«Несмотря на ряд достижений, имеющихся в работе втузов, в целом депо подготовки специалистов следует признать в настоящее время неблагополучным. Система подготовки специалистов органически не увязана с промышленностью и не приспособлена к требованиям и темпу ее развития. В этой системе не обеспечено молодым специалистам усвоение новейших достижений нашей и иностранной науки и техники. Совершенно недостаточные наличные кадры преподавателей и профессоров нередко сами не стоят на уровне этих достижений». (Из резолюции Пленума ЦК ВКП(б)
«Об улучшении подготовки новых специалистов», июль 1928 г.) «При организации новых высших учебных заведений и развертывании старых нередко упускалось важнейшее условие работы вузов - обеспечение их соответствующими научно-педагогическими кадрами, лабораториями, кабинетами, библиотеками, в результате чего уровень обучения в ряде высших учебных заведений немногим отличается от уровня средней школы (техникумов)». (Из постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б)
«О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой», 23 июня 1936 г.) «Серьезные недостатки имеются в планировании подготовки специалистов... Учебно-материальная база значительного числа учебных заведений не в полной мере отвечает современным требованиям учебного процесса и организации научно-исследовательской работы». (Из постановления ЦК КПСС и Совета Министров
СССР
«О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране», 3 сентября 1966г.) . . ___________Не правда ли: когда перечитываешь эти строки постановлений и резолюций, создается впечатление, что мы только и делали, что ходили по одному и тому же замкнутому кругу, наступая при этом на одни и те же грабли... Однако, несмотря ни на что, в бывшем СССР удалось создать такую систему высшего образования, что до сих пор результаты выпускных экзаменов в некоторых российских вузах могут быть зачтены на Западе при присвоении степени доктора философии (PhD) - эквивалента нашей степени кандидата наук. В самом начале нового учебного года есть смысл еще раз поговорить о состояний системы высшего образования в России. Тем более что сегодня, к сожалению, речь идет не столько о «коренном улучшении» дел в этой сфере, сколько о спасении от разрушения этой системы как таковой. |