1998

                                                Избранные задачи [Текст]


№ 1, 1998 г.

В.И. Арнольд, "Статистика первых цифр степеней двойки и передел мира" [Текст]

Первая цифра числа 2n бывает единицей примерно в 6 раз чаще, чем девяткой. Так же распредеделены первые цифры населений и площадей стран мира. Предлагаемое ниже объяснение этого факта приводит к большому количеству математических гипотез, часть из которых доказана, а часть лишь подтверждена компьютерными экспериментами и ожидает строгого доказательства.

№ 3, 1998 г.

Практикум абитуриента: А. Шеронов, "Фазовые переходы в задачах по физике" [PDF 215 K]

Интерес к фазовым превращениям вещества понятен. Достаточно вспомнить, что превращение воды в лед или пар и обратно обеспечивает существование всего живого на Земле. Вся химическая и металлургическая промышленность, работа систем жизнеобеспечения человека тесно связаны с плавлением, кристаллизацией, парообразованием и конденсацией различных веществ. Эти превращения встречаются и в задачах по физике, причем нескольких типов.
Школа в "Кванте - Физика: [PDF 417 K]
П. Хаджи, А. Михайленко, "Маятник с несколькими грузиками" (9 кл.)
Логическим и простейшим обобщением традиционного математического маятника является маятник с двумя или более грузиками. Такой маятник можно назвать частным случаем физического маятника.
А. Стасенко, "Еще один вечный двигатель?" (10 кл.)
Первые проекты механического вечного двигателя относятся к 13 веку (Виллар де Оннекур, 1245, Пьер де Марикур, 1269, Франция)... С 1775 года Парижская Академия наук отказалась рассматривать проекты вечного двигателя.
М. Лившиц, "Закон электромагнитной индукции или «правило потока»?" (11 кл.)
В физике возможны (хотя и редко) ситуации, когда одна и та же формула допускает различное содержание, т.е. описывает разные по сути физические законы. Рассмотрим один такой случай, связанный со знаменитым законом электромагнитной индукции, открытым Фарадеем...
И. Григорьева, "Разумно или логично?" [PDF 283 K]

№ 4, 1998 г.

М. Каганов, "Просто физика" [PDF 349 K]

Известный физик-теоретик размышляет о том, какая глубокая и красивая физика скрыта за обычными, на первый взгляд, явлениями окружающего мира. На этот раз толчком к цепочке рассуждений послужили... сообщения синоптика. А еще - сообщение об аварии на Хаббле.
Физический факультатив: А. Черноуцан, "Куда проскользнет палочка?" [PDF 316 K]
Оказывается, падающая из вертикального положения палочка может проскользнуть как против, так и в сторону падения. Всё зависит от коэффициента трения, граничное значение равно 0,37.
Калейдоскоп «Кванта»: А. Леонович, "Оптические построения" [PDF 261 K]
Тема этого «Калейдоскопа» свела воедино и автора законов движения планет, и математика, знаменитого своими теоремами, и создателя классической механики, и ученого, проведшего труднейшие эксперименты по определению скорости света в разных средах, и многих других известных ученых. При всем различии научных интересов, их волновал вопрос: можно ли (и как) верно отобразить движение неуловимых световых лучей?

№ 5, 1998 г.

А. Бирюков, "Тамэси-вари" [PDF 276 K]

Здесь с точки зрения физики разбирается техника ударов в каратэ.
Физический факультатив: А. Черноуцан, "Как зависит U от p?" [PDF 316 K]
Методом циклов вычисляется изменение внутренней энергии жидкости при ее изотермическом сжатии. Оказывается, оно гораздо больше, чем работа по сжатию жидкости.
Практикум абитуриента: Ю. Чешев, "Оптические системы и приборы" [PDF 295 K]
Решение задач, в которых обсуждаются различные оптические инструменты, основано на умении построения хода лучей от предметов до их изображений.
Школа в "Кванте - Физика [PDF 440 K]
А. Стасенко, "Не стреляйте в белых лебедей" (9 кл.),
А. Стасенко, "Хаос молекул и звезд" (10 кл.)
А. Стасенко, "Зачем быть конденсатору в магнитном поле?" (11 кл.).

№ 6, 1998 г.

М. Каганов, "Законы сохранения помогают понять физические явления" [PDF 397 K]

Известный физик-теоретик, постоянный автор "Кванта" М. Каганов посвятил статью 90-летию Л.Д. Ландау. Начиная с простой задачи о столкновении шариков, автор, сохраняя язык качественных физических оценок, рассказывает о таких интересных явлениях, как эффект Комптона, излучение Черенкова, затухание звука в металлах и полупроводниках, о таких замечательных результатах Ландау, как описание механизма затухания электромагнитных волн в плазме (затухание Ландау), как знаменитый критерий сверхтекучести гелия II...
И. Акулич, "Ум хорошо, а пять - лучше" [PDF 329 K]
Компьютер может многое, и, видимо, зря некоторые математики относятся к нему с некоторым пренебрежением. В этой статье вниманию читателя предлагаются три задачи, которые не то что решить, но даже толком сформулировать без компьютера было бы вряд ли возможно.
Конкурс имени А.П. Савина  [PDF 254 K]

Математический кружок: М. Панов, А. Спивак, "Вписанные многоугольники" [PDF 352 K]

Мы расскажем об одной задаче из «Задачника «Кванта» – объясним, откуда она возникла, покажем ее разнообразные связи с другими задачами. Поскольку «связи» даже более красивы и интересны, чем сама задача, кому-то покажется, что она – только повод для разговора. Наверное, так оно и есть. Если есть ради чего стараться, то не грех и перестараться.
Практикум абитуриента: А. Овчинников, В. Плис, "Аналогии в задачах по физике" [PDF 270 K]
Довольно часто при решении задачи обнаруживается, что она аналогична какой-то другой, уже решенной, причем степени близости задач могут быть весьма разнообразными. Заметив аналогию новой и старой задач, мы получаем дополнительный шанс на успех в поисках решения новой. В качестве примеров рассмотрены несколько конкретных задач.
Материалы вступительных экзаменов 1998 года [PDF 327 K]
Московский Физико-технический институт,
Московский государственный институт электроники и математики,
Московский государственный педагогический университет
Олимпиады - задачи и задания [PDF 352 K]
V Российская олимпиада школьников по астрономии и космической физике,
Избранные задачи Санкт-Петербургской математической олимпиады
Информация [PDF часть 1 - 360 K / часть 2 - 398K ]
Условия приема и вступительные задания в ОЛ ВЗМШ (открытый лицей "Всероссийская заочная многопредметная школа" Российской академии образования), в Заочную физико-техническую школу при МФТИ, а также в школы-интернаты при университетах (СУНЦ при МГУ, НГУ, УрГУ и Академическую гимназию при СПГУ.

Приложения

Н.Б. Васильев, "Кривые дракона" [PDF 577 K] [Анимация!]

Н.Б. Васильев, "Метрические пространства" [PDF 482 K]

"Квант" для младших школьников: Математика 6-8 [PDF 1064 K]