновременно с организацией серийного производства пулемета УБ-12,7 и пушки ВЯ-23, широко развернулись работы в области проектирования нового авиационного автоматического оружия, которое могло бы быть успешно применено как в воздушном бою, так и для поражения наземных целей. Этому способствовало назначение в начале Великой Отечественной войны на пост Народного Комиссара вооружения молодого, энергичного, талантливого руководителя Д.Ф. Устинова, уделявшего большое внимание развитию новых конструкторских бюро и укреплению их постоянных связей с заводами серийного производства.

Именно крепкие связи с заводами стали основой быстрого развития автоматического оружия этого периода. Руководители заводов В.Н. Новиков, Б.М. Пастухов, Ф.К. Чарский, С.К. Медведев и другие были непосредственными участниками отработки образцов оружия. Под руководством Б.Л. Ванникова и Н.В. Мартынова Наркомат боеприпасов обеспечил создание и постановку на производство новых видов боеприпасов для авиационного оружия.

Перед конструкторами авиационного вооружения были поставлены сложные задачи. От их решения во многом зависело завоевание советскими Военно-Воздушными Силами господства в воздухе, жизненно необходимого для поддержки ббевых действий сухопутных войск. Вооружение истребителей должно было обеспечить увеличение эффективности огня при большой дальности стрельбы, создать летчику необходимые условия для уничтожения фашистских самолетов первыми выстрелами. А для повышения эффективности поражения наземных целей, особенно танков, требовалось увеличить калибр авиационных пушек.

Каждый новый образец был результатом творческого соревнования нескольких коллективов. На вооружение принимался лучший образец. В атмосфере соревнования в грозном 1941 году родилась 37-мм пушка НС-37. Ее разработали А.Э. Нудельман, А.С. Суранов, Г.А. Жирных, В.Я. Неменов, С.Г. Лунин, М.П. Бундин.

У этой пушки короткий ход ствола, пружинный гидравлический накатник, ленточное питание патронами. Механизм подачи работал от специальной пружины, взводившейся при откате ствола. Все работы по проектированию, испытанию, организации серийного производства, установке на самолеты, вплоть до боевого применения в действующей армии организовал и возглавил конструктор А.Э. Нудельман.

В то же время конструкторский коллектив, руководимый Б.Г. Шпитальным, создал другой образец 37-мм авиационной пушки Ш-37. Ее конструкция строилась на принципе отвода газов из канала ствола, питание магазинное. В начале 1941 года пушка Ш-37, установленная на истребителе ЛаГГ-3, прошла испытания и была передана для серийного производства.

В трудное время начала войны 9 сентября 1941 года А.Э. Нудельман, М.П. Бундин и слесарь-механик А.Ф. Сенечкин приступили к установке первого опытного образца пушки НС-37 на истребитель ЛаГГ-3. С.А. Лавочкин и весь коллектив его КБ и серийного завода с пониманием взялись за установку на свой самолет пушки, которая еще не прошла государственных испытаний. Пушку НС-37 устанавливали в развале двигателя и жестко крепили к редуктору, что существенно уменьшало влияние выстрела на истребитель, так как импульс отдачи при выстреле поглощался массой двигателя и пушки, связанных в одно целое.

Государственные летные испытания закончились в марте 1942 года. Одним из руководителей полигона был тогда военный инженер П.С. Селянкин, многое сделавший для создания и освоения новых авиационных пушек, а ведущим инженером-испытателем был С.П. Мохов. Автоматика пушки НС-37 и на самолете действовала надежно, да и живучесть пушки была высокой. Для этого в основу пушки НС-37 были положены: хорошая ориентация узла запирания в ствольной коробке, оптимальные скорости подвижных частей, плавная подача патронной ленты и применение гидротормоза отката и наката ствола.

Пушка НС-37 успешно выдержала в июле - августе 1942 года повторные государственные летные испытания. Ведущим инженером-испытателем на полигоне был А.Я. Филиппов. 30 декабря 1942 года после всесторонних сравнительных испытаний эта пушка по решению Государственного Комитета Обороны, как более совершенная, была принята на вооружение. Она по ряду основных боевых качеств превзошла пушку Ш-37. Надежность автоматики, удобство в эксплуатации, меньшие масса и габариты, непрерывное звеньевое питание и неподвижное крепление дали возможность более рационально разместить ее на самолете. Она устанавливалась неподвижно на истребителях ЛаГГ-3 и Як-9Т в развале блока моторов (стрельба велась через втулку винта) и на штурмовике Ил-2 под крыльями.

Коллектив Ижевского машиностроительного завода, где было организовано серийное производство пушки НС-37, с полной отдачей работал для фронта. Огромное внимание производству уделяли Первый секретарь обкома партии А.П. Чекинов, заместитель Наркома вооружения В.Н. Новиков и директор завода М.А. Иванов.

Наркоматом вооружения перед коллективом завода была поставлена задача в кратчайший срок освоить производство пушки НС-37. За несколько дней на заводе был изготовлен стенд, на котором конструкторы демонстрировали стрельбу из пушки в заводском тире А.П. Чекинову, В.Н. Новикову и руководству завода.

Образец пушки после стрельбы был разобран и детали вместе с документацией были розданы технологам. В то время, в 1942 году, на заводе был очень сильный коллектив технологов. Главный технолог завода А.Я. Фишер, его заместитель В.П. Болтушкин - специалисты высокой квалификации, сумели объединить всех технологов, заводских и направленных на завод из ряда эвакуированных институтов, и соединить их усилия на решение задачи. Были приняты меры для быстрейшей разработки и изготовления оснастки для серийного производства пушки НС-37: была создана технология, разработана оснастка. Вместе с технологами работали конструкторы пушки и конструкторы завода во главе с главным конструктором В.И. Лавреновым.

Одновременно перед коллективом завода была поставлена задача: срочно без технологической оснастки изготовить 40 пушек НС-37 и вооружить ими самолеты ЛаГГ-3. Станкостроительное производство завода готовило основные крупные детали. Изготовление наиболее точных деталей и сборка были поручены инструментальному производству. Чтобы быстрее сделать без оснастки 40 пушек, в помощь заводу были направлены лучшие рабочие-станочники конструкторского бюро, разработавшего пушку: В.Я. Веселов, Ф.И. Круковский, А.С. Горбунов и др. Они без оснастки изготовляли самые сложные детали. Прибыла на завод также бригада механиков-сборщиков, конструкторов. Здесь работали конструкторы А.С. Суранов, Г.А. Жирных, И.В. Нефелов, С.Г. Лунин, К.Н. Иванов, механики Б.Ф. Исаков, А.Ф. Сенечкин, Д.Ф. Исаков и др. На заводе царил исключительно высокий патриотический подъем. Партийный комитет завода, Обком партии мобилизовали коммунистов на выполнение поставленной задачи. Работали круглосуточно.

Очевидцы вспоминают: "Особенно напряженным был заключительный этап работы - сдаточный отстрел пушек в тире. Нам пришлось возглавить также работу по сдаче пушек стрельбой. Мы (Г.А. Жирных, А.Э. Нудельман, А.С. Суранов, наши механики) прожили две недели в тире. Кровати, на которых спали по очереди по 3-4 часа в сутки, стояли в 4-5 метрах от испытательных стендов. Гильзы, вылетавшие из пушек при автоматической стрельбе, ударялись об эти кровати. Однако, несмотря на стрельбу, на удары гильз, мы после 20-часового рабочего дня спали, и стрельба этому не мешала. Работа в тире ладилась, пушки уходили из тира одна за другой. Трудились с таким подъемом, что наша жизнь в тире, возле стреляющих пушек, в памяти осталась светлым праздником. Ведь выпускали для фронта первую серию наших пушек! Выпускали для победы над фашистской Германией!"

Это были сентябрь - октябрь 1942 года. Тяжелое положение на фронтах, трудное для страны время - шла Сталинградская битва, которая должна была решить многое в войне. В эти суровые дни стремление оказать помощь фронту, большая работа партийной организации на заводе, поддержка коллектива завода областным комитетом партии обеспечили успешное выполнение задачи. Все 40 пушек были изготовлены в срок - 18 октября собрана первая пушка, а к 7 ноября 1942 года готовы все 40 пушек. Задание коллективом завода было выполнено!

Пушки были направлены на самолетостроительный завод и установлены на истребители ЛаГГ-3. Самолеты с первыми пушками НС-37 были на фронте уже в декабре 1942 года, часть из них была передана в знаменитый полк "Нормандия-Неман". Одновременно с изготовлением первых 40 пушек разрабатывалась и изготовлялась оснастка, чтобы к концу 1942 года начать серийное производство. Высокая технологичность пушки позволила в течение трех месяцев наладить ее серийное производство.

Боекомплект пушки НС-37 состоял из бронебойно-зажигательно-трас-сирующих и осколочных патронов. Бронебойные снаряды предназначались для поражения наземных бронированных целей, снаряд на дальности 200 м пробивал 50-мм броню. Был разработан подкалиберный снаряд, повышающий бронепробиваемость до 110 мм. Осколочные снаряды предназначались для поражения воздушных целей, они были снабжены головными взрывателями. Попадания одного снаряда пушки НС-37 было достаточно для уничтожения фашист-кого самолета.

В трудное время 1942 года непросто было принять решение о серийном производстве пушки НС-37 вместо пушки Ш-37, уже изготовлявшейся серийно. Однако постоянное внимание ЦК партии, стремление сделать все для достижения превосходства нашего советского оружия, для победы определили такое решение. Ко времени принятия пушки НС-37 на вооружение уже проводилась, по инициативе конструкторского бюро, руководимого известным авиаконструктором А.С. Яковлевым, работа по установке этой пушки на истребителе Як-9Т, где пушка НС-37 имела боекомплект 30 патронов. В марте-апреле 1943 года на двухместный самолет Ил-2 были также установлены две пушки НС-37. Ленточное питание этих пушек позволило разместить их непосредственно у нижней поверхности крыла с использованием простого и быстро-разъемного крепления. Пушки закрывали относительно небольшие обтекатели, каждый из которых состоял из двух легко открывающихся шторок. Боекомплект пушки из 50 снарядов находился непосредственно в отсеке крыла. Двухместные самолеты Ил-2 с пушками НС-37 с большим боевым эффектом были впервые применены против скоплений вражеских танков и мотопехоты в Курской битве в 1943 году. Самолет Ил-2, вооруженный 37-мм пушками, представлял собой грозное и эффективное оружие для борьбы с наземным и воздушным противником. Из показаний пленных фашистских солдат следовало, что войска несут большие потери в технике и живой силе от советских самолетов с "большой пушкой". Отмечалось, что пушки самолетов Ил-2 поражают даже "Тигров".

Войсковые испытания пушки НС-37 на самолетах ЛаГГ-3 были проведены с 21 апреля по 7 июня 1943 года в боях на Калининском фронте в 1-й воздушной армии; на самолетах Як-9Т - с 22 июля по 21 августа 1943 года на Центральном фронте. Самолеты Як-9Т с пушками НС-37 участвовали в битве на Курской дуге. С 20 июля по 16 декабря 1943 года проводились широкие войсковые испытания самолетов Ил-2, вооруженных двумя пушками НС-37 в боях на 1-м Украинском фронте.

Организацией производства пушек на заводе руководил главный инженер завода С.С. Гиндинсон, начальником сборочного цеха был Б.Ф. Файзулин. Все время большую поддержку этой огромной работе по отработке, освоению пушки НС-37 на производстве оказывали Народный Комиссар вооружения Д.Ф. Устинов и его заместитель В.И. Новиков. Осенью 1943 года Д.Ф. Устинов выезжал на один из подмосковных аэродромов для осмотра пушек НС-37 на самолетах Ил-2 и Як-9Т и ускорения их серийного производства на заводе. В.Н. Новиков, находившийся в 1942-1943 годах практически постоянно на заводе, обеспечил решение этой большой и сложной задачи.

Все работы по освоению пушки и улучшению ее в серийном производстве осуществлялись при участии большой группы сотрудников конструкторских бюро под руководством А.С. Суранова, которая практически в течение полутора-двух лет постоянно находилась на заводе. В процессе серийного производства, естественно, проводились доработки пушки в целях упрощения технологии отладки автоматики и боевой эксплуатации. Так, в 1943 году на заводе было реализовано предложение А.А. Рихтера, работавшего тогда конструктором в станкостроительном производстве завода, ввести в пушку разработанный им механизм внешней регулировки торможения отката в гидротормозе. Это существенно упростило отладку автоматики в производстве и в процессе боевой эксплуатации. Регулируемый гидротормоз был использован и в последующих конструкциях - настолько удачным было это предложение.

Создание мощной скорострельной пушки НС-37 в разгаре войны сыграло роль в завоевании господства нашей авиации в воздухе. У немцев не было такой мощной пушки. Вскоре после появления на фронте истребителей с пушкой НС-37 фашистские летчики, увидев истребители с выступающим из втулки винта стволом, старались не вступать в бой. Пушки наводили ужас на немецкие бомбардировщики. Достаточно было одного попадания снаряда пушки, стрелявшей с дальней дистанции, чтобы "Юнкере" буквально рассыпался. Лучшим немецким асам в Крыму поручили охотиться за истребителями с этой пушкой, прозванной "летающим фердинандом". И когда, наконец, удалось подбить один истребитель со страшной для немцев пушкой, из Германии с завода "Фокке-Вульф" срочно прибыла комиссия для изучения "летающего фердинанда". "Страшную пушку" создали молодые советские конструкторы А.Э. Нудельман и А.С. Суранов.

Американская пушка М-4 того же калибра, устанавливаемая на истребителях П-39 Аэрокобра, уступала ей по всем показателям; НС-37 имела более тяжелый снаряд со значительно большей начальной скоростью и почти вдвое большую скорострельность.

С первых дней боевого применения на фронтах пушек НС-37 стали приходить письма от летчиков-истребителей и авиационных командиров с высокой оценкой пушки. Ее высоко оценили и французские летчики авиационного полка "Нормандия - Неман". За годы Великой Отечественной войны было выпущено около 10000 этих пушек. За разработку пушки НС-37 конструкторам А.Э. Нудельману, А.С. Суранову, М.П. Бундину, Г.А. Жирных и рабочему Б.Ф. Исакову 22 марта 1943 года была присуждена Сталинская премия.

С самого начала разработки пушки НС-37 конструкторам постоянно оказывали внимание и содействие в ЦК партии. Особенно большую помощь оказывали разработчикам инструктор отдела ЦК партии И.Д. Сербин и член Военного Совета Военно-Воздушных Сил Н.С. Шиманов.

В результате изучения опыта боевого применения на фронтах пушек НС-37 ЦК партии в мае 1943 года поставил задачу - разработать еще более мощную крупнокалиберную пушку для стрельбы с истребителей на большую дальность. После совещания 5 июля 1943 года у И.В. Сталина с участием руководителей Наркомата вооружения, Военно-Воздушных Сил и конструкторов самолетов, авиационных пушек и прицелов вышло постановление Государственного Комитета Обороны о разработке 45-мм пушки для вооружения истребителей. Задание было выдано двум конструкторским бюро. Через год по результатам испытаний 45-мм пушек и боеприпасов к ним на вооружение была принята пушка НС-45.

Разработка пушки НС-45, обеспечение работоспособности автоматики и живучести в такие короткие сроки - была сложной задачей, хотя был использован автомат пушки НС-37. Главная трудность состояла в создании для этого автомата такого ствола калибра 45 мм, который проходил бы через втулку винта самолетного серийного двигателя, стоявшего тогда на истребителях Як-9. Создание такого ствола было основным требованием главных конструкторов самолета и двигателя, так как переделка редуктора самолетного двигателя в условиях военного времени была чрезвычайно сложным делом и требовала много времени. И такой тонкостенный ствол с минимальной разностенностью и очень малой кривизной благодаря усилиям конструкторов пушки и технологов завода удалось создать! Впервые при этом на самолетной пушке был применен дульный тормоз, выступавший из втулки винта самолета.

В этом же коллективе был разработан и новый патрон калибра 45 мм с использованием штатного фугасно-осколочного снаряда 45-мм противотанковой пушки, гильзы патрона НС-37 были с переобжатым на новый калибр дульцем, с сохранением длины 37-мм патрона. Применение штатного снаряда массой 1065 г обеспечило начальную скорость его 820 м/с. Таким образом была значительно увеличена дальность стрельбы, а разрушающее действие 45-мм снаряда было вдвое больше, чем снаряда калибра 37 мм. Новые 45-мм патроны не только разрабатывали в конструкторском бюро под руководством А.Э. Нудельмана, но и собирали и испытывали здесь же, что позволило создать патрон в короткие сроки.

Пушку НС-45 установили на истребитель Як-9К. Этот самолет, располагая таким мощным оружием, отлично проявил себя в заключительный период Великой Отечественной войны. Как в воздушных боях, так и при атаках наземных целей пушки показали высокую боевую эффективность. Корпус генерала Е.Я. Савицкого, на вооружении которого состояли самолеты Як-9Т с пушкой НС-37 с 1943 года и Як-9К с пушками НС-45 с июня 1944 года, успешно воевал до конца войны и закончил бои в Берлине.

Для совершенствования пушек НС-37 и НС-45 много сделал Е.Я. Савицкий, ныне маршал авиации. Он лично испытывал пушки в боях и регулярно сообщал конструкторам результаты их боевого применения. А.С. Яковлев писал: "Успешно действовали не только против самолетов противника, но и по наземным целям истребители Як-9Т с 37-мм и 45-мм пушками". Таким образом, в Великой Отечественной войне успешно применялись самые мощные в истории военной авиации пушки НС-37 и НС-45. В начале 1945 года две пушки НС-45 были установлены на самолете Ил-2 под крыльями; самолет с этими пушками прошел летные испытания, но серийно не строился в связи с прекращением войны.

Выполнение большого комплекса работ по созданию авиационных пушек в соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны поднйло на новый уровень вооружение советских самолетов, обогатило отечественную технику опытом создания высокоэффективной воздушной артиллерии.

Говоря об истории самоотверженного творческого труда коллективов конструкторов и серийных заводов в период Великой Отечественной войны, необходимо еще раз подчеркнуть, какую большую работу проводил ЦК партии во время войны, каким обладал предвидением и пониманием нужд фронта, какие актуальные задачи ставил перед конструкторами, чтобы непрерывно наращивать мощь нашей авиации для ускорения победы над врагом. При этом была проявлена забота о совершенствовании существующего вооружения, определена перспектива развития авиационного вооружения.

Близкие перспективы качественного изменения истребителей, создания реактивных истребителей выдвигали задачу облегчения оружия; скоротечность боя скоростных истребителей требовала роста скорострельности оружия и увеличения боекомплекта.

Учитывая перспективные условия ведения воздушного боя реактивными истребителями - сокращения дальности атаки в целях повышения точности стрельбы конструкторское бюро А.Э. Нудельмана разработало новую легкую 23-мм авиационную пушку НС-23 с уменьшенной начальной скоростью снаряда. Масса этой пушки и ее габариты были значительно меньше, чем у 23-мм штатной пушки ВЯ, а масса патрона со звеном почти вдвое меньше массы патрона со звеном штатной пушки. Это позволило увеличить боекомплект. Пушка НС-23 и патрон к ней в октябре 1944 года были приняты на вооружение и поставлены на серийное производство.

С октября 1944 года на вооружение штурмовых авиационных полков стали поступать новые штурмовики Ил-10. Четыре новые пушки НС-23 с общим боезапасом 600 снарядов, как и старое стрелково-артиллерийское вооружение, размещались в консолях крыла. Малые масса и габариты пушки НС-23, меньшая отдача при стрельбе значительно упростили их установку на самолете и эксплуатацию. Два оружейника монтировали и демонтировали пушки, укладывали снарядные ленты и заряжали пушки примерно за 10 минут, тогда как такая же подготовка ВЯ требовала не менее 30 минут. Новое наступательное артиллерийское вооружение позволило штурмовику увеличить мощность секундного залпа в 1,5 раза и, главное, точность стрельбы из пушек: рассеяние снарядов при автоматической стрельбе стало меньше, чем у пушек ВЯ в 2-3 раза. Летные испытания показали, что при стрельбе в воздухе одновременно из всех четырех пушек сила отдачи не влияет на устойчивость самолета и прицельность стрельбы.

Вскоре штурмовики Ил-10 с четырьмя крыльевыми пушками НС-23 стали поступать в части Военно-Воздушных Сил и принимать участие в разгроме врага, особенно велика их роль в битве за Берлин.

Идея создания малогабаритного патрона с уменьшенной начальной скоростью, позволившая существенно уменьшить габариты и массу пушки и боекомплекта, была очень хорошо принята конструкторами самолетов. По просьбе С.А. Лавочкина коллектив конструкторов под руководством А.Э. Нудельмана в 1944 году разработал синхронный вариант пушки НС-23 для стрельбы с истребителя Ла-9 через плоскость, ометаемую винтом. Дело в том, что истребитель Ла-9 с двигателем воздушного охлаждения позволял только такое размещение пушек, при котором траектория снарядов пересекала плоскость быстровращающегося трехлопастного винта. Учитывая мощность 23-мм снаряда и решение установить на самолет четыре пушки, синхронизация момента выстрела в каждой пушке с положением лопастей винта становилась ключевой задачей такой беспрецедентной, сопряженной с большим риском, схемы вооружения. Безопасность самолета могла быть обеспечена только при абсолютно надежной и точной работе специального механизма, управляющего стрельбой от вращения винта.

Задача осложнялась необходимостью встроить такой тонкий механизм в серийно производимую пушку НС-23 без существенной переделки командных деталей. Эта работа была поручена конструктору А.А. Рихтеру, который разработал такой механизм, скомпоновал его в пушке НС-23, а затем тщательно отработал в ходе многочисленных испытаний и руководил внедрением пушки с этим механизмом, получившей наименование НС-23с. В июле 1944 года для летных испытаний пушка НС-23с была вначале установлена на самолете Ла-7, а затем на Ла-9. За созданием самолета Ла-9 и отработкой его вооружения очень внимательно следил ЦК партии. Нарком вооружения Д.Ф. Устинов как всегда поддерживал новое, контролировал ход этой работы и оказывал ей всемерное содействие. За разработку пушки НС-23 и нового 23-мм патрона, обеспечивших новые возможности для советских истребителей, А.Э. Нудельману, А.С. Суранову, А.А. Рихтеру, Г.Н. Лебедеву, П.П. Грибкову и М.П. Бундину 26 июня 1946 года была присуждена Сталинская премия.

В 1944 году М.Е. Березин на базе пулемета УБ-12 разработал 20-мм пушку Б-20 под патрон пушки ШВАК, принятую на вооружение в октябре 1944 года взамен пушки ШВАК, габариты и масса которой затрудняли размещение ее на подвижных установках самолетов. В создании пушки принимали участие конструкторы А.Т. Чепелев, В.И. Силин, З.И. Мамонтова. Создание пушки Б-20, принятие ее на вооружение было значительным событием. Хотя принципиально пушка Б-20 практически не отличалась от пулемета УБ-12,7, тем не менее при ее создании коллективу конструкторов пришлось решить целый ряд сложных технических задач, связанных с использованием для этой пушки 20-мм патронов пушки ШВАК.

Пушка Б-20 была разработана в трех вариантах: синхронном, турельном и крыльевом. Будучи по баллистике и скорострельности практически одинаковой с пушкой ШВАК, она была почти вдвое легче ее. Пушка Б-20 устанавливалась на истребителях Як-3, Як-4, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7 неподвижно, на штурмовиках Ил-2, Ил-10, бомбардировщиках Ту-2 на подвижных установках. Серийное производство пушек Б-20 было освоено в 1944 году в очень короткий срок. За разработку пушки Б-20 М.Е. Березину была присуждена Сталинская премия.

Большой вклад в дело создания авиационных пушек и стрелкового вооружения в предвоенное и военное время внесли такие крупные военные инженеры, как А.А. Благонравов, И.Ф. Сакриер, М.В. Гуревич, Д.А. Вентцель. Многое сделали для успешного создания авиационного оружия военные летчики-испытатели. Летные испытания новых образцов оружия - трудное дело, требующее специальных знаний, понимания задачи и большого мужества. Особенно отличался в довоенные годы и во время войны военный летчик Н.И. Звонарев, давший путевку в жизнь пулеметам ШКАС, пушкам ШВАК.

В целом о превосходстве советских авиационных пушек и пулеметов, состоявших на вооружении Советской авиации и наших союзников во время Великой Отечественной войны, над авиационными пушками и пулеметами фашистской Германии можно судить по данным таблицы.

Успешная деятельность во время Великой Отечественной войны в области создания новых боевых средств авиационного вооружения умножалась повседневным вниманием партии; исполнение воли партии осуществлялось высокой организованностью промышленности вооружения под руководством Народного комиссара вооружения Д.Ф. Устинова, его заместителей В.Н. Новикова, И.А. Барсукова, руководителей отдела наркомата А.Б. Богданова, И.Ф. Дмитриева.

На опыте развития авиационного вооружения как в предвоенные годы, так и в ходе борьбы с жестоким и сильным врагом коллективы создателей авиационных пушек и пулеметов вновь и вновь убеждались - какое благотворное влияние на непрерывное совершенствование советского оружия оказывает постоянная забота нашей партии и Советского правительства. Партия - организатор и вдохновитель победы над врагом, организовывала и вдохновляла работы и по созданию грозного оружия Победы - автоматических самолетных пушек разного калибра.
 


Артиллерия 
Минометы 
Реактивная артиллерия 
Танки и САУ 
Стрелковое оружие 
Вооружение авиации 
Оптика 
Патроны 
Боеприпасы



Апрель 2007