117296 Москва, Ленинский проспект, 64-А
тел. 7 - [095] - 930-56-48
e-mail: bquantum@sovam.com (с пометкой «Квант»).

_______Указатели

Уважаемые читатели!

Четыре года (1998-2001) - для Интернета срок немалый - мы, в сотрудничестве с редакцией, предоставляли Вам возможность знакомиться с материалами журнала «Квант», с приложениями к «Кванту», со ставшими библиографической редкостью брошюрами из библиотечки «Квант». Ваши многочисленные письма и рассеянные по Сети ссылки свидетельствовали о пользе и востребованности этих публикаций. Спасибо всем нашим корреспондентам за советы, замечания и поддержку...

Мы рады сообщить, что Московский центр непрерывного математического образования нашел средства и технические возможности для сетевого воспроизведения журнала «Квант» от его первых и до последних номеров. Поздравляем журнал и его почитателей с этими новыми перспективами и передаем нашим коллегам эстафету вместе с пожеланиями успеха.

Мы завершаем публикацию "квантовых" материалов из свежих и старых номеров с ощущением выполненного долга перед любимым журналом и его аудиторией во всех уголках нашей страны. Будем рады, если все периодические издания, представленные в VIVOS VOCO, обретут, подобно «Кванту», свои полномерные и бесплатные сетевые версии, ибо вся наша деятельность последние пять лет была лишь паллиативом этой нормальной ситуации. А VIVOS VOCO хватит работы - ее впереди непочатый край...

Публикация брошюр из библиотечки "Квант" будет продолжена.

VIVOS VOCO!         


 
БИБЛИОТЕЧКА «КВАНТ»

«КВАНТ» ПО КВАНТУ


1998 [1] [2] [3] [4] [5] [6]
1999 [1] [2] [3] [4] [5] [6]
2000 [1] [2] [3] [4] [5] [6]
2001 [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Приложения
Приложения
 
ВНИМАНИЕ!

Редакция "Кванта" предоставляет нашим читателям-абитуриентам
возможность использовать собрание задач по физике,
предложенных на вступительных экзаменах 1993-1997 гг.
в основные ВУЗ'ы страны.


 

 
2002


№ 1, 2002 г.

Содержание

П. Блиох, "Радиоволны на земле и в космосе" [PDF 293K]

Эта публикация - фрагмент книги, готовящейся к выпуску в "Библиотечке КВАНТ". Автор - блестящий физик и популяризатор - рассказывает о том, какую специфику в распространение радиоволн вносит поперечность колебаний, как происходит преломление радиоволн в атомосфере, что можно узнать, изучая затмения Солнцем космических радиоисточников.
Школа в "Кванте" - [PDF 268K]
И. Слободецкий, "Сухое трение" (9 класс)
Почему при резком торможении автомобиль заносит? Почему скрипит плохо смазанная дверь? Почему движущийся равномерно смычок заставляет звучать скрипичную струну? Эти и другие "странные" эффекты объясняются свойствами сил трения, о которых и пойдет речь в этой статье...
А. Стасенко, ""Костры в поле и русская баня" (10 класс)
И в том, и в другом случае происходит конденсация водяного пара в виде тумана... Фазовый переход при этом осложняется необходимостью присутствия зародышей будущих капелек.
А. Стасенко, "Свист поезда и свет галактик" (11 класс)
Речь, конечно же, пойдет о допплеровском эффекте... Он все чаще используется в технике, поскольку этому способствуют рост скоростей перемещений и увеличивающаяся точность измерения частот излучения.
Калейдоскоп "Кванта" - А. Леонович, "А так ли хорошо знаком вам вакуум?" [PDF 124K]
Вот только один из заданных вопросов: "Что покажет динамометр, к которому подвешена трубка ртутного барометра?"
Практикум абитуриента" - В. Плис, "Кинематика и векторы" [PDF 181K]
Основные методы работы с векторными соотношениями в кинематике материальной точки на примерах равномерного и равнопеременного движения.
Информация - Заочная олимпиада 2002 года для абитуриентов факультета наук о материалах МГУ - математика и физика [PDF 148K]

Варианты - Задачи по физике и математике на вступительных экзаменах в МГУ 2001 года [PDF 248K]


 
2001


№ 1, 2001 г.

Содержание

В. Тихомиров, "Математика во второй половине XX века" [PDF 186K]

Участник и свидетель описываемых событий, автор рассказывает о замечательных достижениях московской математической школы в 50-80-ых годах ХХ века, о Колмогорове и Гельфанде, об Арнольде, Понтрягине, Лидове... Что впереди? Цитируем: "Некоторые наши математические центры понесли большие потери - многие замечательные математики покинули нашу страну. В наибольшей мере это относится к Москве, которая на протяжении многих десятилетий была одним из основных мировых математических центров".
Л. Ашкинази, "Поля скрещиваются" [PDF 203K]
Речь идет о магнетронах - вакуумных генераторных лампах сверхвысокой частоты, внутри которых электрическое поле скрещено с магнитным... Магнетрон, изобретенный Н.Ф. Алексеевым и Д.Е. Маляровым, был сердцем радаров во Второй мировой войне, а после нее тиражирован миллионами штук в домашних СВЧ-печках. Несмотря на уже почтенный возраст, магнетроны продолжают совершенствоваться на основе новейших технологий.
Из истории науки - А. Васильев, "Альберт Эйнштейн" [PDF 146K]
Краткое изложение основных достижений Эйнштейна в различных областях физики.
Школа в "Кванте" - [PDF 267K]
Е. Ромишевский, "Удивительная бутылка" (9 класс)
Как разбить бутылку с жидкостью голыми руками, и притом не порезаться? Я попробовал... и получилось!
А. Стасенко, "Как в землю казан закопали" (10 класс)
О свойствах электрического поля вокруг полусферического электрода, об аналогии электрического и температурного полей, о том как по нарушениям этих полей можно судить о структуре среды...
О. Егоров, "Изотопные источники энергии" (11 класс)
Ну, прежде всего, речь идет об изотопах и конструкциях, в которых принципиально невозможна цепная реакция, в частности, атомный взрыв. Все проще - в дело идет теплота спонтанного радиоактивного распада или заряд, который уносят частицы, вылетающие из распадающихся ядер.
Калейдоскоп "Кванта" - А. Леонович, "Хорошо ли знакомы вам равновесие и устойчивость?" [PDF 74K]
Понятия "устойчивость" и "равновесие" используются при описании самых различных процессов и явлений, а потому анализ их смысла и применимости совершенно необходим как элемент обучения физике, химии, биологии... и даже истории.
Практикум абитуриента" - А. Овчинников, В. Плис, "Законы сохранения в задачах на столкновения" [PDF 145K]
Понятие "столкновение" в физике - шире чем в быту. Имеются в виду любые кратковременные взаимодействия при сближении тел. По характеру последствий различают упругие и неупругие столкновения - к первым, например, относится рассеяние элементарных частиц, а ко второму - ядерные реакции при бомбардировке частицами. Численная оценка результатов столкновений может основываться на применении законов сохранения...
Математический кружок - А. Эвнин, "Девятнадцать доказательств теоремы Евклида" [PDF 199K]
Подумаешь, для теоремы Пифагора известно более 350 доказательств. Впрочем, теорема Эвклида на 200 лет моложе, так что у нее еще есть шанс выиграть это состязание...


 


№ 2, 2001 г.

Содержание

В. Тихомиров, "Математика во второй половине XX века" [PDF 158K]

Окончание; начало см. в № 1.
С. Варламов, "Молния - это не так сложно, как кажется" [PDF 151K]
Рассматривается зарождение и развитие мощного электрического искрового разряда в атмосфере: возникновение и размножение лавинного пробоя, природа проводящих каналов и стримеров, причины угасания молнии.
Практикум абитуриента - Н. Коржов, "Нагревать или сообщать количество теплоты?" [PDF 167K]
На первый взгляд - это одно и то же... Однако, нагревание - по определению - связано с ростом температуры, а при сообщении тепла тающему льду его температура постоянна. Нагревание газа при сообщении ему теплоты различно при изобарности, изохорности и адиабатичности процесса. Все эти тонкости рассмотрены в данной статье.
Олимпиады - [PDF 290K]
XVI Международная математическая олимпиада
XXXVI Международная физическая олимпиада
Избранные задачи Петербургской математической олимпиады
Московская студенческая олимпиада по физике
Информация - [PDF 290K]
Десять лет назад в МГУ был создан факультет наук о материалах - уникальный тем, что выпускает специалистов широкого профиля, именно таких, которых требует современное материаловедение. Сверхпроводники, композиты, нанотехнологии - вот только некоторые области их будущей работы. Здесь рассказывается о структуре факультета, его кафедрах, условиях и правилах поступления, приведены примеры экзаменационных вопросов и задач.


 


№ 3, 2001 г.

Содержание

И. Яминский, "Белок, побеждающий бактерии" [PDF 382K]

Строго говоря, название этой статьи никак не связано с ее содержанием. Посвящена же она наблюдениям за белковыми кристаллами с помощью атомно-силового микроскопа
Физический факультатив - А. Стасенко, "Зачем Галилею песочница" [PDF 156K]
Есть такая наука - механика сыпучих сред. Некоторое представление о рассматриваемых ею явлениях и используемых понятиях и приемах можно приобрести, предвычисляя глубину ямок, образующихся при падении тяжелых шариков на песок.
Калейдоскоп "Кванта" - А. Леонович, "А так ли хорошо знакомы вам теплота и работа?" [PDF 111K]
В школьных и вузовских программах это "заезженные" темы... Однако приведенные здесь вопросы и задачи вряд ли покажутся вам тривиальными. Вот лишь некоторые из них: "Какая автомобильная шина греется при движении больше - слабо или сильно накачанная? Почему?", "При каком процессе газ нагревается, отдавая тепло?", "В чем невыгода отапливания помещений электронагревательными приборами?"
Школа в "Кванте" - [PDF 230K]
А. Черноуцан, "Кинематика точного курса" (9 класс)
Штурман корабля прокладывает курс, учитывая морские течения, ветер и влияние волн. Еще труднее летчику, потому что распределение ветров в верхних слоях атмосферы весьма неустойчиво. Интуитивно вы решаете сходные задачи, переплывая быструю реку, а данная статья учит применять для этого правила сложения скоростей.
К. Блиох, "Печаль или радость" (10 класс)
Грустную мелодию называют минорной, а жизнерадостную - мажорной. Каждый ощущает разницу между минорным и мажорным ладом и способен разобраться в физической природе этой разницы и тонкостях нотного строя. Однако по-прежнему неизвестно, почему одно сочетание колебаний навевает печаль, а другое - радость.
В. Ланге, "Эффективное напряжение в сети переменного тока" (11 класс)
Амплитуда изменения напряжения в проводах городской сети составляет 310 вольт, однако на всех электрических приборах в вашей квартире стоит маркировка - 220 вольт. Оказывается, эта фиктивная величина кардинально упрощает вычисления потребляемой мощности и энергии, позволяя рассматривать переменный электрический ток как эквивалентный ему - постоянный.
Олимпиады - [PDF 237K]
VII Российская олимпиада по астрономии и физике космоса
IX Международная олимпиада "Интеллектуальный марафон"
Информация - Условия приема и вступительные задания - [PDF 135K]
Заочное отделение Малого механико-математического факультета МГУ
Заочная физическая школа при физическом факультете МГУ
Заочная инженерная физико-математическая школа (Ленинград)


 


№ 4, 2001 г.

Содержание

А. Варламов, Дж. Балестрино, "Физика приготовления кофе" [PDF 205K]

Удивительно интересно и полезно... Авторы не только рассказывают о многих способах и деталях приготовления любимого напитка, но также подробно рассматривают процесс фильтрации воды через кофейный порошок и объясняют почему и как взрываются кофеварки.
Практикум абитуриента - В. Можаев, "Магнитные явления" [PDF 199K]
"Магнитные" задачи - едва ли не самые трудные в школьном (и не только!) курсе физики. Вряд ли вам удастся с ходу решить многие из них, если не изучить приведенные здесь подходы и алгоритмы.
Лаборатория "Кванта" - В. Ланге, "Домашний терморегулятор" [PDF 91K]
Мало кто помнит ребристые насадки на стекла керосиновых ламп - дешевые и практичные полупроводниковые термоэлектрогенераторы, питавшие полвека назад ламповые приемнички в глухих уголках нашей страны. Они исчезли, но термопары для измерения температуры и микрохолодильники для процессоров и т.п. устройств находят широкое применение в сегодняшней технике. Как наблюдать термоэлектрические явления в домашних условиях?
Олимпиады - [PDF 246K]
LXIV Московская математическая олимпиада
Избранные задачи Московской физической олимпиады
V Международная астрономическая олимпиада


 


№ 5, 2001 г.

Содержание

М. Каганов, "Сверх..." (часть 2) [PDF 183K]

Приставка "сверх-" часто встречается в "Физической энциклопедии". Здесь рассказывается о сверхрешетках в искусственных кристаллических материалах, о сверхсильных магнитных полях и даже о немыслимом - сверхсветовых скоростях...
Физический факультатив - А. Стасенко, "Вихрь в тумане" [PDF 142K]
На частицы, захваченные вихрем, действует та же центробежная сила, что и в центрифугах и молочных сепараторах. Однако, события в вихрях столь своеобразны, что заслуживают специального рассмотрения. Вихревые топки, циклонные пылеотделители - в этих и многих других технических устройствах энергия вихрей используется в полезных целях, тогда как в смерчах...
Калейдоскоп - А . Леонович, "А так ли хорошо вам знакомы преломление и отражение света?" [PDF 131K]
Ричард Фейнман как-то заметил: "Геометрическая оптика и очень проста, и очень сложна". Вам предоставляется возможность в этом убедиться. Вот пара вопросов "на засыпку": "Почему ночью на неосвещенной дороге лужа кажется темным пятном на светлом фоне?" или "Почему непрозрачно толченое стекло?"
Практикум абитуриента" - В . Можаев, "Корпускулярные и волновые свойства света" [PDF 168K]
Этот дуализм хорошо известен даже школьникам, но и для них, и для многих других будет очень полезно разобраться в том, почему для решения одних задач удобнее рассматривать свет как электромагнитные волны, а для других - как поток фотонов.
Олимпиады - [PDF 224K]
XXXV Всероссийская олимпиада школьников по физике (Саратов, IV 2001 )


 


№ 6, 2001 г.

Содержание

О. Егоров, "Наглядный способ регистрации заряженных частиц" [PDF 350K]

Речь идет о пузырьковых камерах. Они заполнены перегретой жидкостью, в которой вдоль траектории заряженной частицы образуется след из мириад крохотных пузырьков. Это изобретение, удостоенное Нобелевской премии, ныне широко используется в физике высоких энергий.
Практикум абитуриента - В . Можаев, "Характерные задачи вступительных экзаменов по физике в Физтехе (МФТИ)" [PDF 181K]
Сами понимаете...
Материалы вступительных экзаменов 2001 г . - [PDF 206K]
Московский физико-технический институт
Московский государственный институт электроники и математики
Московский педагогический государственный университет
Условия приема - [PDF 312K]
Открытый лицей “Всероссийская заочная многопредметная школа" (ВЗМШ РАО при МГУ)
Заочная физико-математическая школа при Физтехе (МФТИ)
Школы-интернаты (СУНЦ) при МГУ , НГУ , УрГУ , СПбГУ


1998 [1] [2] [3] [4] [5] [6]
1999 [1] [2] [3] [4] [5] [6]
2000 [1] [2] [3] [4] [5] [6]
2001 [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Приложения
Приложения