ДЛЯ ЧЕГО КОЗЕ БАЯН?
"...В <...> системе образования в самом тяжелом положении
оказалась именно химия, как предмет, плохо соответствующий рыночной
идеологии.
...Химически необразованные люди готовы покорно следовать
за любым лжепророком, с восторгом внимают бесноватым ясновидящим и малограмотным
астрологам.
...Плохое химическое образование нарушает основные права гражданина,
в частности право на свободный выбор профессии".
Вполне уверен, что подобные сентенции немыслимы в кругу профессиональных
физиков, химиков или биологов - их авторы до конца дней терпели бы веселые
издевательства коллег, - но замените
химию на
математику,
и вы получите обращение к общественности членов оргкомитета Всероссийской
конференции "Математика и общество. Математическое образование на рубеже
веков" (IX.2000, Дубна), некогда опубликованное еще в той "Независимой
газете" (2.XI.2000). Среди подписавших - академики Н. Бахвалов и В. Садовничий, профессор В. Тихомиров и другие математики. Видимо не зря известный педагог
57-ой школы А. Шень в шутку
квалифицировал
профессию математика как способ социальной адаптации для людей с нестандартной
психикой.
Кстати, авторы обращения явно ошибаются насчет несовместимости математики
с рыночной идеологией. Мне довелось на юбилее "Кванта" услышать от его
главного редактора - академика Ю. Осипьяна - исполненные гордостью слова
о том, как много банкиров и крупных бизнесменов вышло из юных математиков
- читателей журнала, сколько их с выгодой продало свои таланты на Запад.
В самом деле, почему бы "Кванту" не опубликовать статистику постперестроечных
судеб выпускников той же 57-ой школы как неотразимый аргумент в пользу
именно государственной поддержки и самого журнала, и элитарных матшкол.
Я вспомнил об этом невинном филистерстве, бегло познакомившись с дискуссией,
разгорающейся ныне вокруг стандартов, которые должны быть введены в государственное
базовое образование - в том числе и математическое. Кто со стороны
мог бы представить, какие там бушуют страсти?.. Отсылаю интересующихся
к соответствующим статьям и документам,
а здесь приведу две примечательные статьи из свежего номера журнала "Школьное
обозрение":
Г.В. Дорофеев, "Не обучение
математике, а обучение математикой!";
В.И. Арнольд, "О печальной
судьбе «академических» учебников".
Уже из названия статьи Дорофеева - автора проекта госстандарта - видно,
что он рассматривает массовое школьное математическое образование не как
цель, а как некое вспомогательное средство. Такое смещение акцентов есть
не просто злая воля реформатора, а ответ на социальный заказ.
Лет десять назад я спросил у знаменитого московского учителя Б.П. Гейдмана,
сколько Математиков было среди тысяч выращенных им учеников. Б.П. понял
мой вопрос и после некоторой паузы ответил: "Три... Нет, пожалуй, четыре".
Неужели же ради трех, четырех, ста... настоящих (прирожденных!) математиков в нашей советской стране была развернута эффективная система
поиска и обучения талантливых детей, громадным тиражом печатался "Квант"
и прекрасные научно-популярные книги и т.д. Конечно нет! Даже самые отъявленные
"демократы" не могут отрицать, что стандарт - именно стандарт! - математического
образования в советских школах был весьма высок. Он был высок только потому,
что соответствующие знания были востребованы. Страна нуждалась в математически
образованных людях: инженерах и техниках, ученых и лаборантах, проектантах
и строителях, военных и разведчиках - этот список можно долго продолжать.
Если же нужда в квалифицированных специалистах у государства исчезает
вместе с промышленностью, армией и наукой, логично сокращать объем знаний,
преподаваемых в государственных школах, а для антуража придумывать поводы
и обоснования остаточного курса математики - служить вспомогательным средством
при обучении балерин русскому языку, а юристов и депутатов - формальной
логике.
Закончу, как и начал, цитатой из злополучного обращения, в которую добавлена
всего пара выделенных шрифтом слов:
"...Мы верим в прекрасное будущее России, необходимым условием
которого, по нашему глубокому убеждению, является востребованная страной высокая математическая образованность ее граждан".